Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис семьи

Разрушительные последствия проводимых реформ очень болезненно сказались на семье. Экономичес­кий кризис как результат этой политики усугубил ее положение. Увеличилась смертность, сократилось количество браков и рождаемость.

В России согласно статистическим данным с 1992 г. наблюда­ется сокращение населения. Если в 1995 г. прирост населения со­ставлял 749,9 тыс. человек, то в 1996 г. смертность превысила рождаемость на 880 тыс.'. Данные демографов: сегодня в России 147 млн человек, из них жителей 40—50 лет всего 50 млн, детей 6 лет — 5 млн. В результате в 2040 г. в России будет населения всего 50 млн человек!

Безработица, повышение цен на продукты питания и комму­нальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обез-доленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, нар­команию, психологические конфликты.

Современная семья урезает себя во всем, в том числе и в пита­нии. Ножницы прожиточного минимума богатых и бедных рази­тельно расходятся. Часть населения на грани нищеты. Чащеэто многодетные семьи.

Каждый третий ребенок воспитывается в неполноценной се­мье, растет число детей, рожденных вне брака, родители уклоня­ются от воспитания детей. Усилилась криминальная обстановка.

За годы перестройки был уничтожен опыт работы с семьей и детьми в Дворцах культуры, Домах пионеров.

Государство устранилось от настоящей помощи семье. Снизи­лось государственное финансирование женских консультаций, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, домов ребенка.

В самом тяжелом положении семьи, где несовершеннолетние дети, неполные семьи.

Падение нравов, рост алкоголизма и наркомании, невозмож­ность обеспечить семью привели к увеличению разводов. Причи­ны и социальная, и экономическая. Семья изменилась. Невозмож­ность прожить на одну зарплату заставляет работать всех членов семьи.

Сегодня кризис семьи наблюдается во всех странах мира. Осо­бенно в тяжелом положении оказались дети. Их в России 25,9% населения.

П.А.Сорокин (1889—1968)

В 1922 г. в журнале «Под знаменем марксизма» в статье «О значении воинствующего материализма» критиковался Питирим Сорокин за статью «Влияние войны на состав населения, его свой­ства и общественную организацию», в которой он говорил о распаде семьи, о ее кризисе, что ведет к гибели цивилизации. За эту статью он оказался первым в списке из пятидесяти одного ленинградского ученого подлежащего высылке из России в 1922 г.

Питирим Александрович Сорокин возглавлял социологическое отделение факультета общественных наук в Петроградском уни­верситете. Читал лекции в вузах Петрограда по психологии, пра­ву, социологии, эстетике, был секретарем А.Ф.Керенского. После высылки из России жил в Праге, затем в США (1923 г.), с 1930 г. профессор Гарвардского университета.

Для социальной педагогики представляет интерес его работа «Очерки социальной политики и педагогики», вышедшая в Ужго­роде в 1924 г. Предлагаем рассмотреть фрагменты главы из книги «Популярные очерки социальной педагогики и политики» — «Со­циальная роль семьи и школы», где сделан достаточно глубокий исторический анализ кризиса семьи. Статья написана в начале 20-х гг., но и сегодня она не потеряла свою актуальность.

П. Сорокин отводит семье важное место не только в жизни че­ловека, но и судеб народа, считая ее роль не меньше роли шко­лы, церкви и государства. Он писал: «Потому что институт семьи представляет ту первую группу, куда сразу после рождения попа­дает родившийся индивид. Семья — это первая «мастерская», куда он поступает для «переделки» Она наносит первые и неизглади­мые черты будущего человека. Изгладить «письмена» почти не­возможно. Они будут давать о себе знать в течение всей жизни человека, хотя он сам и не сознает этого».

Почему? Потому что родным становится язык семьи, семьей определяется религия, материальные и правовые понятия опре­деляются семьей. Убеждения, манеры, одежда, вплоть до профес­сии и социального положения, определяются семьей.

От этой «мастерской» зависит, каким человек войдет в обще­ство. И если первые жизненные впечатления будут состоять из «ссор, брани, злобы, невежества, взаимной грызни, лени, пре­ступности и т.п.... то такая мастерская будет выпускать в общество человеческий материал довольно плохого качества».

От семьи зависит, разовьются ли положительные задатки и способности личности, будут ли заторможены отрицательные на­следственные склонности, получит ли ребенок достаточно опы­та, полезных навыков и привычек для «жизненного бега». Семья определяет будущую деятельность человека.

От семьи «зависит не только поведение, качество и жизненный уклад отдельной личности, но и социальный уклад, характер общественной жизни и историческая судьба целого общества».

История народа создается руками и поступками людей. Обще­ственная жизнь — результат их деятельности. Поведение людей формируется в семье. Отсюда влияние семьи на жизнь и историю народа.

У разных народов различные типы семей. П.Сорокин рассмат­ривает три типа семей:

I. Семья патриархально-общинная, где ребенок подготавливает­ся к самостоятельной жизни под авторитетом главы семьи. С первых дней жизни дети приучены к подчинению и зависимости от общины, от рода, а в будущем они будут полагаться не на себя, а на семью, на род, на общину. «Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без знаний, рабы традиций, лишен­ные самостоятельности... Народы, имеющие такой тип семьи, являются вялыми, ленивыми и отсталыми кочевыми народами Азии и Востока Европы».

В общественной жизни консерватизм, личность пронизана стадностью, вялостью, безразличием. Свободы личности нет, власть носит деспотический характер. В столкновении с обще­ством, имеющим индивидуалистический тип семьи, они обыч­но побеждены.

II. Семья неустойчивая приучает молодое поколение полагаться не на семью, а на государство. Цель — готовить государственных служащих, послушных чиновников. Ребенка учат не тому, что ему потребуется в жизни, а тому, что нужно государству. Для всех одна программа, которую они забывают после экзамена. Из семьи выходят бюрократы для государства с огромным чиновничьим ап­паратом.

«Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы. Они подвержены политическим страстям». В таком обществе нередки перевороты.

III. Семья индивидуалистического типа приучает молодого че­ловека полагаться только на себя, на свои знания, энергию, волю. Личная инициатива получает полную свободу. Родители рано при­учают детей к самостоятельности, с детьми обращаются, как со взрослыми, их готовят к взрослой жизни, даются знания, необ­ходимые в жизни.

Кроме государственных программ образования существуют частные школы, частные воспитательные, просветительные и научные учреждения. Народ, дающий такое образование, непобедим. В обществе, где такая семья, у личности широкие права.

Формулируя функции семьи, П.Сорокин выделил три:

— воспитательно-педагогическую;

— социально-физиологическую, производства детей;

— экономическую.

В современной семье эти функции разрушаются. Во-первых, ребенок раньше уходит из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости. В-третьих, эмансипация женщин и детей выводит их из эко­номической зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного экономического эгоизма.

Все эти симптомы говорят об упадке семьи.

П.Сорокин анализирует кризис семьи в период упадка Древ­ней Греции и Рима и сопоставляет его с кризисом семьи в России в 20-х гг. Он рассматривал период упадка Древней Греции и Рима по источникам того периода, анализируя его кризисное состоя­ние. Он пишет, что повседневными стали разводы, которые рань­ше были «неслыханным явлением».

Он проводит высказывания историка Моммзена, который пи­сал о свободе римских женщин и не только от экономической опеки отцов и мужей. Постоянные семейные скандалы были ха­рактерны для римского общества. Тот же упадок рождаемости и рост бездетных браков. Та же эмансипация детей освободила их от власти родителей.

Современник событий Варрон писал: «Бывало домохозяйка вращала веретено, а в то же время не теряла из виду горшка на очаге, заботясь, как бы не подгорела каша, теперь же дочь выпра­шивает у отца фунт драгоценных камней, а жена у мужа четверик жемчуга. Бывало в брачную ночь мужчина был безмолвен и сму­щен, теперь женщина отдается первому красивому кучеру. Преж­де обильное рождение детей составляло гордость женщины, те­перь же, когда мы желаем себе детей, она отвечает: разве ты не знаешь, что сказал Зиний: «Лучше трижды подвергнуться опас­ности в битве, чем однажды родить».

В чем видит кризис современной семьи П.Сорокин:

Кризис союза супругов, разрыв супругов, рост разводов как итог индустриализации. Жена равноправна с мужем, она чаще инициатор разрыва. Упали религиозные основы брака. Рушится союз детей и родителей.

Появляются законы о детях, их правах, об обязанностях роди­телей относительно детей. Это значит — государство вмешивается в воспитание детей в семье.

Рост разводов ведет к росту случайных половых связей, росту бездетных семей, к постепенному вымиранию европейских наро­дов, гибели европейской цивилизации. Падение авторитета главы семьи ведет к падению авторитета вообще.

Об этом кризисе семьи П.Сорокин пишет: «Если он пойдет дальше, он грозит усилению развала семьи. Развал семьи в совре­менных условиях неизбежно повлечет развал всей общественной жизни и означает огромное бедствие... ни один институт не мо­жет заменить семью».

Это писал П.Сорокин в начале XX в.

Сформулированная так проблема определяет проблемы совре­менного общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Церковь и семья | Возрождение государства через возрождение семьи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.