КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Биосфера
НООСФЕРА
В рамках данной таблицы категории, выстроенные по вертикали и расположенные на четырех горизонталях таблицы, образуют узловые пункты развития «психосферы». При этом существуют определенные механизмы гoризонтального и вертикального сопряжения категорий. Так, связь катего рий по горизонтали подразумевает, что наряду с явным содержанием, отличающим каждую категорию «на горизонтали», в ней присутствуют, хотя и скрыто, некие содержания, обусловленные другими категориями той же «горизонтали». Характер вертикального сопряжения состоит в том, что каждая категория, лежащая «выше» по вертикали, может рассматриваться как выявленное системное свойство нижележащей категории, выступающей в качестве ядерной. Тем самым каждая «промежуточная» категория на вертикали представляет собой явление по отношению к категории предшествующей и сущность по отношению к категории последующей. Признавая методологическую ценность идеи структурирования психологических категорий, вряд ли можно до конца согласиться с представленным в указанной работе содержательным наполнением этой таблицы. Более того, некоторые из включенных в классификацию терминов вряд ли могут претендовать даже на роль психологических понятий (например, «организм», «различение»). Да и объединение ряда понятий в целостные структуры по «вертикали» вызывает определенные сомнения. Для нас значимость данного категориального каркаса состоит в том, что, опираясь на идею вертикального сопряжения, можно более широко представить ту психическую реальность, которая стоит за каждой из метапсихологических категорий. С учетом спорности многих положений, связанных с выделением указанных единиц анализа, это делает процедуру структурирования понятийного поля педагогической психологии более обоснованной. С другой стороны, четкое выделение категорий по «горизонтали» позволяет более точно определить границы психологического анализа и соответственно более строго дифференцировать учебный материал в рамках данного пособия. Работа с категориальным каркасом применительно к рассмотрению психолого-педагогического материала позволила выявить необходимость некоторой корректировки предложенных А. В. Петровским и М.Г. Ярошевским категорий. Так, вместо категории «сознание», как очень широкой по своему содержанию, предлагается использовать категорию «понимание». Категория «Я», по нашему мнению, не вполне работает как метапсихологическая, и вместо нее предлагается использовать категорию «личность». Категория -«мотив» обладает, по нашему мнению, таким потенциалом, который позволяет рассматривать ее в качестве метапсихологической. Категория «чувство», по нашему мнению, менее содержательна, нежели категория -«переживание» в том контексте, который ей придают взгляды Л. С. Выготского. Кроме того, вместо слова «общение» в дальнейшем будем использовать его иноязычный синоним «коммуникация» в целях более удобного произношения названия образовательной функции, отвечающей данной категории. В итоге структурирование материала по педагогической психологии в рамках данного учебника будет осуществляться на основе тех связей, которые могут быть установлены между предметной областью и теми функциями, которые реализуются в рамках образования в процессе педагогического взаимодействия между учителем и учениками. Такая структура педагогической психологии может быть представлена в виде взаимосвязи семи основных разделов, рассматривающих психологическое содержание следующих основных функций образования: 1) понимающей; 2) деятельностной; 3) личностной; 4) мотивационной; 5) переживающей; 6) коммуникативной; 7) подсознательной. Графически это может быть представлено следующим образом (рис.).
