КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Себестоимость перевозок, ее определение и пути снижения
Себестоимость перевозок является важнейшим обобщающим показателем экономической деятельности транспортных предприятий. Себестоимость перевозок – это удельные текущие (эксплуатационные) расходы, приходящиеся на единицу транспортной работы. В себестоимость транспортных услуг входят затраты на топливо, горюче-смазочные материалы, на оплату труда и другие расходы, необходимые для организации и управления процессом транспортировки грузов или пассажиров. Её измеряют в рублях на тонно-километр, пассажиро-км или приведенный тонно-километр. Иногда определяют себестоимость перевозки 1тонны груза или 1 пассажира. Себестоимость перевозки 1 тонно-км или пасс-км: , руб/тонно-км;
, руб/пасс-км;
, руб/прив. т –км. где R – текущие (эксплуатационные) расходы соответственно по грузовому и пассажирскому транспорту, в руб.; Ql – грузооборот, т-км; Рl – пассажирооборот, пасс-км; Qlприв – приведенный грузооборот, прив. т-км.
Себестоимость перевозки 1 тонны груза или 1 пассажира: , руб/т;
, руб/пасс; где Q – объем перевозок, т; P – численность пассажиров, чел. На себестоимость перевозок оказывают влияние следующие факторы: - объем и дальность перевозок, структура грузов; - грузоподъемность подвижного состава; - пассажировместимость подвижного состава (вагонов, судов, автомобилей и т.д.); - расход топлива, металла, рабочей силы; - скорости доставки грузов; - КПД тяговых двигателей1 и удельное сопротивление движению2; - степень использования и тип транспортного средства; - доля порожнего пробега; - время перевозки; - формы организации транспортного процесса и др. 1 КПД – коэффициент полезного действия: отношение количества энергии, полученной от машины к количеству энергии, затраченной на приведение ее в действие. КПД машины характеризует степень ее экономичности: расходы на топливо, смазку. 2 Удельное сопротивление движению, например, сопротивление воды движению судна – усилие, которое необходимо приложить к судну для сообщения ему заданной скорости в определенных условиях. Общее сопротивление складывается из сопротивления воды и сопротивления воздуха. Чем больше удельное сопротивление вод, тем больше расход топлива, энергии, выше себестоимость.
Отличия структуры себестоимости перевозок разных видов транспорта связаны с некоторыми различиями в структуре затрат. Как видно из табл., основные затраты на транспорте (70-90%) связаны с заработной платой, топливом и электроэнергией, амортизационными отчислениями. Однако доля каждого из этих элементов затрат различается по видам транспорта. Структура себестоимости перевозок,% по видам транспорта в 2004 году
Доля заработной платы в текущих расходах на транспорте в два раза выше, чем в промышленности, что связано с отсутствием затрат по таким статьям, как сырье и незавершенное производство. Это обстоятельство требует особого отношения на транспорте к проблеме использования трудовых ресурсов и производительности труда. Несопоставимость средних значений себестоимости перевозок по видам транспорта объясняется тем, что одни и те же элементы затрат по разному учитываются в структуре эксплуатационных расходов. Так, на автомобильном и речном транспорте в себестоимости перевозок не отражены расходы на содержание путевого хозяйства (дорожная составляющая), которое финансируется из федерального или местных бюджетов. На железнодорожном транспорте эти расходы входят в себестоимость перевозок и составляют примерно 12-15% ее абсолютной величины. Следовательно, при сравнении себестоимости перевозок по видам транспорта надо проводить дополнительные расчеты для приведения затрат в сопоставимый вид. Показатели средней себестоимости перевозок на различных видах транспорта несопоставимы еще и потому, что они исчислены для разной средней дальности и густоты перевозок.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |