Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношения неопределенностей

Некоторые свойства волн де Бройля

 

Рассмотрим свободно движущуюся частицу массой m со скоростью v.

 

, (2)

 

т.е. фазовая скорость может быть больше скорости света.

 

 

Из-за двойственной природы частиц необходимо внести ограничения в применение к объектам микромира законов и понятий классической механики.

В классической механике частица имеет траектори ю, в любой момент времени зафиксирована ее координата и импульс.

Микрочастица из-за волновых свойств существенно отличается от классической частицы. Нельзя говорить о траектории и одновременно точных координатах и импульсе. Понятие «длина волны» лишено физического смысла, т.к. импульс выражается через длину волны (Р = h /l).

В связи с этим немецкий физик Вернер Гейзенберг сформулировал в 1927 г общий принцип, получивший название принципа неопределенности: микрочастица не может иметь одновременно и определенную координату (x) и определенную соответствующую проекцию импульса (Рx), причем неопределенности этих величин удовлетворяют условию

 

. (3)

 

Смысл (3) состоит в том, что, чем больше масса частицы, тем меньше неопределенность ее координаты и скорости, тем с большей точностью может быть найдена ее траектория.

Пример 1. Пылинка массой m = 10-12 кг размером l = 10-6 м, координата определена с точностью 0,01 ее размера (D x = 10-8м). Неопределенность скорости

 

 

мала и не будет сказываться на скорости движения пылинки. Для описания ее движения можно пользоваться законами классической механики.

Пример 2. Пучок электронов в трубке осциллографа движется со скоростью v = 108 м/c, определяемой с точностью 0,01% (D vx = 104 м/c). Неопределенность координаты электрона

 

 

значительно меньше разрешающей способности глаза (0,1 мм = 1×10-4 м), поэтому движение пучка электронов можно описывать законами классической механики.

Пример 3. Электрон в атоме водорода. Неопределенность координат электрона равна размеру атома (D 10-10 м)

 

,

 

неопределенность скорости в несколько раз больше самой скорости ( 2,3× 106 м/c). Т.о., нельзя пользоваться законами классической механики для описания движения электрона.

 

 

Соотношение неопределенностей для энергии и времени: система, имеющая среднее время жизни Dt, не может быть охарактеризована определенным значением энергии; разброс энергии D Е = h /D t возрастает с уменьшением среднего времени жизни:

(4)

Соотношения неопределенностей - предмет дискуссий. Идеалистическое толкование - соотношение неопределенностей устанавливает границу познаваемости мира. На самом деле это соотношение не ставит предела познанию микромира, а указывает, насколько применимы к нему понятия классической механики.

Идея де Бройля послужила исходным пунктом квантовой механики, созданной в 1926 - 1927 г. трудами В. Гейзенберга, М. Борна, Э. Шредингера, и П.Дирака.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экспериментальные подтверждения | Волновая функция и ее статистический смысл
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.