Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О понятии «культура» в разные эпохи





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от слова colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать. Впоследствии от слова colere, произошло много других слов. Напимер, значение "населять" через латинское colonus трансформировалось в колонию, а "почитать", "поклоняться" через латинское cultus - в культ. В Древнем Риме слово культура стало использоваться как оппозиция понятию «натура»- природа. В противоположность первозданному и естественному оно обозначало обработаное, возделанное, искусственное.

Слово "культура" римляне употребляли с каким-нибудь объектом в словосочетаниях, означающих совершествование, улучшение того, с чем сочеталось: "culture juries" - выработка правил поведения, "culture lingual" - совершенствование языка и т.д.

Возделывание и обработка земли ,в таком контексте оно прозвучало в трактате, написанном М.П. Катоном в Древнем Риме. Этот труд под названием "De agri cultura" полностью сохранился и дошел до наших дней. Трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое "нравиться" должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры. Термин «agri culture» (агрикультура)и в наше время означает возделывание зерновых, в XVIII–XIX вв. само слово cultureпотеряет свое привычное значение.

Однако отправной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу "Тускуланские беседы", принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону (106-43 до н.э.). Цицерон не просто описывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть культуры. Он использовал слово «культура» в переносном смысле: как, улучшение, возделывание, упорядочение души и ума. Назвав философию "культурой души" ("cultura animae"), он считал, что и человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.



Со временем слово «культура» стало вбирать в себя более широкий круг предметов, явлений, действий общим свойством которых был их сверхприродный характер. Сам человек, рассматриваемый как творец самого себя, был включён в систему культуры, которая тем самым приобрела смысл «образования» и «воспитания».

Рассматривая развитие представлений о культуре в античном обществе , необходимо сказать, что в Древней Греции существовало понятие «пайдейя».Это слово в буквальном переводе с древнегреческого обозначает воспитание ребенка и его можно трактовать как процесс подготовки граждан в древнегреческом городе-государстве. Поведение воспитанного человека прошедшего процесс пайдейи, соответствовало определенным правилам и принципам. По мнению древних греков, именно «упорядоченность» отличает, человека от животного, эллина от варвара, свободного от раба.

Похожие представления отразились в латинском понятии «humanitas» (человечность), обозначавшем качества, свойственные только человеку, которые, в представлении древних римлян, достигаются напряженным трудом, доблестью, образованием и воспитанием.

В понимании культуры как своеобразия жизни людей римляне - продолжатели традиций, заложенных в Древней Греции. Но именно в Древнем Риме определенное понимание и терминология сошлись воедино. И потому считается, что как раз у римлян, и в частности у Цицерона, намечается путь к тому классическому пониманию культуры, которое окончательно сложилось в классической философии XVIII-XIX вв.

В средние века получил распространение иной комплекс значений и слово "культура" стало ассоциироваться скорее с признаками личного совершенства, в первую очередь религиозного. Под культурой осознается данная Богом возможность преодоления человеческой ограниченности путем постоянного внутреннего совершенствования.

В эпоху Возрождения формируется новое представление о культуре, как о продукте свободной созидательной активности человека. Под совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей.

В значении самостоятельного понятие "культура" появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к "человеку искусственному", воспитанному в обществе, в противоположность человеку "естественному", необразованному.

Как самостоятельное явление общественной жизни культура стала рассматриваться в эпоху Просвещения. В это время возникла проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Идеологи Просвещения стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturale- природа. Эти два латинских понятия противопоставлялись друг другу, как искусственно созданное и естественное природное. Культурные феномены (мораль, искусство, обычаи и т. п.) как необходимые элементы общества возникают, по мнению просветителей, благодаря человеческой воле. Культура понимается как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Т.е. к культуре относилось только то, что касалось развития, самосовершенствования человека. Таким образом, не все, что являлось результатом деятельности людей, можно было назвать "культурой".

Французские просветители XVIII века сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию человеческого "разума". Слово культура объяснялось как «разумность». Эта разумность относилась, прежде всего, к общественным порядкам и политическим институтам, главными критериями ее оценки служили достижения в области искусства и науки. Сделать людей счастливыми – вот главная цель культуры. Она совпадает с желаниями человеческого разума. Данное направление, считающее, что главная цель человека – достижение счастья, блаженства, радости, получило название эвдемонизм. Его сторонниками были французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689–1755), итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668–1744),французский философ Поль Анри Гольбах (1723–1789),французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712–1778), французский философ Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803). Понятие культуры становится все более и более неразрывным с понятием цивилизации.



В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово "культура" запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 году книгу "Опыт истории культуры человеческого рода".

Спустя два года вышел в свет первый том книги И.Г. Гердера (1744-1803) "Идеи к философии и истории человечества", где слово "Kulture" уже перестает служить метафорой, но наполняется философским содержанием. Гердер первым предложил употреблять термин "культура" во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.

В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый - господство над природой с помощью знания и ремесел, второй - духовное богатство личности. Два великих немецких философа, Иммануи́л Кант (1724-1804) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831), почти не употребляли слово "культура". Гегель заменял его термином "Buildung" (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. В его трудах противопоставляется «мир природы» и «мир свободы» (культура), который конструируется самим человеком. И. Кант определил культуру как «приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще» и реализацию всех имеющихся задатков. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.Г. В. Ф. Гегель рассматривает культуру как явление, развивающееся в соответствии с рациональными принципами.

Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883) впервые в качестве глубинного основания культурной эволюции назвал материальное производство, считая, что состояние культуры зависит от уровня развития экономики.

В XVIII-XIX вв. культура нередко рассматривалась как организм, где социальные институты сравнивались с органами и частями тела, а социокультурные процессы – с физиологическими процессами. Такого взгляда придерживался, например, английский социолог Г. Спенсер (1820-1903).

Как научная категория культура начала восприниматься только во второй половине XIX в.

На протяжении XX века интерес к культурологии как науки, изучающей культуру продолжал возрастать, что закономерно привело к появлению множества новых теорий, школ, направлений, дававших свою оценку сущности культуры и вероятных перспектив её будущего.

Среди культурологических теории современности наиболее известны: морфологическая концепция истории О.Шпенглера, концепция цивилизации А.Тойнби, концепция циклического развития культуры П.Сорокина, психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда, концепция коллективного бессознательного К.Юнга, функциональная теория культуры Б.Малиновского, игровая концепция культуры И.Хейзинги, пасионарная теория культуры Л.Гумилёва.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3705; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.