Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ы (-и) и –а (-я)

Варианты форм именительного падежа множественного числа.

Варианты окончаний предложного падежа единственного числа.

В предложном падеже единственного числа неодушевленныесуществительные мужского рода могут иметь вариантные окончания

–е и –у.

Например: в цехе – в цеху; в отпуске – в отпуску.

Колебание форм в данном случае объясняется не только процессом унификации системы склонений в древнерусском языке, но и конкуренцией форм русского и старославянского языков. Окончание свидетельствует об исчезнувшем типе склонения, –е одновременно являетсяэлементом старославянского языка и более устойчивого типа склонения вдревнерусском.

Для русского литературного языка исходным признается вариант –е. Сравните пушкинское «…И останутся на бреге В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря» и современное находиться на берегу, вспоминать о береге.

Отношения падежных вариантов неравноправны. В большинстве случаев варьирование объясняется передачей разных смысловых оттенков значений.

Вариант –у в сочетании с предлогами в и на передает обстоятельственные значения (места, образа действия, времени): в лесу, на берегу, в цвету, на ходу, в году. Данная конструкция отвечает на вопросы где? как? каким образом? Обстоятельственное значение усиливается в словосочетаниях, имеющих характер устойчивых оборотов речи: держать на весу, говорить на ходу, задыхаться на бегу, гнить на корню.

Вариант окончания –е передает объектное значение, отвечает на вопрос о (в, на) чём?: о лесе, на острове, в узле. Сравните: говорить о береге – находиться на берегу. Наличие определения у искомого существительного усиливает объектное значение. Например: говорить о правом береге, заметить брак в купленном для строительства лесе.

В случаях, когда не наблюдается семантическое различие вариантов окончаний, более предпочтительной признается флексия –е: в цехе, в отпуске, в городе. Вариант с окончанием –у считается разговорным (в отпуску, на дубу, в чаю). При этом необходимо заметить, что варьирование чаще наблюдается у одно- или двусложных существительных: в бою, на ветру, в снегу. Неодносложные имена колебание вариантов демонстрируют редко: на потолке, на якоре, в договоре.

В именительном падеже множественного числа существительные мужского и среднего рода имеют два варианта окончаний:

Например: договоры – договора, секторы – сектора, годы – года.

Судьба форм именительного падежа множественного числа является поистине драматической страницей в истории русского литературного языка. Горячие споры о правомерности и границах употребления новых вариантов на –а (-я) не стихают уже более столетия и вышли за стены научных учреждений и учебных аудиторий.

Причиной вхождения в литературный язык форм на –а (-я) является не упрощение системы склонений, а такое историческое явление, как утрата двойственного числа. В древнерусском языке грамматическая категория числа была представлена трехчленной парадигмой – значениями единственного, двойственного и множественного числа. Понятие двойственности, доставшееся в наследство русскому языку от праславянского и индоевропейского периодов, было основано на явлении парности предметов. С развитием языка и абстрактного мышления категория двойственности уступила место понятию простой множественности.

Окончание –а (-я) как раз и представляет собой древнюю форму именительного падежа двойственного числа: глаза, берега, бока, рога, рукава. Древнее множественное число имело вид глази, берези, боци, рози, рукави. Распространение окончания – а (-я) позволило осознать говорящим указанные формы как простое множество.

Общее направление развития русского языка представляет собой все более широкое вхождение и нормативное признание форм на –а (-я). Форма домы была обычной для литературного языка XIX века, она встречалась еще в письменных текстах начала XX в., но уже совершенно неприемлема в наши дни. Грубой ошибкой считалось в конце XIX - начале XX вв. форма поезда. В наши дни странно было бы услышать рекомендуемую ранее форму поезды. Консервативно настроенные блюстители языковой нравственности еще и сейчас поднимают голос протеста против таких, уже узаконенных даже словарями форм, как директора, профессора. Но жизнь берет свое, и все новые и новые имена мужского рода принимают в именительном падеже множественного числа ударную флексию –а (-я).

И все-таки, несмотря на массовое вхождение новых форм на -а(-я) и даже их фиксацию некоторыми словарями (например, бухгалтера, договора, корректора), многие из носителей русского языка квалифицируют такие варианты как явление второсортности, стилистической сниженности. Большинство новых вариантов на -а(-я) остаются функционально ограниченными: ими не следует пользоваться, например, в научной, официально-деловой сфере, в торжественной речи.

Современные лингвистические взгляды опираются на стилистическую противопоставленность и социальную приуроченность: многие формы -а(-я) относятся к сфере просторечия и профессиональной речи, чаще наблюдаются у рабочих, служащих и студентов-нефилологов.[1]

Кроме того, есть и чисто формальные ограничения для распространения и признания нормой флексий на -а(-я) в именительном падеже множественного числа. Оказывается, их получают главным образом дву- и трехсложные существительные мужского рода с основой на сонорный звук (р, л, н, м) например: тополя, купола, клевера, якоря. Напротив, многие односложные (супы, торты, планы, кусты) и многосложные слова (библиотекари, телевизоры, компьютеры) сохраняют традиционные формы. Впрочем, и среди односложных слов есть такие, у которых утвердилась новая флексия: снега, тома, братья.

В целом причиной распространения варианта –а (-я) является влияние разговорного стиля на литературный язык. В разные исторические периоды это влияние то усиливается, то ослабляется. Во времена стабильного экономического развития российского государства влияние разговорного стиля ослабляется, в периоды резких социальных перемен оно усиливается. Так было после октябрьской революции 1917 года, то же самое наблюдается сейчас, в перестроечное и постперестроечное время.

В современном русском литературном языке выделяют четыре группы существительных, по-разному использующих варианты – ы(-и), -а(-я).

1) Существительные, стабильно употребляющие исконное окончание – ы(-и), например: авторы, аптекари, архитекторы, брелоки ( и брелки), ведомости, владельцы, возрасты, волосы, грунты, добровольцы, компрессоры, лифтеры, порты, почерки, приговоры, прописи, профили, рекруты, рефлекторы, рупоры, скатерти, склады, слоги, смотры, транспорты, траулеры, флагманы, хоботы, хомуты, цензоры, центнеры, циркули, чаи, штабы.

2) Существительные, использующие оба варианта окончаний параллельно, но со стилистической дифференциацией. В этом случае форма на – ы(-и) свойственна книжной, преимущественно письменной речи, особенно текстам документов, а форма на -а(-я) - устно-разговорной, профессиональной речи:

 

бункеры, -а ветры, -а клапаны, -а прожекторы, -а
вееры, -а годы, -а кожухи, -а рапорты, -а
векторы, -а джемперы, -а месяцы, -а секторы -а
вентили, -я дизели, -я мичманы, -а стапели, -я
верхи, -а кабели, -я прессы, -а штормы, -а

 

В этой группе особое внимание нужно обращать на существительные, у которых литературная норма не приемлет флексии -а(-я). Употребление того или иного варианта становится «лакмусовой бумажкой», показателем уровня образованности говорящего. Таких существительных немного, их литературный грамматический вариант надо знать:

авиаконструкторы, бухгалтеры, госпитали, диспетчеры, договоры, допуски, инженеры, инструкторы, коллекторы, контейнеры, офицеры, слесари, столяры, табели, токари, торты, тракторы, трюфели, шофёры.

3) Существительные с окончанием –а (-я), закрепившиеся в литературном языке благодаря длительному употреблению:

адреса, бега, берега, блюда, бока, борта, буфера, вечера, глаза, голоса, города, директора, доктора, дома, желоба, жемчуга, жернова, колокола, колокола, края, луга, мастера, номера, обшлага, острова, паруса, паспорта, перепела, повара, погреба, поезда, потроха, рога, рукава, снега, сорта, сторожа, тетерева, тома, тополя, тормоза, холода, черепа, шелка.

4) Существительные, которые используют варианты окончаний для передачи разных значений:

кондуктора (работники) – кондукторы (детали машин); корпуса (здания, вместилища) – корпусы (основная часть кого-, чего-либо); образа (иконы) – образы (в литературе, мышлении); ордена (знаки отличия) – ордены (общественные объединения). Сравните также: пояса – поясы; пропуска – пропуски; тона – тоны; учителя - учители.

Чтобы употреблять подобные существительные в соответствии с требованиями литературной нормы, необходимо обращаться к грамматическим и толковым словарям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
А (-я) и -у (-ю) | Личность и общественная среда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.