Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

Контрольные вопросы

1. Каковы отличительные черты научного познания как процесса выявления сущности окружающих явлений?

2. Что такое объект и предмет научного исследования и какое место они занимают в структуре научного знания?

3. Что представляет собой образование как объект психологичес­кого исследования?

4. Что представляет собой «категориальный подход» в психологии и как он проявляется в строении педагогической психологии?

5. Чем обусловлена возможность рассмотрения понятия «установ­ка» как базисной психологической категории и понятия «подсо­знание» как метапсихологической категории?

6. Что включает многообразие типов научного знания в педагоги­ческой психологии и чем оно обусловлено?

7. Какое влияние оказывают на педагогическую психологию разли­чия в концептуальных подходах к пониманию психики?

8. Каковы основные исторические шаги развития представлений о психологических аспектах образования?

!). Какие ученые развивали основные представления о педагогичес­кой психологии в России?

10. Какие идеи лежали в основе разработки педагогической психо­логии в Европе?

11. Каков вклад американских ученых в разработку основных под­ходов к психологическому анализу педагогического процесса?

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. —М.: Прогресс 1986.418с.

2. БрунерДж. Процесс обучения. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 85 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.480с.

1. Джемс У. Беседы с учителем о психологии. — Петроград: Изда­ние Т-ва «МИР», 1921. 120 с.

Введение в предмет «Основы специальной педагогики и специальной психологии». (Основные тезисы для размышления студентов).

 

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечено: личность может воспитать только личность.

Воспитатель не может быть пирожком ни с чем, он должен быть обязательно с начинкой, чтобы быть интересным детям. У каждого должна быть своя позиция, своя вера.

Нужно хорошо понимать, что происходит в стране, какие процессы влияют на развитие и воспитание детей. (Путь развития России: Петр 1, 1917 год, 1990 год, 200…).

Проблема сегодняшнего дня, сформулированная Ш.А.Амонашвили: «Дети новые. Педагогика старая. Как быть?».

- Была стабильная информационная система. Одного образования хватало на всю жизнь.

- Сегодня 50% знаний теряют смысл и актуальность через 2 года, через 4 года устаревает все.

- Программы школы перегружены в 30-40 раз. Информации идет все больше, а дети все хуже учатся. С урока на урок передвигаются тела, а не мозги детей.

- Учебный процесс на 90% осуществляется на репродуктивном уровне (уровень механического воспроизведения).

- ЕГЭ уничтожает последние проблески развития творчества и личностного развития, т.к. юношеские годы, являющиеся благодатным периодом для формирования мировоззрения, бездарно растрачиваются на механическое натаскивание для сдачи ЕГЭ.

- Образование это то, что остается в человеке, когда все выученное забыто (эффект водопроводного крана, с льющейся через край водой; кратковременная память: сдал-забыл; долговременная: после осознания и понимания информация остается на всю жизнь).

- Все закладывается в детстве. 90% заболеваний – это результат психологических проблем.

- Усвоить всю идущую информацию невозможно, поэтому срабатывает механизм самосохранения. Дети сегодня не учатся, а приспосабливаются, чтобы выжить. Это становиться нормой жизни.

- ЦНС ребенка и любого человека в состоянии стресса сгорает как от тока высокого напряжения. Если требования выше возможностей, происходит «взрыв» накопившейся отрицательной энергии, срабатывает механизм самосохранения. Взрыв имеет три выхода, три дороги:

1. Отключение эмоционального реагирования (пофигизм). В результате происходит процесс приспособления, сопровождаемый ложью, паразитированием за чужой счет. Дети и старики не могут быть счастливыми в такой обстановке.

2. Сбрасывание отрицательной энергии: агрессия, грубость, драки, битье стекол, неоправданна ничем порча имущества, алкоголизм, наркотики, необузданный секс.

3. Депрессия: всю накапливающуюся отрицательную энергию носит в себе. 50% детей невротизированы уже к 4 классу, почти 100% - к 6-му.

Возможно ли избежать жизни в состоянии «взрыва»? Как это сделать?

Легко: нужно заниматься той деятельностью, которая приносит удовольствие.

Трудность заключается в том, что часто ребенок не мотивирован на обязательную деятельность, через силу выполняет задания - отсюда ситуация неуспеха – хронический характер стрессового состояния – и выход на одну из трех дорог (у взрослых людей такие же проблемы)

Учебная деятельность – одна из самых сложных видов деятельности.

Сегодня мы вынуждены себе признаться в кризисе педагогики! Классно-урочная система, служившая нам верой и правдой многие столетия, пришла в противоречие с современными условиями. Если знания всегда были целью образования, то сегодня они превратились лишь в средство обучения. Учебное заведение перестало быть ведущим источником информации. И миссия учителя сегодня – это миссия сопровождения. Он должен учить ребенка добывать знания, которые ему понадобятся. (Эксперимент в Финляндии: без отметок, расписания, звонков и перемен учат будущих учителей организации сопровождения в учебном процессе.)

В Китае отказались от традиционной системы образования, осуществив переход к обучению на базе ресурсных центров, где 30% времени занимает теоретическая подготовка и 70% - практическая по освоению навыков деятельности. В основе лежит принцип дистанционного обучения. Страна, благодаря этому, сделала высочайший за последние 20 лет рывок в своем развитии.

Посмотрим другую проблему современности – отклоняющееся от нормы поведение детей.

Если старые нормы и ценности разрушены, а новые еще не приняты, появляется состояние аномии, т.е. безнормности.

Правильный путь, к которому все привыкли – норма. В меняющихся условиях среды начинается естественный отбор. Кто не приспособился – погибает. Так вымерли динозавры, мамонты, русская интеллигенция. Выжил тот, кто пошел другим путем, отклоняющимся от принятой нормы. Часто это становится единственной возможностью выжить (Спекулянты, валютчики периода существования СССР сегодня у руля. Им на смену обязательно придет новое поколение. Иначе погибнет не только Россия, но и все человечество).

Нормой развития в раннем возрасте является общение с матерью. 37% детей до года в домах малютки без матери умирают при хорошем уходе. Остальные развиваются с отклонениями в развитии.

Нормальное развитие детей в дошкольном возрасте осуществляется в процессе игровой деятельности. И если не удовлетворяется эта потребность, наблюдаются различного рода отклонения в развитии и поведении.

Если отец на глазах у детей бьёт и оскорбляет мать, а она еще и безропотно прощает его, это отклонение становится нормой дальнейшего поведения ребенка.

Если проанализировать нашу сегодняшнюю жизнь в различных сферах: экономической, политической, социальной, духовной, можем ли мы сказать, что сегодня везде норма и порядок...? Аномия, да и только.

Итак, мы сегодня рассмотрели проблемы нашего общества и подошли вплотную к пониманию содержания предмета, который называется «Основы специальной педагогики и специальной психологии». Разговор пойдет о детях с отклоняющимся поведением и развитием и о педагогах, которые в меняющихся условиях остались на старых методах работы с детьми нового поколения.

Нашу работу будем строить следующим образом:

а) 30% - теории, 70%- вашей практической деятельности на уроке для осознания материала.

б) Лекции получаете в печатном виде. Отсюда, записи в тетрадях - по индивидуальной необходимости.

в) На уроках главное: слушать, слышать, учиться размышлять, осознавать, формировать собственную позицию.

г) Оценка конечного результата взаимодействия для тех, кто будет посещать и активно работать на уроках: экзамен автоматом.

д) Основная форма работы на уроках: в группах. Определите, пожалуйста, 4-5 человек, которые за время обучения завоевали Ваше доверие и пользуются авторитетом. А теперь каждый ответственный подберет себе примерно равную по численности команду единомышленников для дальнейшей работы. Чтобы у каждой группы было свое лицо, придумайте название своей группе.

Задание на дом: а) поискать и принести материал о гуманной педагогике для разговора на следующих уроках; б) попробуйте сформулировать свое мнение о том, что такое гуманная педагогика.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многообразие концептуальных подходов в педагогической психологии | История развития цивилизации - история развития городов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.