Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность несовершеннолетних преступников

 

В криминологической литературе процесс возникновения личности называют «социализацией личности». По нашему мнению, это неудачное название, потому что уже предполагает, будто личность как бы существует и до ее «социализации». На самом же деле социализируется не личность, а естественно-природное тело новорожденного, а затем ребенка, которому лишь предстоит превратиться в личность в процессе этой «социализации», т.е. личность еще должна возникнуть. И акт ее «рождения» не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человека. Ни биологическое, ни социальное само по себе, ни даже их отношения еще не образуют целостную структуру личности. Она возникает, когда между исходными компонентами устанавливаются устойчивые внутренние связи и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества.

Социальные условия жизнедеятельности личности, сложной мозаикой отражаясь в сознании, влияют на ее характер. Известно, что одна и та же социальная среда формирует разные человеческие личности. Поэтому формирование личности происходит на основе природных задатков в соответствии с физиологическим и психологическим развитием индивида при влиянии таких социальных факторов, как социально-экономические условия, культурные и нравственные ценности, семья, школа, ближайшее окружение в сфере досуга и т.д. Вот почему социальную среду рассматривают и как совокупность стимулов и ситуаций, воздействующих на подростков, под влиянием которой приобретается человеческий опыт, формируются интересы и стремления, определенные стереотипные формы поведения и жизненные позиции, и как регулятор удовлетворения жизнедеятельности человека в одном направлении при условии ограничения и запретов в другом.

Ближайшее окружение (микросфера) может, фильтруя и преломляя воздействия социальных явлений, всячески ослабляя и нейтрализуя негативные последствия таких явлений, как материально-бытовые трудности, конфликты и т.д., придать им иное, более благоприятное формирующее значение. Но именно это же окружение ввиду сложного, подчас противоречивого характера отражения объективных социальных процессов в обществе, в сознании людей одновременно способствует тому, что достаточно сильные в общем плане положительные стороны социальных процессов и явлений нередко действуют значительнее медленнее и слабее, чем это необходимо для позитивного формирования несовершеннолетних.

Степень социальной активности во взаимодействии со средой, способность противостоять негативным факторам у различных подростков неодинаковы. Например, виды, формы и пределы социального взаимодействия в основном устанавливаются родителями, что существенно ограничивает степень активности подростков. Они не выбирают себе семью, школу, родителей, они не самостоятельны в социально-экономическом отношении, поэтому не могут без помощи взрослых радикально менять свои взаимосвязи со средой (например, уйти из аморальной, криминальной семьи).

В силу возрастных особенностей, особенностей психологического развития подростки не менее критично воспринимают внешние условия, не всегда в состоянии правильно их оценить, что также может при определенных условиях выражаться в противоправном поведении.

Многие криминологи полагают, что лицам несовершеннолетнего возраста присущи особые свойства, превращающие их порой в трудновоспитуемых. При этом чаще других приводятся такие особенности, как повышенная возбудимость, эмоциональность, максимализм, бескомпромиссность, повышенный критический настрой. Вместе с тем отмечаются противоположные качества: некритичность, эгоизм, замкнутость, лабильность, внушаемость и т.п.

Нередко подобные характеристики трактуются как универсальные нормы поведения, имеющие преимущественно негативную оценку. Специфику поведения несовершеннолетних лиц многие авторы объясняют физиологической перестройкой организма в подростковом возрасте.

Другой подход к изучению личности несовершеннолетних основывается на признании того, что несовершеннолетние являются частью общества, его специфической социально-демографической группой, выполняющей определенные функции и виды деятельности. При этом психологические свойства личности, в том числе возрастные, рассматриваются как производные от ее социального положения и жизнедеятельности, которые, в свою очередь, обусловлены системой общественных отношений.[3]

Принципиальное отличие данной позиции от предыдущей состоит не в игнорировании психического, поскольку последнее является фактором формирования стержня поведенческой линии подростка, а в подчеркивании той мысли, что физиологические процессы, происходящие в организме, не имеют социально-нравственные оценки и не определяют содержания собственно человеческих поступков.

Для понимания психологических особенностей личности несовершеннолетних важно учитывать гетерохронность (равномерность) развития человека в подростковом и юношеском возрасте. Психологи единодушно полагают, что наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и субъекта труда (трудоспособность) не совпадают во времени.[4]

Из гетерохронности развития и промежуточного социального положения проистекают основные социально-психологические противоречия и типичные конфликты подростков. Его часто страшит сама возможность быть неправильно понятым окружающими, показаться смешным или слабым, он болезненно реагирует на попытки проникнуть в истинный мир его переживаний. Отсюда склонность к маскировке своих чувств, стремление показаться более грубым, мужественным, расчетливым и равнодушным, чем на самом деле. Нередко такая маскировка приобретает уродливые формы, выражаясь в циничных суждениях, безнравственных оценках, вызывающей манере поведения.

Формирование личности подростка с противоправным поведением происходит при активном восприятии им негативных явлений микросреды, которая налагает отпечаток на его потребности, интересы, эмоции, волю, цели и т.д. В конечном счете, личность подростка приобретает антиобщественную направленность поведения в виде определенной системы отношений к обществу, социальным и другим нормам.[5]

Преступное поведение, как и общественно приемлемое, реализуется в пределах физических и психических возможностей подростка. Однако отличие преступного поведения от законопослушного состоит не в специфических физических и психических возможностях несовершеннолетнего, а в мотивации поведения. Преступников, как показывают криминологические исследования, отличают от законопослушных граждан, прежде всего, ценностные ориентации, интересы, взгляды, социальные поведенческие установки. Другими словами, речь идет о социально приобретенных характеристиках, отражающих личностные особенности.[6]

Со взглядами этого автора можно было бы поспорить, если бы не очевидность его одностороннего подхода в объяснении механизма индивидуального преступного поведения, что снимает необходимость полемики. В начале этого параграфа автор отметил, что одна и та же среда формирует разные личности. Что означает присутствие индивидуальных психических и других внутренних качеств человека, которые часто играют ведущую роль. Изучение последних затруднено объективными причинами, главная из которых заключается в том, что криминологи не располагают таким инструментарием, с помощью которого было бы возможным познание психической стороны человека. Поэтому механизм детерминации поведения правонарушителей криминологи изучают через социально-психологический и социально-ролевой подходы, сущность которых основывается только на социальном.

В связи с этим автор вынужден привести характеристики личности несовершеннолетних преступников, ограниченные социальными рамками.

Распределение по роду занятий несовершеннолетних, совершивших преступления в период с 1997 по 2003 год, показывает, что, в основном, это лица из числа учащихся (в среднем 55%). Других данных уголовная статистика не имеет. Но сведения о несовершеннолетних лицах, состоящих на профилактическом учете в ПДН органов внутренних дел (см. табл. №5), свидетельствуют, что значительную долю составляют учащиеся общеобразовательных школ и других учебных заведений (более 75%). Кроме того, удельный вес учащихся школ за этот временной период увеличился на 5%, и снизился – работающих и неработающих и неучащихся соответственно на 1% и 4%.

Данные криминологических исследований двадцатилетней давности, свидетельствовавшие, что криминальная активность учащихся ПТУ в два раза выше, чем среди всех несовершеннолетних, и в пять раз выше, чем среди школьников,[7] а коэффициент преступности среди несовершеннолетних, которые нигде не работают и не учатся, в 20 раз выше, чем среди тех, кто занят социально полезной деятельностью,[8] сейчас сложно подтвердить или опровергнуть, для этого потребуется специальное исследование. Однако коэффициент правонарушителей, состоящих на учете в ПДН, согласно возрастным категориям, свидетельствует, что самый криминогенный возраст среди несовершеннолетних остается именно 16-17-летний. На 100 тыс. населения этого возраста приходится более 13 тыс. правонарушителей (см. табл. №6), причем этот показатель (коэффициент) в 2003 году по сравнению с 1997 годом увеличился на 36,8%. Но эту возрастную категорию составляют не только учащиеся ПТУ, а вообще все неработающие и неучащиеся.

Второе место по интенсивности, если условно так назвать, занимают подростки в возрасте 14-15 лет, их коэффициент составляет более 5 тыс. человек на 100 тыс. населения этого возраста и имеет тенденцию к снижению, а к этой возрастной категории относятся как раз учащиеся общеобразовательных школ.

Данные, характеризующие общеобразовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей, свидетельствуют о том, что на начало 2004 года на учете в ПДН состояло с начальным образованием – 36%, с неполным средним – 46,4%, имеющих среднее – 15,4% и не имеющих образование – 2,2%. За рассматриваемый семилетний период (1997-2002 гг.) наблюдалась тенденция увеличения несовершеннолетних правонарушителей, имеющих начальное образование, и снижение лиц с неполным средним образованием (соответственно увеличение первых произошло на 8% и снижение второй группы – на 9%).

Интенсификация преступной деятельности несовершеннолетних и возрастание ее объектов объясняются, в основном, проявлением ряда новых, ранее отсутствовавших или действовавших в гораздо более смягченной форме процессов и явлений общесоциального и организационно-правового уровней. Результаты нашего исследования, а также других криминологов показывают, что наиболее важным фактором, с точки зрения воздействия на личность в подростковом возрасте, являются семейные отношения.[9] Сегодня почти каждый второй несовершеннолетний, состоящий на учете в ПДН (см. табл. №7), воспитывается в неполной семье или вообще не имеет родителей (44%), причем эта тенденция расположена к росту (в 1997 году число этих несовершеннолетних составило менее 40%). Но в полных семьях сегодня наблюдаются некорректные приемы воспитания, связанные с унижением

человеческого достоинства, психическим и физическим насилием, спасаясь от жестокого обращения, дети уходят из дома, пополняя категорию беспризорников. Ежегодно объявляется в местный и федеральный розыск более 30 тыс. детей и подростков.

К тем же последствиям приводит и нетерпимая обстановка в учебных заведениях, детских домах и школах-интернатах. Приводимые данные ряда криминологов свидетельствуют, что выпускники детских домов стали одним из постоянных источников пополнения криминальной среды. По нашим данным, через год после выхода из детских домов около 30% бывших воспитанников превращаются в «бомжей», 20% становятся преступниками и 10% кончают жизнь самоубийством.[10]

Наши исследования показывают, что, в основном (около 80%), несовершеннолетние, состоящие на учете в ПДН, либо учатся, либо работают. Однако в среднем на 9 учащихся несовершеннолетних приходится один работающий, причем количество работающих как в абсолютных цифрах, так и их удельный вес из года в год уменьшается. Эта тенденция выражается в следующем: в 2003 году по сравнению с 1997 годом абсолютное их число уменьшилось на 10044 чел., или на 28,6%.

Нерешенность проблем трудоустройства связана, в первую очередь, с рядом причин, лежащих на поверхности. Во-первых, ранее существовавшие структуры, занимавшиеся решением этой проблемы, упразднены, а новые или не созданы, или еще не работают в полную силу. Во-вторых, подростки предъявляют завышенные запросы, которые хотя и соответствуют общим параметрам достойной жизни, но не соответствуют их реальным возможностям. Поэтому встречаются случаи, когда имеются вакантные рабочие места, но несовершеннолетние на дают своего согласия на неквалифицированную работу. В-третьих, пока нет должной социальной и государственной поддержки, гарантирующей занятость подростков, окончивших школу. Правда, и об этом надо сказать, в последнее время государство для тех подростков, которые хотят поработать в летние каникулы, создает «летние» рабочие места. Это не случайно: на заседании Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве России представители МВД РФ привели положительную статистику: во время летних каникул 2002 года детская преступность в России снизилась на 20%.[11]

Преступное поведение несовершеннолетних имеет свою специфику, обусловленную особенностями физического, психического и нравственного потенциала, влияющего на развитие молодых людей, на их социальную зрелость. При этом у несовершеннолетних правонарушителей часто отмечаются такие особенности, как повышенная эмоциональная возбудимость, нравственный максимализм, бескомпромиссность, негативизм, некритичность, внушаемость. В целом, период переходного возраста характеризуется, с одной стороны, отсутствием достаточного социального опыта, несформированностью твердых нравственных позиций, а с другой – стремлением к самостоятельности, к самоутверждению и т.д. Вследствие этих и других особенностей подростки сравнительно легко попадают в конфликтные ситуации, которые зачастую заканчиваются совершением преступлений.[12]

Наши исследования, проведенные в среде несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в ПДН, в какой-то мере подтверждают эти выводы. Например, для каждого второго подростка, от общего числа нашей выборки, не существует вообще никакого идеала, который бы мог стать образцом для подражания. Среди ответивших на данный вопрос анкеты положительно лишь каждый пятый назвал своих родителей (среди контрольной группы, которую составила студенческая молодежь, этот показатель гораздо выше – 74,6%). Но главное расхождение между несовершеннолетними правонарушителями и студенческой молодежью состоит в следующем. На вопрос анкеты: почему именно вы хотели бы брать пример именно с этого человека? – несовершеннолетние лица, которые воспитаны по суровым законам улицы, назвали, во-первых, доброту (видимо, то, чего им более всего не хватает), а затем уже все остальное. Студенческая молодежь на первое место поставила интеллект тех, которым они желали подражать, затем идет доброта.

В криминологической литературе отмечается, что психологической особенностью значительной части несовершеннолетних правонарушителей является слабоволие и податливость более взрослым личностям, из-за чего они часто не могут противостоять отрицательным влияниям со стороны социальной микросреды. В какой-то мере результаты проведенного нами исследования дали и на эти выводы ответ. Например, уже то, что для каждого второго нет авторитетов, на которые они хотели бы равняться, позволяет нам считать, что таких подростков легко сделать послушным орудием для совершения криминальных действий в пользу других лиц.

Об их решимости и присутствии у них волевых качеств свидетельствуют результаты проведенного нами исследования. Например, большинство несовершеннолетних правонарушителей верят в судьбу (82,6%), но эта вера не пассивная, означающая «плыть по течению». Они свою веру связывают с активными действиями на внешние обстоятельства, с надеждой на свои силы (среди контрольной группы доля таких лиц составила всего 46%, что означает низкий уровень социальной активности среди студентов, надежда на состоятельных родителей).

Сегодняшняя молодежь, в основном, верит в Бога (например, более 84% от числа ответивших на этот вопрос несовершеннолетних правонарушителей и более 73% студентов). Эту веру они соотносят, в первую очередь, с любовью и честными поступками в отношениях с родителями и близкими, в том числе и своих товарищей, друзей – до 70% (среди студенчества этот показатель равен 79%).

В специальной литературе по криминологии, в том числе и в учебниках, отмечается, что личность преступника, в основном, нравственно убогая, если не безнравственна вообще. Чтобы выявить уровень отношения к нравственным качествам личности, наша анкета содержала вопрос: «Что означает «нравственный человек»?» Нужно было отметить пять самых важных качеств. Ответы несовершеннолетних респондентов расположились по ранжиру следующим образом: гуманное отношение к людям и гармоничное развитие самого себя (по 56,5%), соблюдение христианских заповедей (52,2%), с понятием «нравственный» связывают высокоморальную личность и целеустремленность жизненной позиции (по 50%).

Среди студенческой молодежи качественные характеристики нравственной личности распределились следующим образом: гуманное отношение к людям (58,5%), целеустремленность жизненной позиции (56%), высокоморальная личность и высокий уровень сознательности (по 51%) и гармоничное развитие личного «Я» (48%).

Попутно исследование выявило, что самопожертвование ради общих идеалов было поставлено на последнее место. Это понятие с нравственностью связывает незначительное количество респондентов (среди несовершеннолетних этот показатель немного превышает 6%, но вдвое больше (12,7%) среди студентов).

Кроме того, сотрудники ПДН осуществляют профилактическую работу ежегодно в среднем с 1,1 млн. несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел за различные правонарушения (см. табл. №8), из них за совершение административных проступков – 60% и за совершение уголовных деяний – 16-17%.

За рассматриваемый период увеличилось число доставляемых подростков – учащихся общеобразовательных школ (на 5,3%). Это обстоятельство не может не вызывать вопросов к педагогическим коллективам этих воспитательно-образовательных учреждений. Мы думаем, что школы как важный социальный институт могут и должны оказывать влияние, изменяя поведение подростка в лучшую сторону. Плохое поведение, как показывают исследования, значительно чаще встречаются в школах с высокой текучестью кадров учителей и частым изменением состава учеников в классе. Личности школьного педагога придается важное значение в формировании подростка, потому что сегодняшняя концепция обновления школы, среднего образования предполагает обеспечение единства обучения и воспитания. Это, действительно, целостный процесс формирования личности гражданина, подготавливаемого к жизни в соответствии с требованиями современного общества. Если детализировать эту цель, то речь идет о формировании личности, равно сочетающей функции семьянина, работника, гражданина, гармоничной в отношениях с людьми, природой, культурой и самим собой. «В воспитании, - писал К.Д. Ушинский, - все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается из живого источника человеческой личности».[13] Поэтому профессия учителя требует полной отдачи его духовных сил, постоянного творчества, любви к детям, безграничной верности своему долгу. Несмотря на это требование, в среде учительства, к сожалению, можно заметить множество тревожных тенденций, связанных, в первую очередь, со снижением уровня профессионализма, несоответствием личных нравственных качеств и психологической подготовки работы с детьми и отсутствием, что особенно печально, у некоторых учителей культуры и интеллигентности.[14]

Наши исследования обнаружили, что мотивами преступного поведения несовершеннолетних мужского пола, в основном, связаны с корыстными побуждениями (54%, а у девочек – 41%); с самоутверждением – 28; с хулиганскими побуждениями – 18% (у девочек – 22,6%); с сексуальностью – 2%. Несовершеннолетние женского пола назвали в качестве мотивов преступного поведения зависимость от взрослых (сверстников, сверстниц) – 16%; материальные затруднения в семье – 14% (в общей массе корыстная мотивация у девочек составила 55%); месть – 6,3%.

Таким образом, все несовершеннолетние лица, совершившие преступления, отличаются друг от друга не только по демографическим (полу, возрасту), но и по психологическим признакам. Поэтому возникает необходимость в типологизации преступной личности несовершеннолетних. В криминологической литературе, посвященной вопросам классификации и типологизации преступников, используются два вида критериев их разграничения: а) по характеру искажения личностных черт, проявляющихся в той или иной направленности мотивов преступного поведения; и б) по степени сформированности негативных личностных характеристик, касающихся особенностей сознания на уровне установки.[15]

При использовании критериев первого вида авторы исходят из достижений современной психологии, свидетельствующих о том, что основным стимулом человеческой деятельности являются мотивы (взаимодействие разнообразных мотивов, но никогда не мотив в единственном качестве). Именно они отражают то, ради чего совершаются действия, в чем их личностный смысл для субъекта.

Следует также учитывать, что сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел, осуществляя профилактическую работу среди подростков-правонарушителей, имеют дело с детьми, имеющими, в основном, отклонения в развитии, связанные, в первую очередь, с психическими процессами.

Как свидетельствуют данные различных криминологических исследований, первично-психические расстройства встречаются у несовершеннолетних правонарушителей в 3-6 раз чаще (в зависимости от региона), чем у их сверстников, не нарушающих правовые запреты.

Например, по данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной дезадаптации; а по данным медицинской статистики, за 10 лет обучения в школе количество здоровых школьников сокращается в 4-5 раз, составляя лишь 10-15% от общего числа учеников.[16]

Существуют определенные связи между наиболее распространенными психическими и социальными отклонениями в развитии личности и правонарушающим поведением. К таким отклонениям относятся:

1. Расторможенность (гиперактивность), которая может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто двигательная расторможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют инфантилизмом.[17]

2. Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективность) – склонность подростка к частным, острым и разрушительным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчивости, необузданности эмоций, смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков и побуждений подростка.

3. Наличие болезненных страхов (фобий), пассивность, пугливость, выраженных в разной степени и разных формах. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении.

4. Аутичное поведение (отчужденность от окружения, погружение в себя). Такие подростки относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия не всегда ими принимаются.

5. Чрезмерная импульсивность проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у подростка, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность, которой на самом деле может и не быть. Однако сильное импульсивное необдуманное действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требующим длительного усилия.

6. Повышенная внушаемость – некритическая податливость действию внушения, готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих его лицам.

7. Негативизм проявляется в немотивированном сопротивлении любому влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям подростка. Отказ от выполнения требования есть своеобразный способ выхода из конфликта. В психологической литературе называются две формы негативизма: пассивный, выражающийся в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при котором совершаются противоположные действия. Негативизм, его реакции при длительном эмоциональном неблагополучии подростка могут стать качествами его личности.

8. Жестокость, агрессивность (деспотизм) выражаются в драках, разрушительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить слабого сверстника или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная.

9. Бесцельная ложь – беспричинная неправдивость, когда подросток не связывает ее с каким-либо умыслом. Это непреднамеренная ложь, от которой он не может воздержаться.

10. бесцельное воровство (клептомания), при котором подросток может коллекционировать самые необычные предметы (например, трубки от уличных таксофонов), и мотивация на первый взгляд остается неясной.

11. страсть к бродяжничеству может быть патологическим влечением психопатических или истерических личностей, но может быть и привычкой при отсутствии болезненного предрасположения со всеми сопутствующими ему явлениями – попрошайничеством, кражами и т.д.

12. Лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивность тоже имеет разную природу и может быть приобретенной и патологической. Основными ее признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим и т.д. Часто причиной такого состояния бывает психическая и физическая слабость подростка, вызванная соматическим заболеванием, связанным с физическими недостатками.

У подростков, не имеющих патологии, причиной лени является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослый его призывает. В подобном явлении виновато воспитание. Иногда лень образуется от систематических неудачных попыток, с неуспехом в той или иной деятельности. Впрочем, если подросток добивается успеха, не прилагая должных усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание.[18]

С учетом сказанного могут быть выделены отдельные типы личности несовершеннолетних преступников по мотивам их поведения. Наши исследования позволяют выделить следующие выводы мотивационных установок: корыстную, корыстно-насильственную, насильственно-эгоистическую (эти три вида влияют на совершение таких преступлений, как кражи, грабежи, разбои, убийства, сексуальные преступления и т.д.); анархистско-индивидуалистическую, заключающуюся в отрицании правил человеческого общежития, требований правопорядка, пренебрежении теми обязанностями, которые «ущемляют личную свободу»; легкомысленно-безответственную, связанную с недостаточным (поверхностным) восприятием реальной действительности или с искажением предвосхищения будущих событий (последствий); трусливо-малодушную, выражающуюся в боязни, трусости, страхе, панике.

Исследование этой классификации мотивов преступного поведения позволяет ближе всего подойти к рассмотрению вопроса о типологии личности несовершеннолетних преступников. Результаты многих криминологических исследований не позволяют утверждать, что есть специфические мотивы противоправного поведения. Все зависит от нравственных черт личности, предопределяющей цели и средства ее достижения. Значит, основная масса мотивов остается как бы «нейтральной», а исключения составляют лишь те, которые направлены на реализацию физиологической потребности (например, в алкоголе, наркотике – приобретенных и естественных – например, половой связи).

Кроме того, как было отмечено выше, возможна типологизация несовершеннолетних преступников по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности. В данном случае используются критерии второго вида, которые подразумевают размер «вклада» личностных особенностей в процессе совершения преступных деяний.

Согласно результатам нашего исследования, личность несовершеннолетних преступников можно типологизировать на три вида:

- случайный, к ним, в первую очередь, относятся подростки, совершившие преступления под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств (30%);

- неустойчивый, к этой группе несовершеннолетних преступников относятся те, которые совершают уголовные деяния под влиянием других лиц (30%);

- злостный, для этой группы характерны крайние формы пренебрежения общественным мнением, активное участие в криминальных группах (40%).

Указанные типы носят условный характер, поэтому можно встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов. Другими словами, не каждый подросток, совершивший преступление, может быть без колебаний отнесен к какому-либо определенному типу.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные показатели преступности несовершеннолетних | Причины и условия преступности несовершеннолетних
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.