КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление культурфилософских идей в России
В XVIII веке и в первой четверти XIX слово "культура" в лексике русского языка отсутствовало. В «Новом словотолкователе, расположенном по алфавиту" составленным Н.М. Яновским в Санкт-Петербурге в 1804. этого слова нет. В иностранных словарях предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Так двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно - просвещение. Впервые слово культура звучит в выпущенной И.Ренофанцевым в 1837 году "Карманной книжки для любителя чтения русских книг, газет и журналов". В этом словаре выделяется два значения слова "культура": земледелие и образованность. То есть слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория. Однако за год до выхода в свет словаря Ренофанца, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию "культура", но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774-1847) "Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира". Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина "культура", но и становлению собственно культурфилософских идей в России. Велланский противопоставляет культуру и природу, соотнося их как реальный мир и его идеальный образ. Для него культура – отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение и не иметь его,а выражаться в отвлеченных понятиях. Велланский писал: "Природа - возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. - Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования". Таким образом, слово "культура" вошло в русский язык довольно поздно - в середине 30х годов XIX века и широкого распространения не имело. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения "образованность", "просвещение", "разум", "воспитанность". В словаре языка Александра Сергеевича Пушкина слова "культура" мы тоже не найдем: его полностью заменяет слово "просвещение", к которому сам поэт относился весьма неоднозначно. С одной стороны, Пушкин признает положительное для России влияние европейского Просвещения: С другой стороны в его стихах сближаются понятия просвещения и тирании("оковы просвещения") Совсем иное осмысление давал слову "просвещение" Н.В. Гоголь. Из "Переписки с друзьями"(1846 г.): "Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово "просвещение". Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет, ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь». Гоголь смыл понятия "Просвещение", видит в бесценном наследии христианской веры. Гоголевскому пониманию и интерпретации просвещения вполне соответствует часто употребляемое в более поздние времена словосочетание "духовная культура" ("культура Духа"). Русские религиозные философы XX века Николай Александрович Бердяев (1874-1948) и Павел Александрович Флоренский (1882-1943) дали свое толкование слова "культура", считая его производным не от "colere-cultura", указывающего на изначальную связь понятия с земледелием, но от "культа", то есть, соотнося понятие "культура" непосредственно с религией, духовной сферой. По словам Флоренского, "большинство культур, сообразно своей этимологии (cultura есть то, что имеет развиваться из cultus), было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры". Сходные идеи развивал и Бердяев: "Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается... Древнейшая из Культур - Культура Египта началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями". Художник Николай Константинович Рерих (1874-1947) не раз называл Культуру "почитанием Света".Он раскладывает слово культура на части: "Культ" и "Ур". "Культ, - размышлял художник, - всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь". Слово приобретало как бы двойное прочтение: в контексте европейской традиции "Культ света" (просветительский смысл) в сопряжении с восточным мистицизмом. Иной смысл приобретает слово "культура" с появлением на свет книги немецкого философа и историка культуры Освальда Шпенглера "Закат Европы". В данной работе автор противопоставляет понятия "культура" и "цивилизация". Цивилизация, по мнению Шпенглера, является гибелью культуры определенного народа. Эта идея о враждебности данных двух понятий давно бродила в умах европейских и российских философов, а, будучи оформленной Шпенглером в книге стала настоящей сенсацией. Традиция противопоставления культуры и цивилизации в России уже имела свои национальные корни. Впервые эту идею высказал А. Блок в статье "Крушение гуманизма", ее поддерживал Н. Рерих. Осмыслить культуру как категорию пробовал поэт Андрей Белый,. Он определяет "культуре" свое собственное место и в жизни каждого человека, и в жизни нации. В докладе "Пути культуры" он говорит что само «Понятие "культура" отличается необыкновенной сложностью и легче определить понятие "наука", "искусство","быт". Культура это органическое соединение многих сторон человеческой деятельности. Для Белого культура определяется ростом человеческого самосознания; «...она есть рассказ о росте нашего "Я"; она - индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше "Я"; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то "Я"». К проблем культуры обращались многие русские философы, писатели: Владимир Соловьев, Евгений Трубецкой, Лев Гумилёв и другие. Широко известны культурологические концепции Николая Яковлевича Данилевского великого русского мыслителя, основоположника учения о цивилизациях. В своей книге «Россия и Европа» он впервые дал определение цивилизации как главной формы человеческой организации пространства и времени, выражающейся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытные культурно-исторические типы. Крупнейший русский социолог и культуролог, проживший большую часть своей жизни в эмиграции Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) является основоположником русской и американской социологических школ. Его теория существования суперсистем культуры — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в., изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937—1941). В соответствии со своими методологическими установками П. Сорокин представлял исторический процесс как процесс развития культуры. В ходе этого развития общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и т.д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П.Сорокина,служит основой и фундаментом всякой культуры. Лев Никола́евич Гумилёв (1912 — 1992) —российский учёный, историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка. Основоположник пассионарной теории этногенеза. Э̀тногене́з - происхождение народа, процесс сложения этнической общности (этноса).Этногенез-процесс природный, а культура по Гумилёву есть результат органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний,вызывающих состояние пассионарности.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |