КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменение политического и экономического строя его влияние на организацию защиты информации
Победа Октябрьской революции и последовавшие за ней политико-экономические преобразования. Отмена коммерческой тайны Усиление статуса государственной тайны. Новый этап в развитии государства и права России связан с Октябрьской революцией. 25 октября 1917 г. в 10 ч. Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов в обращении «К гражданам России» провозгласил: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - Военно-революционного комитета, стоящего во главе Петроградского пролетариата и гарнизона... Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!». Так началась история Советского государства. Прежде всего новая власть внесла серьезные изменения в аграрный сектор экономики. 26 декабря 1917 г. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принял Декрет «О земле», согласно которому помещичья собственность на землю отменялась немедленно, без всякого выкупа. Помещичьи имения, а также удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем, усадебными постройками переходили в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания. Все недра, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходили в исключительное пользование государства. Право пользования землей получали все граждане, без различия пола, желающие обрабатывать ее своим трудом. Наемный труд не допускался. Мероприятия новой власти в области промышленности начались с введения рабочего контроля. Уже на II Всероссийском съезде Советов 26 октября 1917 г. было зафиксировано, что Советская власть установит рабочий контроль над производством. А 14 ноября 1917 Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) утвердил «Положение о рабочем контроле», где было сказано, что в интересах планомерного регулирования народного хозяйства во все промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и других предприятия, имевших наемных рабочих или дававших работу на дом, вводился рабочий контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над фиговой стороной предприятия1. Очень важным событием в создании новой экономики была национализация банков страны, проводившаяся в соответствии с Декретом ВЦИК «О национализации банков» от 14 декабря 1917 г. Банковское дело объявлялось государственной монополией. Все существовавшие частные банки и банкирские конторы объединялись с Государственным банком. Крупные вклады были конфискованы, однако интересы мелких вкладчиков целиком обеспечивались. Были аннулированы все внешние и внутренние займы, которые брали царское и Временное правительство2. Распространенное утверждение о том, что с 1917 г. коммерческой тайны в Советской России больше не существовало, не совсем верно. После Октября 1917 г. она действительно была отменена, но с окончанием периода «военного коммунизма» и переходом от «революционного правосознания» к правовому регулированию в десятилетний период НЭПа Советская власть признавала коммерческую тайну частного бизнеса. С ликвидацией же последнего все хозяйственные субъекты вновь стали государственными, что привело к исчезновению из обихода коммерческой тайны3.
1См.: История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистяко-V-2-С 45, 46. 2 См.: История государства и права России / Под ред. Ю. П.Титова. С. 262-305. 3См.: Гостев К М Технологии разведки для бизнеса. - [Электронный ре-уР°] Режим доступа: http://it2b.ru/i7ban/88312.gif.
Социальной опорой Советского государства являлся в основном пролетариат, составлявший около 17% численности страны, и беднейшее крестьянство (около 20%). Поэтому главной задачей большевиков после их прихода к власти являлось привлечение на свою сторону основной массы крестьян-середняков, составлявших большинство населения России. До того момента, пока эта задача не была выполнена, новая власть не могла себя чувствовать даже в относительной безопасности, испытывая постоянное противодействие со стороны свергнутых классов. Противоборство с представителями основной Массы дворянства, буржуазии, зажиточных слоев города и деревни представляло собой источник внутренней угрозы как государственной безопасности Советской России в целом, так и ее составляющей - информационной безопасности. Кроме того, страна по-прежнему находилась в состоянии войны со странами Тройственного союза, и поэтому не снималась угроза внешняя, нацеленная на подрыв суверенитета и территориальной целостности государства. Причем военная тайна в этот период практически не была защищена, поскольку, как отмечалось на одной из предыдущих лекций, органы военной контрразведки и шифровальные подразделения после октябрьских событий практически перестали существовать. Таким образом, информационная безопасность страны в рассматриваемый период, как и в ранний период развития российской монархии, оказалась связанной, главным образом, с защитой государственной и военной тайн. Возрастание угроз защищаемой информации и появление новых каналов несанкционированного доступа к ней. К числу угроз государственности молодой Советской республики, в том числе посягающих на информационную безопасность той политики, которую оно проводило, следует отнести все контрреволюционные деяния, нашедшие впоследствии отражение в уголовном законодательстве: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти, антисоветские выступления в печати, присвоение какими-либо организациями функций государственной власти для свержения Советов, вступление в контрреволюционные войска, продажа оружия контрреволюционной буржуазии, шпионаж, диверсия, вредительство, террористические акты, саботаж государственными служащими мероприятий Советской власти. Кроме того, сюда же следует отнести особо опасные проявления общеуголовной направленности (погромы, хищения, бандитизм, спекуляцию, хулиганство), связанные с контрреволюционными преступлениями и создававшие крайне негативный общественный резонанс. Большую общественную опасность представляли также должностные правонарушения - взяточничество, волокита и т.д. Наиболее тяжким воинским преступлением считалось использование военными специалистами (военспецами) занимаемых ими постов в целях предательства интересов Советской власти, сообщничества с ее внутренними и внешними врагами. Военспецы – генералы, адмиралы, офицеры и чиновники старой русской армии и флота, привлеченные на службу в РККА и РККФ, - широко использовались в тот период на многих руководящих должностях и в силу своей компетенции имели практически неограниченный доступ к государственным и военным секретам. Следует учитывать, что во время и после Октябрьской революции офицерство старой армии (около 280 тыс.чел.) разделилось на несколько неравноценных по своей численности групп. Первая - самая крупная - влилась в белое движение, составив его основное ядро. Вторая по значимости группа не признавала новую власть, но занимала нейтральную позицию. Третья - наименьшая, около 8 тыс. чел., - это те, кто сразу принял Советскую власть и добровольно начал ей служить. Тем не менее нередко среди последней категории оказывались и те офицеры, которые на деле сотрудничали с «белым» движением. Декретом СНК от 29 июня 1918 г. была введена мобилизация бывших офицеров и чиновников. На 15 августа 1920 г. численность военспецов в частях Красной Армии составляла уже 48,5 тыс. чел1. Активизация деятельности спецслужб иностранных государств по добыванию защищаемой информации о политическом, экономическом и военном положении в Советской России. Укрепление Советской власти позволило В. И. Ленину и его соратникам заняться не только решением сложных проблем, связанных с управлением первым в мире социалистическим государством, но и продолжить дальнейшую борьбу за победу «мировой революции». В этих вопросах они, прежде всего, опирались на своих соратников за рубежом. Большую часть советских «агентов влияния», как теперь принято говорить, составляли члены национальных коммунистических и рабочих партий, стоявших на позициях пролетарского интернационализма. Они направляли в Петроград (а затем - в Москву) значительный объем информации о политической обстановке в своих странах, получая из Советской России определенные инструкции по поводу дальнейших планов действий. Нередко для связи с Москвой они использовали разнообразные шифры.
1. см.: Воинов В. М. Военные специалисты (военспецы). - [Электронный ре- Режим доступа: http://www.ural.ru/spec/ency.
К примеру, в 1919 г. в самолете, летевшем из Германии в Советскую Россию и совершившем аварийную посадку в Латвии, местные Пограничники обнаружили три шифрованных сообщения. Не сумев йх Дешифровать, правительство Латвии передало эти сообщения в Распоряжение американского консула в Риге, который, в свою очередь, переправил их в США. Там они были довольно быстро прочимы. Оказалось, что сообщения направили в Москву немецкие коммунисты. Для засекречивания сообщений они применили шифр вербальной перестановки, а в качестве ключа использовали строки из Тихотворения немецкого поэта Генриха Гейне «Лорелея». В шифровках содержались сведения относительно расходов денежных средств, обсуждался провал съезда коммунистов в Голландии, а также сообщалось об аресте известного лидера социал-демократического движения Германии Клары Цеткин. В связи с усилением подобных тенденций со стороны спецслужб западных государств начали предприниматься соответствующие меры, направленные на противодействие развитию революционного движения в их странах, а также на подрыв безопасности молодого Советского государства. Например, министерство юстиции США приступило к внедрению своих агентов в Коммунистическую партию Соединенных Штатов с тем, чтобы через ее представителей получить доступ к сведениям о политическом, экономическом и военном положении в Советской России. Секретный агент министерства Фрэнсис Морроу, ставший секретарем районного комитета американской компартии в городе Камден в штате Нью-Джерси, занимался сбором информации о политической деятельности своих соратников. Он завел дружеские связи с одним из организаторов партийной ячейки района, который однажды привлек Морроу для расшифровки полученного им сообщения. Так в руки агента попал шифр, который использовался в переписке руководства компартии с партийными организациями на местах. Его основу составлял бланк американского денежного перевода, наличие которого у частного лица было вполне обычным делом и не могло вызвать никаких подозрений. Шифрованный текст представлял собой арифметические дроби, числители которых соответствовали номерам строк текста на обратной стороне бланка почтового перевода, а знаменатели - номерам букв в этих строках. Усиление роли государства в области защиты информации. Централизация управления защитой государственных секретов. Создание специальных органов защиты информации. Молодой Советской республике пришлось разрабатывать и создавать новую эффективную систему защиты государственной тайны, которая, кстати, в общих чертах продолжает эффективно использоваться и в наши дни. Ее основные принципы и структура были окончательно сформированы в 20-30-е гг. XX в. Затем практиковались лишь незначительные изменения разработанных в этот период руководящих документов, не менявшие их общей сути, и чередовались новые названия соответствующих органов, обеспечивающих защиту информации. В условиях зарождения диктатуры пролетариата, противостоящей внутренним и внешним врагам, руководство Советской России вынуждено было в интересах сохранения государства прибегнуть к усилению его роли в области защиты информации и централизовать управление этим процессом. Первым шагом в направлении создания централизованной системы защиты государственной тайны можно назвать организацию органов контрразведки. Советская власть, победившая в ходе Октябрьской революции «малой кровью», вскоре стала ощущать все возраставшее тайное и явное сопротивление со стороны тех, кого она не устраивала. Соответственно различные органы государства (Военно-революционный комитет (ВРК), отдел борьбы с контрреволюцией ВЦИК и др.) вынуждены были начать борьбу со своими оппонентами. Особой формой антисоветизма явился чиновничий саботаж, вылившийся в попытки организовать всеобщую забастовку служащих. Все эти обстоятельства послужили поводом для создания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), что нашло отражение в постановлении СНК от 7 (20) декабря 1917 г. Председателем ВЧК был назначен один из видных деятелей Коммунистической партии Ф. Э. Дзержинский. В структурном отношении ВЧК следовала опыту ВРК, в ее состав входили следующие отделы: информационный, организационный, по борьбе с контрреволюцией и саботажем, должностными преступлениями и др. Аппарат вновь созданного органа был весьма немногочисленным. В декабре 1917 г. он состоял из 40 чел., а в марте 1918 г. - всего из 120. Чрезвычайные комиссии на местах создавались при областных и губернских советских органах, на узловых железнодорожных станциях, в крупных портах и в пограничной полосе. К середине 1918 г. действовало уже 40 губернских и 365 уездных ЧК. Их деятельность координировалась из столицы. Помимо борьбы с саботажем ВЧК разоблачала шпионскую, диверсионную, террористическую, заговорщическую деятельность антисоветских элементов и организаций. Впоследствии ее силами были ликвидированы такие известные контрреволюционные организации, как «Союз спасения родины и свободы», «Единая великая Россия», «Национальный центр», разоблачен ряд заговоров иноземных разведок. В своей борьбе с контрреволюцией ВЧК опиралась на революционные трибуналы и активно взаимодействовала с народными комиссариатами внутренних дел и юстиции, чьи представители входили в ВЧК. В свою очередь представитель ВЧК входил в состав коллегии НКВД1.
1.См.: В. И. Ленин и ВЧК: Сборник, документов (1917-1922 гг.). - М, 1987
На практике ВЧК обладала оперативно-розыскными и следственными функциями. Наряду с этим она могла применять такие административные меры воздействия, как лишение контрреволюционеров продовольственных карточек, составление и опубликование списков врагов народа, конфискация имущества и т.п. Расстрел, как высшая мера наказания, после февраля 1917 г. был отменен в России. Не применялся он и на первоначальном этапе строительства Советского государства. Лишь после начала гражданской войны Всероссийской чрезвычайной комиссии и ее местным органам были предоставлены чрезвычайные полномочия. Меры ВЧК принимались не только в отношении контрреволюционеров и саботажников, но и против спекулянтов и бандитов, деяния которых, как уже подчеркивалось, носили по существу политический характер и в значительной мере подрывали усилия Советской власти по налаживанию производства и организации управления страной1. 1 См.: История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чисггф у ва. 4.2. С. 44,45.
Следует сказать и об армейских разведывательных органах. В послеоктябрьский период в русской армии, противостоявшей войскам Тройственного союза, некоторое время продолжала действовать прежняя спецслужба - военная контрразведка. 1 января 1918 г. КРО штабов внутренних военных округов и войск действующей армии были переименованы в отделения Военного контроля, которые а апреле этого же года были упразднены. В мае-июне по решению Высшего Военного совета Республики при штабах и отрядах войск прикрытия западных границ были созданы отделения по борьбе со шпионажем. Во второй половине 1918 г. они вошли в состав органов Военного контроля при Полевом штабе Реввоенсовета республики (РВСР). 19 декабря Военный контроль и армейские чрезвычайные комиссии были объединены в особые отделы ВЧК. На первоначальном послереволюционном этапе ни Рабоче-крестьянская Красная армия, ни дипломатический корпус РСФСР не располагали полноценной криптологической службой. Первые упоминания о ее создании относятся к началу 1920-х гг., о чем более подробно будет сказано на следующих лекциях. Еще одним субъектом обеспечения информационной безопасности новой России призвана была стать система органов охраны общественного порядка. Она начала формироваться еще в дооктябрьский период в лице рабочей милиции, основной принцип деятельности которой заключался во всеобщем вооружении трудящихся. Рабочие несли службу поочередно в свое рабочее время, за ними сохранялся средний заработок на предприятиях, они сами избирали своих руководителей (начальников отрядов, командиров и комиссаров). 28 октября (10 ноября) 1917 г. было издано постановление Народного комиссариата внутренних дел «О рабочей милиции», которая учреждалась при Советах рабочих и солдатских депутатов. Объявив о создании органов охраны общественного порядка, постановление не уточняло правового положения милиции, ее место в советском государственном аппарате. Документ говорил лишь о создании рабочей милиции, не давая никаких указаний относительно сельских районов страны. Структура, функции и принципы организации милиции определялись в процессе ее создания революционным правотворчеством масс. В ноябре 1917 г. при ВРК была образована Комиссия по ликвидации старой милиции, которая занялась проверкой ее личного состава. Всех милиционеров обязали в пятидневный срок представить рекомендации фабрично-заводских комитетов или войсковых частей об их пригодности к милицейской службе. Не подчинившиеся Советской власти, а также не представившие рекомендаций, отстранялись от должности. Была также осуществлена замена прежнего руководящего состава милиции1.
См.: История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистяко-а'Ч-2.С.39,40.
Вводились некоторые ограничения на передвижение внутри страны. Так, в ноябре 1917 г. Декретом СНК были утверждены «Правила въезда и выезда из России», предусматривавшие учреждение системы паспортного контроля для упорядочения процессов миграции населения на территории Советской республики, а 24 апреля 1919 г. был издан Декрет СНК «О порядке выдачи заграничных паспортов». Однако эффективность этих мер в тот период была относительно низкой, почти любой желающий мог оформить себе фальшивые или поддельные документы. Несмотря на это, контроль за реализацией требований этих декретов поддерживался органами милиции. Немаловажное значение в обеспечении информационной безопасности нового государства играла судебная система. Стихийное упразднение революционными массами старых судебных учреждений и создание новых судов, способных осуществлять правосудие в интересах трудящихся, начавшиеся еще в период Февральской революции, с победой Октября получили широчайший размах. Уже 6-7 ноября 1917 г. в Петрограде был организован народный суд Выборгского района, состоявший из пяти человек, избранных от районного Совета, профессионального союза, совета домовых комитетов и других организаций. Известен также Кронштадтский суд общественной совести включавший представителей местного Совета, местной большевистской организации и профсоюза, и т.п. В общем плане проблема нового судоустройства была решена Декретом о суде № 1, принятым Советом народных комиссар/ (СНК) 22 ноября 1917 г. Декрет упразднял весь аппарат буржуазно, помещичьей юстиции: окружные суды, прокуратуру и адвокатуру институт судебных следователей. В ноябре 1917 г. были упразднены Правительствующий Сенат, Главный военный суд с военно-прокурорским надзором, институт военных следователей и Петроградский коммерческий суд. На смену им пришли новые суды, образованные на выборной основе. Судей должно было избирать непосредственно население, но сначала это делали Советы, которые составляли списки заседателей и устанавливали очередность их участия в сессиях местного суда. Армейские суды избирались полковыми Советами, а где таковых не было - полковыми комитетами. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов созывались уездные, а в столицах - столичные съезды местных судей1. Для борьбы с контрреволюционными силами и защиты революции, а «равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц» были учреждены рабочие и крестьянские революционные трибуналы, заседатели и судьи которых избирались Советами2.
1 См.: История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова. Ч. 2. С. 40, 41. 2 См.: СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |