Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Себестоимость перевозок, ее определение и пути снижения




Себестоимость перевозок является важнейшим обобщающим показателем экономической деятельности транспортных предприятий.

Себестоимость перевозок – это удельные текущие (эксплуатационные) расходы, приходящиеся на единицу транспортной работы.

В себестоимость транспортных услуг входят затраты на топливо, горюче-смазочные материалы, на оплату труда и другие расходы, необходимые для организации и управления процессом транспортировки грузов или пассажиров.

Её измеряют в рублях на тонно-километр, пассажиро-км или приведенный тонно-километр. Иногда определяют себестоимость перевозки 1тонны груза или 1 пассажира.

Себестоимость перевозки 1 тонно-км или пасс-км:

, руб/тонно-км;

 

, руб/пасс-км;

 

, руб/прив. т –км.

где R – текущие (эксплуатационные) расходы соответственно по грузовому и пассажирскому транспорту, в руб.;

Ql – грузооборот, т-км;

Рl – пассажирооборот, пасс-км;

Qlприв – приведенный грузооборот, прив. т-км.

 

Себестоимость перевозки 1 тонны груза или 1 пассажира:

, руб/т;

 

, руб/пасс;

где Q – объем перевозок, т;

P – численность пассажиров, чел.

На себестоимость перевозок оказывают влияние следующие факторы:

- объем и дальность перевозок, структура грузов;

- грузоподъемность подвижного состава;

- пассажировместимость подвижного состава (вагонов, судов, автомобилей и т.д.);

- расход топлива, металла, рабочей силы;

- скорости доставки грузов;

- КПД тяговых двигателей1 и удельное сопротивление движению2;

- степень использования и тип транспортного средства;

- доля порожнего пробега;

- время перевозки;

- формы организации транспортного процесса и др.


1 КПД – коэффициент полезного действия: отношение количества энергии, полученной от машины к количеству энергии, затраченной на приведение ее в действие. КПД машины характеризует степень ее экономичности: расходы на топливо, смазку.

2 Удельное сопротивление движению, например, сопротивление воды движению судна – усилие, которое необходимо приложить к судну для сообщения ему заданной скорости в определенных условиях. Общее сопротивление складывается из сопротивления воды и сопротивления воздуха. Чем больше удельное сопротивление вод, тем больше расход топлива, энергии, выше себестоимость.

 


Отличия структуры себестоимости перевозок разных видов транспорта связаны с некоторыми различиями в структуре затрат.

Как видно из табл., основные затраты на транспорте (70-90%) связаны с заработной платой, топливом и электроэнергией, амортизационными отчислениями.

Однако доля каждого из этих элементов затрат различается по видам транспорта.

Структура себестоимости перевозок,% по видам транспорта в 2004 году

Элементы затрат Железнодорож-ный Автомобиль-ный Морской Речной Воздуш-ный Трубопровод- ный
Материальные затраты 35,7 39,7 33,6 49,7 52,2 53,8
Из них на: топливо и электроэнергию 12,8 21,8 11,8 22,2 25,7 12,6
Оплата труда 29,2 33,6 23,6 21,6 14,9 9,5
Отчисления в соц. Фонды 8,4 10,1 6,1 6,6 4,1 2,1
Амортизация 19,0 4,9 7,9 4,4 3,0 4,1
Прочие затраты 7,7 11,7 28,8 17,7 25,8 30,5
Всего затрат            

Доля заработной платы в текущих расходах на транспорте в два раза выше, чем в промышленности, что связано с отсутствием затрат по таким статьям, как сырье и незавершенное производство.

Это обстоятельство требует особого отношения на транспорте к проблеме использования трудовых ресурсов и производительности труда.

Несопоставимость средних значений себестоимости перевозок по видам транспорта объясняется тем, что одни и те же элементы затрат по разному учитываются в структуре эксплуатационных расходов.

Так, на автомобильном и речном транспорте в себестоимости перевозок не отражены расходы на содержание путевого хозяйства (дорожная составляющая), которое финансируется из федерального или местных бюджетов.

На железнодорожном транспорте эти расходы входят в себестоимость перевозок и составляют примерно 12-15% ее абсолютной величины.

Следовательно, при сравнении себестоимости перевозок по видам транспорта надо проводить дополнительные расчеты для приведения затрат в сопоставимый вид.

Показатели средней себестоимости перевозок на различных видах транспорта несопоставимы еще и потому, что они исчислены для разной средней дальности и густоты перевозок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.