Рис.. Содержательный состав знания по педагогической психологии Все указанные функции имеют свое психологическое содержание. Рассмотрим его более подробно. Понимающая функция выражает то влияние, которое педагогический процесс оказывает на формирование сознания, на уточнение, дифференцирование и обобщение представленных в нем образов. Данная функция выражается, прежде всего, в овладении учащимися новыми знаниями. Знание (в педагогике) можно определить как понимание, сохранение и сознательное оперирование основными фактами науки и вытекающими из них теоретическими обобщениями (понятиями, правилами, законами, выводами и т. д.). По мере образования знания учеников должны особым образом упорядочиваться, приобретать все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего. Деятельностная функция вытекает из направленности образования на достижение действенности знаний, выражающейся в сознательном оперировании ими, а также в сформированности важнейших специальных (по предмету) и общеучебных умений. К специальным умениям относятся способы действий, построенные на освоении научных правил, формул, принципов. Например, умение применять теорему Пифагора для вычисления величины гипотенузы в прямоугольном треугольнике. Общеучебные умения связаны, в частности, с освоением правил работы с книгой, составления конспекта, написания реферата. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Личностная функция раскрывает ту степень влияния, которое педагогический процесс оказывает на формирование личности школьника. Для этого в рамках обучения и воспитания создается особая «воспитательная среда», призванная моделировать основные признаки тех социальных институтов и ценностей, к реализации которых требуется подготовить учеников. Tак, нравственное воспитание невозможно без освоения моральных норм и способов их реализации, эстетическое воспитание - без знакомства с лучшими образцами культуры и выработки определенного отношения к ним. Мотивационная функция указывает на ту связь, которая существует между педагогическим процессом и изменениями направленности личности школьника. Ее динамика на протяжении всего школьного периода жизни ребенка способна вызвать к жизни возникновение таких новых структурных элементов психики, как познавательные интересы, профессиональная направленность и др. Важнейшим аспектом осуществления мотивационной функции образования является возникновение смыслообразующих структур, во многом определяющих успешность как процесса образования, так и последующей жизни ученика. Переживающая функция проявляется, прежде всего, в тех пережuваниях, которые сопровождают процесс образования или вызываются этим процессом. Реализация данной функции во многом обусловлена спецификой образовательных учреждений и педагогического процесса, которые качественно отличаются от тех условий, к которым ученик привыкает в дошкольный период. Но и после адаптации ребенка к школьным условиям педагогический процесс несет в себе целый ряд факторов, способных вызвать у него различные отрицательные переживания: страхи, стрессовые состояния. Все это находит свое выражение в таком показателе, как психическое здоровье школьника. Поддержание психического здоровья тесно связано с физическим здоровьем школьников и той психологической атмосферой, которая складывается в школьном коллективе. Другой аспект анализа переживания - рассмотрение его вслед за Л. С. Выготским в качестве единицы анализа процессов развития психики ребенка. Коммуникативная функция не только обеспечивает формирование отдаленных последствий педагогического процесса, но и предполагает изменение текущего взаимодействия в школьном коллективе. Ее реализация связана с осуществлением ряда специальных мер, направленных на организацию процесса общения учителя и учеников. В этом случае на первый план выходят методы и средства организации внутригруппового взаимодействия школьников, направленного на решение учебно-воспитательных задач. При этом наряду с предметным результатом общения появляются предпосылки для изменения системы отношений школьника к педагогу, к товарищам, к себе. Подсознательная функция позволяет рассматривать образование как особую сферу взаимодействия, оказывающую влияние не только на сознание школьников, но и на их подсознание. Так, педагогическое воздействие проникает по определенным каналам в сферу бессознательных процессов, приводя к образованию устойчивых навыков и привычек. Развитие творческого потенциала школьников невозможно без учета возможностей их надсознания. Как социальный институт, через который проходят практически все представители общества, образование оказывает особое влияние на формирование определенных общественно значимых смысловых установок. В совокупности все эти компоненты образуют то, что может быть названо психологическим содержанием педагогических функций. Поскольку каждая функция раскрывает влияние педагогического процесса на личность ученика, то можно говорить, что при таком подходе в педагогической психологии удалось сохранить акцент на рассмотрении психики ребенка, на чем и настаивал в свое время А.Н. Леонтьев. Однако в данном случае ребенок остается школьником, т.е. рассматривается в рамках педагогического взаимодействия с учителем, что делает анализ системным. В итоге педагогическая психология позволяет выявить ту психологическую составляющую, которая связана с результатами целостного педагогического процесса. Легко заметить, что представленная иерархия психологических функций не является стабильной. Она во многом определяется теми приоритетами, которые реализуются в теории и практике образования. Тем самым определенные представления педагогической науки о процессах обучения и воспитания должны учитываться в качестве значимых факторов рассмотрения объекта психологического исследования. Соответственно и развитие педагогики как науки об образовании и его функциях способно повлечь за собой определенные структурные изменения в педагогической психологии. Изменчиво и представление о психологическом содержании этих функций. Оно во многом обусловлено теми представления ми о предмете психологии, которые складываются на том или ином историческом этапе развития, и разрабатывается на основе категориального аппарата психологической науки. В дальнейшем каждому разделу данной книги будет предпослано определенное введение. В нем будут указаны те понятия, которые выступают системообразующим средством для осуществления того психолого- педагогического анализа, который составляет содержание соответствующей главы. При этом нужно иметь в виду, что научный материалв педагогической психологии накапливался в течение длительного времени, и при этом представления исследователей не всегда совпадали с предлагаемым категориальным каркасом. Поэтому организация учебного материала по категориальному основанию сама по себе представляет определенную трудность, неизбежно связанную с некоторыми допущениями и упрощениями. Вместе с тем систематизированный таким образом материал науки сам по себе способен выступить фактором, инициирующим ее развитие в новых, ранее не выявленных направлениях.
0.3. Методологические предпосылки построения
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |