КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание нормативных правовых основ системы информационной безопасности Советского государства
Правовой вакуум в области обеспечения информационной безопасности. Появление новых направлений, методов и средств защиты информации. Усиление ответственности за разглашение государев венной тайны. Советское право возникло одновременно с Советским государством. Обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!», провозгласившее образование Советского государства, было и его первым правовым актом. Как и государство, советское право создавалось в ходе слома старого законодательства. В начальный период истории Советской России можно отметить три основные группы источников права. Важнейшей из них является новое законодательство, новые нормативные акты. Их массив, узкий в первое время, непрерывно расширялся. Однако Советское государство не могло одномоментно создать законченную правовую систему, для этого требовалось время. Потому государство подобно тому, как оно частично использовало старый государственный механизм, пользовалось в известных пределах и старым законодательством. Декрет о суде № 1 допускал ссылки «на законы свергнутых правительств». Хотя в Декрете речь шла о применении старого права в судах, его толковали расширительно, имея в виду и другие государственные институты. Возможность использования старого права вытекала из того, что некоторые его нормы носили вневременной характер. Например, и феодальное, и буржуазное право запрещают убийство, телесные повреждения и иные деяния, направленные против личности. Однако очевидно, что использование старого права не могло быть продолжительным. Уже в июле 1918 г. Декрет о суде № 3 изъял оговорку о возможности использования старого законодательства. Поскольку объем нового законодательства был еще сравнительно невелик, а старое могло применяться лишь в ограниченных рамках, существовала сфера отношений, не урегулированных никакими нормативными актами. Поэтому в качестве специфического источника Права выступает непосредственно революционное правосознание трудящихся масс. Практически это означало, что если правоприменяющие органы и лица не могли опереться на правовую норму, они поступали так, как считали полезным для революции. Советское законодательство рассматриваемого периода имело ряд особенностей. Необходимость как можно скорее ликвидировать пра-в°вой вакуум, потребность оперативного решения многочисленных Опросов, в том числе и тех, которые были связаны с информационной безопасностью государства, вынудили сделать круг законодательных органов достаточно широким. Нормативные акты высшей юридической силы могли принимать Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров. Приведенные факты опровергают утверждение о том, что Советское государство возникло и развивалось в условиях беззакония, а большевики были идейными противниками всякой законности. С первых дней своего существования Советское государство стремилось законодательно регламентировать общественные 0 ношения и добивалось исполнения законов всеми должностными лицами и гражданами. Конечно, наличие неурегулированных отношений сужало сферу действия режима законности, но эта неурегулированность неуклонно сокращалась, обусловливая укрепление законности в Советском государстве1. Для укрепления диктатуры пролетариата, правопорядка, законно, сти в стране, успешной реализации социалистических идей необходц. мо было в первую очередь принять основной закон государства - Кон-ституцию. Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссий-ским съездом Советов 10 июля 1918 г. Она закрепила политическую основу страны - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депута. тов; диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст.ст. 1,9). В ней нашли отражение важнейшие мероприятия Советского государ. ства в области экономики: национализация земли, банков, лесов, недр, вод; введение рабочего контроля во Всероссийском совете народного хозяйства (ВСНХ) как первых шагов к национализации фабрик, заводов, рудников, транспорта; аннулирование внешних займов, заключенных до революции (ст. 3). Конституция отразила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11) и т.д. Важнейшие положения, связанные с созданием новой системы информационной безопасности Советского государства, были закреплены в новом уголовно-правовом законодательстве. Революция привела к коренным преобразованиям основных понятий и институтов старого уголовного права. Прежде всего это относилось к общему понятию преступления. Если раньше преступным считалось просто всякое нарушение уголовного закона, то теперь в общем понятии преступления подчеркивалось то, что вскоре стали называть материальным пониманием преступления: общественная опасность деяния, которая подразумевала угрозу безопасности нового общества и государства. Преступным считалось все то, что вредит интересам рабочих и крестьян, делу революции. Разумеется, были объявлены престуй' ными все контрреволюционные и особо опасные общеуголовнЫе деяния, о которых упоминалось выше. Законы, устанавливающие уголовную ответственность, прейМУ' щественно принимались в связи с конкретными политическими № бытиями и не были рассчитаны на долгосрочное действие. 1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О. И. тякова. С. 66-70. р взгляд и на наказание. Одним из первых актов, наиболее одно перечисливших виды наказаний, была Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, оялежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения ег0 заседаний». Она устанавливала такие виды наказания, как денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, вынесение общественного порицания, объявление виновного врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, полная или частичная конфискация имущества, принуждение к обязательным общественным работам. Несколько позже этот перечень был дополнен такими наказаниями, как объявление вне закона, лишение права занимать ответственные должности, объявление общественного бойкота. По существу, высшей мерой наказания было объявление вне закона, но оно применялось очень редко. На практике высшей мерой стало лишение свободы (чаще всего от семи дней до одного года - и лишь по наиболее опасным видам преступлений устанавливался предел «не ниже» определенного срока). Только весной 1918 г. был установлен высокий срок лишения свободы - не ниже 10 лет, притом с конфискацией имущества - за перевод зерна на изготовление самогона. Это преступление в условиях надвигающегося голода рассматривалась как особо опасное и абсолютно безнравственное. Летом 1918 г. была восстановлена смертная казнь. Сделано это было в завуалированной форме, причем не законом, а подзаконным актом. 16 июня 1918 г. Наркомюст принял постановление «О трибуналах». Этим судебным органам было предоставлено право применять любые меры наказания. В постановлении перечень мер наказания не приводился, поэтому не ясно, шла ли речь об уже применявшихся или вообще о всяких, которые можно придумать. На практике постановление было интерпретировано таким образом, что можно было применять и смертную казнь. Вскоре появился и первый смертный приговор. 21 июня Революционный трибунал при ВЦИК приговорил к расстрелу адмирала А. М. Щастного, обвиненного в контрреволюционных действиях. Приговор был обжалован в Президиум ЦИК, который оставил его в силе. Следует подчеркнуть, что инициаторами введения смертной казни СФС явились отнюдь не большевики. Такой авторитет, как Деникин, свидетельствует, что первыми начали массовые рас- ' стрелы, притом без суда и следствия, белогвардейцы. ИталыГ историк Боффа также подтверждает этот факт1. Советское уголовное право отказалось от таких тяжких наказаний, как каторга, ссылка в отдаленные места. Известная мягк системы наказаний была определена в большой мере представлен^ ми, что падение капитализма лишит преступность ее материальной основы - частной собственности. При определении наказания учитывались все существенные обстоятельства (главное - личность обвиняемого), от чего зависел ужесточение или смягчение наказания. Для уголовного права этого периода характерна и неопределенность санкций. Часто вместо установления конкретных мер декрет ограничивался указанием на необходимость карать виновных «по всей строгости революционных законов», «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести», устанавливал несколько видов наказания или предусматривал лишение свободы, но предоставлял суду право решать самому вопрос о сроке и порядке его отбытия. Сфера гражданско-правового регулирования в области защиты информации с упразднением частной собственности заметно сократилась. Государство теперь защищало собственность граждан, основанную на личном труде, и всячески притесняло собственников, эксплуатировавших наемный труд. Сокращались договорные отношения. Отношения между национализированными предприятиями стали строиться в основном на базе административного, а не гражданского права, что практически полностью устраняло конкуренцию, а следовательно, и область использования коммерческой тайны. Таким образом, можно сделать следующие выводы. К защищаемой информации в рассматриваемый период времени относились практически только сведения из области государственной и военной тайн. Никаких специальных законодательных актов, направленных на защиту этой информации, в первый послереволюционный период не существовало. Тем не менее отдельные положения нового зарождавшегося законодательства предусматривали определенные санкции, направленные против контрреволюционеров, пытавшихся причинить вред новой власти. Эти меры на первоначальном этапе носили скорее превентивный, воспитательный характер и не были связаны с применением репрессий. Однако с началом гражданской войны в ответ на действия противников Советской России они были вынужденно ужесточены. 1 См.: Боффа Дж. История Советского Союза. - М., 1994. Т. 1. С. 95.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |