Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение политического и экономического строя его влияние на организацию защиты информации

Победа Октябрьской революции и последовавшие за ней политико-экономические преобразования. Отмена коммерческой тайны Усиление статуса государственной тайны. Новый этап в развитии государства и права России связан с Октябрьской революцией. 25 октября 1917 г. в 10 ч. Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов в обращении «К гражданам России» провозгласил: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Сове­та рабочих и солдатских депутатов - Военно-революционного коми­тета, стоящего во главе Петроградского пролетариата и гарнизона... Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!». Так нача­лась история Советского государства.

Прежде всего новая власть внесла серьезные изменения в аграр­ный сектор экономики. 26 декабря 1917 г. II Всероссийский съезд Со­ветов рабочих и солдатских депутатов принял Декрет «О земле», со­гласно которому помещичья собственность на землю отменялась не­медленно, без всякого выкупа. Помещичьи имения, а также удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем, усадебными по­стройками переходили в распоряжение земельных комитетов и уезд­ных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного соб­рания. Все недра, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходили в исключи­тельное пользование государства. Право пользования землей получа­ли все граждане, без различия пола, желающие обрабатывать ее сво­им трудом. Наемный труд не допускался.

Мероприятия новой власти в области промышленности начались с введения рабочего контроля. Уже на II Всероссийском съезде Сове­тов 26 октября 1917 г. было зафиксировано, что Советская власть установит рабочий контроль над производством.

А 14 ноября 1917 Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) утвердил «Положение о рабочем контроле», где было сказано, что в интересах планомерного регулирования народного хозяйства во все промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и других предприятия, имевших наемных рабочих или дававших работу на дом, вводился рабочий контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над фи­говой стороной предприятия1.

Очень важным событием в создании новой экономики была национализация банков страны, проводившаяся в соответствии с Декретом ВЦИК «О национализации банков» от 14 декабря 1917 г. Банковское дело объявлялось государственной монополией. Все существо­вавшие частные банки и банкирские конторы объединялись с Госу­дарственным банком. Крупные вклады были конфискованы, однако интересы мелких вкладчиков целиком обеспечивались. Были аннули­рованы все внешние и внутренние займы, которые брали царское и Временное правительство2.

Распространенное утверждение о том, что с 1917 г. коммерческой тайны в Советской России больше не существовало, не совсем верно. После Октября 1917 г. она действительно была отменена, но с окон­чанием периода «военного коммунизма» и переходом от «революци­онного правосознания» к правовому регулированию в десятилетний период НЭПа Советская власть признавала коммерческую тайну ча­стного бизнеса. С ликвидацией же последнего все хозяйственные субъекты вновь стали государственными, что привело к исчезнове­нию из обихода коммерческой тайны3.

 

 

1См.: История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистяко-V-2-С 45, 46.

2 См.: История государства и права России / Под ред. Ю. П.Титова. С. 262-305.

3См.: Гостев К М Технологии разведки для бизнеса. - [Электронный ре-уР°] Режим доступа: http://it2b.ru/i7ban/88312.gif.

 

 

Социальной опорой Советского государства являлся в основном пролетариат, составлявший около 17% численности страны, и бед­нейшее крестьянство (около 20%). Поэтому главной задачей больше­виков после их прихода к власти являлось привлечение на свою сто­рону основной массы крестьян-середняков, составлявших большин­ство населения России. До того момента, пока эта задача не была вы­полнена, новая власть не могла себя чувствовать даже в относитель­ной безопасности, испытывая постоянное противодействие со сторо­ны свергнутых классов. Противоборство с представителями основной Массы дворянства, буржуазии, зажиточных слоев города и деревни представляло собой источник внутренней угрозы как государствен­ной безопасности Советской России в целом, так и ее составляющей - информационной безопасности. Кроме того, страна по-прежнему находилась в состоянии войны со странами Тройственного союза, и поэтому не снималась угроза внешняя, нацеленная на подрыв суверенитета и территориальной целостности государства. Причем военная тайна в этот период практически не была защищена, поскольку, как отмечалось на одной из предыдущих лекций, органы военной контрразведки и шифровальные подразделения после октябрьских событий практически перестали существовать. Таким образом, информационная безопасность страны в рассматриваемый период, как и в ранний период развития российской монархии, оказалась связанной, главным образом, с защитой государственной и военной тайн.

Возрастание угроз защищаемой информации и появление новых каналов несанкционированного доступа к ней. К числу угроз государственности молодой Советской республики, в том числе посягающих на информационную безопасность той политики, которую оно прово­дило, следует отнести все контрреволюционные деяния, нашедшие впоследствии отражение в уголовном законодательстве: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти, антисовет­ские выступления в печати, присвоение какими-либо организациями функций государственной власти для свержения Советов, вступление в контрреволюционные войска, продажа оружия контрреволюцион­ной буржуазии, шпионаж, диверсия, вредительство, террористиче­ские акты, саботаж государственными служащими мероприятий Со­ветской власти.

Кроме того, сюда же следует отнести особо опасные проявления общеуголовной направленности (погромы, хищения, бандитизм, спе­куляцию, хулиганство), связанные с контрреволюционными преступ­лениями и создававшие крайне негативный общественный резонанс. Большую общественную опасность представляли также должностные правонарушения - взяточничество, волокита и т.д.

Наиболее тяжким воинским преступлением считалось использо­вание военными специалистами (военспецами) занимаемых ими по­стов в целях предательства интересов Советской власти, сообщничества с ее внутренними и внешними врагами. Военспецы – генералы, адмиралы, офицеры и чиновники старой русской армии и флота, привлеченные на службу в РККА и РККФ, - широко использовались в тот период на многих руководящих должностях и в силу своей компетенции имели практически неограниченный доступ к государственным и военным секретам. Следует учитывать, что во время и после Октябрьской революции офицерство старой армии (около 280 тыс.чел.) разделилось на несколько неравноценных по своей численности групп. Первая - самая крупная - влилась в белое движение, составив его основное ядро. Вторая по значимости группа не признавала новую власть, но занимала нейтральную позицию. Третья - наименьшая, около 8 тыс. чел., - это те, кто сразу принял Советскую власть и добровольно начал ей служить. Тем не менее нередко среди последней категории оказывались и те офицеры, которые на деле со­трудничали с «белым» движением. Декретом СНК от 29 июня 1918 г. была введена мобилизация бывших офицеров и чиновников. На 15 августа 1920 г. численность военспецов в частях Красной Армии составляла уже 48,5 тыс. чел1.

Активизация деятельности спецслужб иностранных государств по добыванию защищаемой информации о политическом, экономиче­ском и военном положении в Советской России. Укрепление Совет­ской власти позволило В. И. Ленину и его соратникам заняться не только решением сложных проблем, связанных с управлением пер­вым в мире социалистическим государством, но и продолжить даль­нейшую борьбу за победу «мировой революции». В этих вопросах они, прежде всего, опирались на своих соратников за рубежом. Боль­шую часть советских «агентов влияния», как теперь принято гово­рить, составляли члены национальных коммунистических и рабочих партий, стоявших на позициях пролетарского интернационализма. Они направляли в Петроград (а затем - в Москву) значительный объ­ем информации о политической обстановке в своих странах, получая из Советской России определенные инструкции по поводу дальней­ших планов действий. Нередко для связи с Москвой они использова­ли разнообразные шифры.

 

1. см.: Воинов В. М. Военные специалисты (военспецы). - [Электронный ре- Режим доступа: http://www.ural.ru/spec/ency.

 

К примеру, в 1919 г. в самолете, летевшем из Германии в Совет­скую Россию и совершившем аварийную посадку в Латвии, местные Пограничники обнаружили три шифрованных сообщения. Не сумев йх Дешифровать, правительство Латвии передало эти сообщения в Распоряжение американского консула в Риге, который, в свою очередь, переправил их в США. Там они были довольно быстро прочи­мы. Оказалось, что сообщения направили в Москву немецкие ком­мунисты. Для засекречивания сообщений они применили шифр вер­бальной перестановки, а в качестве ключа использовали строки из Тихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «Лорелея». В шифровках содержались сведения относительно расходов денежных средств, обсуждался провал съезда коммунистов в Голландии, а также сообщалось об аресте известного лидера социал-демократического движения Германии Клары Цеткин.

В связи с усилением подобных тенденций со стороны спецслужб западных государств начали предприниматься соответствующие меры, направленные на противодействие развитию революционного движения в их странах, а также на подрыв безопасности молодого Советского государства. Например, министерство юстиции США приступило к внедрению своих агентов в Коммунистическую партию Соединенных Штатов с тем, чтобы через ее представителей получить доступ к све­дениям о политическом, экономическом и военном положении в Со­ветской России. Секретный агент министерства Фрэнсис Морроу, ставший секретарем районного комитета американской компартии в городе Камден в штате Нью-Джерси, занимался сбором информации о политической деятельности своих соратников. Он завел дружеские связи с одним из организаторов партийной ячейки района, который однажды привлек Морроу для расшифровки полученного им сообще­ния. Так в руки агента попал шифр, который использовался в перепис­ке руководства компартии с партийными организациями на местах. Его основу составлял бланк американского денежного перевода, нали­чие которого у частного лица было вполне обычным делом и не могло вызвать никаких подозрений. Шифрованный текст представлял собой арифметические дроби, числители которых соответствовали номерам строк текста на обратной стороне бланка почтового перевода, а знаме­натели - номерам букв в этих строках.

Усиление роли государства в области защиты информации. Цен­трализация управления защитой государственных секретов. Создание специальных органов защиты информации. Молодой Советской республике пришлось разрабатывать и создавать новую эффективную систему защиты государственной тайны, которая, кстати, в общих чертах продолжает эффективно использоваться и в наши дни. Ее ос­новные принципы и структура были окончательно сформированы в 20-30-е гг. XX в. Затем практиковались лишь незначительные изменения разработанных в этот период руководящих документов, не менявшие их общей сути, и чередовались новые названия соответствующих органов, обеспечивающих защиту информации.

В условиях зарождения диктатуры пролетариата, противостоящей внутренним и внешним врагам, руководство Советской России вынуждено было в интересах сохранения государства прибегнуть к усилению его роли в области защиты информации и централизовать управление этим процессом. Первым шагом в направлении создания централизованной системы защиты государственной тайны можно назвать органи­зацию органов контрразведки. Советская власть, победившая в ходе Октябрьской революции «малой кровью», вскоре стала ощущать все возраставшее тайное и явное сопротивление со стороны тех, кого она не устраивала. Соответственно различные органы государства (Военно-революционный комитет (ВРК), отдел борьбы с контрреволюцией ВЦИК и др.) вынуждены были начать борьбу со своими оппонентами. Особой формой антисоветизма явился чиновничий саботаж, вылив­шийся в попытки организовать всеобщую забастовку служащих. Все эти обстоятельства послужили поводом для создания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), что нашло отражение в постановлении СНК от 7 (20) декабря 1917 г. Председателем ВЧК был назначен один из видных деятелей Коммунистической партии Ф. Э. Дзержинский. В структурном отноше­нии ВЧК следовала опыту ВРК, в ее состав входили следующие отде­лы: информационный, организационный, по борьбе с контрреволюцией и саботажем, должностными преступлениями и др. Аппарат вновь соз­данного органа был весьма немногочисленным. В декабре 1917 г. он состоял из 40 чел., а в марте 1918 г. - всего из 120. Чрезвычайные ко­миссии на местах создавались при областных и губернских советских органах, на узловых железнодорожных станциях, в крупных портах и в пограничной полосе. К середине 1918 г. действовало уже 40 губернских и 365 уездных ЧК. Их деятельность координировалась из столицы.

Помимо борьбы с саботажем ВЧК разоблачала шпионскую, дивер­сионную, террористическую, заговорщическую деятельность антисоветских элементов и организаций. Впоследствии ее силами были ликвидированы такие известные контрреволюционные организации, как «Союз спасения родины и свободы», «Единая великая Россия», «На­циональный центр», разоблачен ряд заговоров иноземных разведок. В своей борьбе с контрреволюцией ВЧК опиралась на революционные трибуналы и активно взаимодействовала с народными комиссариатами внутренних дел и юстиции, чьи представители входили в ВЧК. В свою очередь представитель ВЧК входил в состав коллегии НКВД1.

 

1.См.: В. И. Ленин и ВЧК: Сборник, документов (1917-1922 гг.). - М, 1987

 

На практике ВЧК обладала оперативно-розыскными и следствен­ными функциями. Наряду с этим она могла применять такие административные меры воздействия, как лишение контрреволюционеров продовольственных карточек, составление и опубликование списков врагов народа, конфискация имущества и т.п. Расстрел, как высшая мера наказания, после февраля 1917 г. был отменен в России. Не применялся он и на первоначальном этапе строительства Советского государства. Лишь после начала гражданской войны Всероссийской чрезвычайной комиссии и ее местным органам были предоставлены чрезвычайные полномочия.

Меры ВЧК принимались не только в отношении контрреволю­ционеров и саботажников, но и против спекулянтов и бандитов, деяния которых, как уже подчеркивалось, носили по существу политиче­ский характер и в значительной мере подрывали усилия Советской власти по налаживанию производства и организации управления страной1.

1 См.: История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чисггф у ва. 4.2. С. 44,45.

 

Следует сказать и об армейских разведывательных органах. В по­слеоктябрьский период в русской армии, противостоявшей войскам Тройственного союза, некоторое время продолжала действовать прежняя спецслужба - военная контрразведка. 1 января 1918 г. КРО штабов внутренних военных округов и войск действующей армии были переименованы в отделения Военного контроля, которые а ап­реле этого же года были упразднены. В мае-июне по решению Выс­шего Военного совета Республики при штабах и отрядах войск при­крытия западных границ были созданы отделения по борьбе со шпионажем. Во второй половине 1918 г. они вошли в состав органов Военного контроля при Полевом штабе Реввоенсовета республики (РВСР). 19 декабря Военный контроль и армейские чрезвычайные комиссии были объединены в особые отделы ВЧК.

На первоначальном послереволюционном этапе ни Рабоче-крестьянская Красная армия, ни дипломатический корпус РСФСР не располагали полноценной криптологической службой. Первые упо­минания о ее создании относятся к началу 1920-х гг., о чем более подробно будет сказано на следующих лекциях.

Еще одним субъектом обеспечения информационной безопасно­сти новой России призвана была стать система органов охраны общественного порядка. Она начала формироваться еще в дооктябрьский период в лице рабочей милиции, основной принцип деятельности которой заключался во всеобщем вооружении трудящихся. Рабочие несли службу поочередно в свое рабочее время, за ними сохранялся средний заработок на предприятиях, они сами избирали своих руководителей (начальников отрядов, командиров и комиссаров).

28 октября (10 ноября) 1917 г. было издано постановление Народного комиссариата внутренних дел «О рабочей милиции», которая учреж­далась при Советах рабочих и солдатских депутатов. Объявив о созда­нии органов охраны общественного порядка, постановление не уточня­ло правового положения милиции, ее место в советском государствен­ном аппарате. Документ говорил лишь о создании рабочей милиции, не давая никаких указаний относительно сельских районов страны. Струк­тура, функции и принципы организации милиции определялись в про­цессе ее создания революционным правотворчеством масс. В ноябре 1917 г. при ВРК была образована Комиссия по ликвидации старой ми­лиции, которая занялась проверкой ее личного состава. Всех милицио­неров обязали в пятидневный срок представить рекомендации фабрич­но-заводских комитетов или войсковых частей об их пригодности к ми­лицейской службе. Не подчинившиеся Советской власти, а также не представившие рекомендаций, отстранялись от должности. Была также осуществлена замена прежнего руководящего состава милиции1.

 

См.: История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистяко-а'Ч-2.С.39,40.

 

Вводились некоторые ограничения на передвижение внутри стра­ны. Так, в ноябре 1917 г. Декретом СНК были утверждены «Правила въезда и выезда из России», предусматривавшие учреждение системы паспортного контроля для упорядочения процессов миграции населе­ния на территории Советской республики, а 24 апреля 1919 г. был из­дан Декрет СНК «О порядке выдачи заграничных паспортов». Однако эффективность этих мер в тот период была относительно низкой, почти любой желающий мог оформить себе фальшивые или поддель­ные документы. Несмотря на это, контроль за реализацией требова­ний этих декретов поддерживался органами милиции.

Немаловажное значение в обеспечении информационной безопас­ности нового государства играла судебная система. Стихийное упразднение революционными массами старых судебных учреждений и создание новых судов, способных осуществлять правосудие в интересах трудящихся, начавшиеся еще в период Февральской революции, с победой Октября получили широчайший размах. Уже 6-7 ноября 1917 г. в Петрограде был организован народный суд Выборгского района, состоявший из пяти человек, избранных от районного Совета, профессионального союза, совета домовых комитетов и других организаций. Известен также Кронштадтский суд общественной совести включавший представителей местного Совета, местной большевистской организации и профсоюза, и т.п.

В общем плане проблема нового судоустройства была решена Декретом о суде № 1, принятым Советом народных комиссар/ (СНК) 22 ноября 1917 г. Декрет упразднял весь аппарат буржуазно, помещичьей юстиции: окружные суды, прокуратуру и адвокатуру институт судебных следователей. В ноябре 1917 г. были упразднены Правительствующий Сенат, Главный военный суд с военно-прокурорским надзором, институт военных следователей и Петроградский коммерческий суд. На смену им пришли новые суды, образованные на выборной основе. Судей должно было избирать непо­средственно население, но сначала это делали Советы, которые со­ставляли списки заседателей и устанавливали очередность их участия в сессиях местного суда. Армейские суды избирались полковыми Со­ветами, а где таковых не было - полковыми комитетами. Для рас­смотрения жалоб на решения местных судов созывались уездные, а в столицах - столичные съезды местных судей1.

Для борьбы с контрреволюционными силами и защиты револю­ции, а «равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищниче­ством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, про­мышленников, чиновников и пр. лиц» были учреждены рабочие и крестьянские революционные трибуналы, заседатели и судьи кото­рых избирались Советами2.

 

1 См.: История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистяко­ва. Ч. 2. С. 40, 41.

2 См.: СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10. Основные особенности организаций защиты информации в советский период | Создание нормативных правовых основ системы информационной безопасности Советского государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.