Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. 1. Услуга и ее характеристика





Лекция 12. Маркетинг услуг

1.Услуга и ее характеристика

2.Особенности маркетинга услуг

 

Сфера услуг - одна из самых быстроразвивающихся отрас­лей экономики. Доля услуг в мировой торговле составляет более 25% и продолжает быстро расти.

Применение маркетинговой концепции управления подразу­мевает правильное понимание отличия услуг от материальных товаров и возникающих в связи с этим особенностей маркетин­говой деятельности организаций и предприятий сферы услуг. Виды услуг чрезвычайно разнообразны: они могут носить про­мышленный характер и удовлетворять личные потребности, могут не требовать высокого уровня квалификации исполнителя, и наоборот; для предоставления одних услуг необходимы огром­ные капиталовложения, в то время как для других - только не­большой первоначальный капитал.

Существуют различные определения понятия услуга.

Под услу­гой обычно понимают любое мероприятие и выгоду, которые одна сторона может предложить другой; неосязаемые действия, не приво­дящие к владению чем-либо. Ее предоставление может быть, а мо­жет и не быть связано с материальным продуктом.

Отличие услуги от материального товара обусловлено следующими факторами:

■ природой продукции;

■ сложностью стандартизации и контроля качества;

■ важностью временного фактора.

 

1. Природа услуги. При всем своем разнообразии услуги об­ладают четырьмя основными характеристиками, которые в зна­чительной степени влияют на разработку маркетинговых про­грамм: неосязаемость, неотделимость, непостоянство качества и невозможность хранения (недолговечность).

Неосязаемость, неуловимость, или нематериальный характер услуг означает, что их невозможно продемонстрировать, увидеть, попробовать, транспортировать, хранить, упаковывать или изу­чать до получения этих услуг. В отличие от материальных това­ров услуга не может быть предоставлена покупателю в осязаемой форме до совершения им покупки.

Стремясь уменьшить неопределенность, покупатели анали­зируют внешние признаки или очевидность качества услуги (на­пример, расположение офиса, интерьер, предоставляемую ин­формацию, персонал продавца услуги, цены и т.п.). Таким образом, задача маркетолога заключается в «управлении восприятием», ему необходимо сделать неосязаемое осязаемым. Будучи немате­риальными, услуги тем не менее могут включать в себя и мате­риальные компоненты (например, консультационные фирмы по окончании проекта предоставляют полную информацию о про­деланной работе в виде отчета).



Неотделимость. Специфика предоставления услуг заключается в том, что в отличие от материальных товаров их нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент, т.е. услуги предоставляются и потребляются одновременно, при этом клиенты являются непосредственными участниками процесса обслуживания и влияют на его конечный результат. Исследования показывают, что при реализации услуг требуется больше личного участия, внимания, контактов и полу­чения информации от потребителей, чем при реализации това­ров. Включение потребителя в процесс производства услуги оз­начает, что продавец должен проявлять заботу не только о том, что производить, но и о том, как производить. Кроме этого не­отделимость услуги подразумевает, что менеджеры должны управлять не только своими служащими, но и в определенной степени и клиентами.

При неразрывной взаимосвязи производства и потребления услуг степень контакта между продавцом и покупателем может быть различной. Некоторые услуги могут предоставляться без присутствия покупателя (чистка, ремонт, стирка), другие осуществляются с помощью технических средств (компьютерные ин­формационные системы, автоматы по продаже билетов), но многие виды услуг неотделимы от того, кто их предоставляет (больницы, гостиницы, рестораны). Комплекс маркетинга разрабатываемый фирмой, зависит от степени участия потребите/! в процессе производства услуг.

Непостоянство качества услугсвязано с тем, что качество однотипных услуг колеблется в весьма широких пределах в зависимости того, кто, когда и где их предоставляет. Чаще всего непостоянство качества услуг связано с квалификацией работников чертами характера. Также изменчивость услуг может быть обусловлена уровнем конкуренции, тренировкой и обучением пер­сонала, наличием или отсутствием коммуникаций и информационного обмена внутри организации, степенью поддержки к менеджерами сотрудников. Другой весьма важный источник изменчивости услуг -сам покупатель, его уникальность, что объясняет высокую степень индивидуализации услуги в соответ­ствии с требованиями потребителя, затрудняет массовость про­изводства для многих услуг. Для уменьшения непостоянства ус­луг фирмы, давно работающие в этой сфере, разрабатывают и стараются соблюдать стандарты обслуживания.

Важная отличительная особенность услуг - недолговечность, «сиюминутность», невозможность хранения. Для того чтобы преодолеть проблемы, связанные с преходящим характером ус­луг и возможными колебаниями спроса на них, следует уделять особое внимание прогнозированию спроса и планированию предложения услуг. Гибкая политика ценообразования и меры по продвижению услуг на рынок широко используются различ­ными фирмами для достижения оптимального соотношения ме­жду спросом и предложением.

2. Сложность стандартизации и контроля качества.Стандарти­зация в сфере услуг - это один из способов защиты интересов потребителей с точки зрения его безопасности. Стандарты на услуги помогают сравнивать различные предложения и делать выбор сообразно своим запросам. Стандарты на услуги служат стимулом для конкурирующих в этой области фирм к улучше­нию качества и совершенствованию ассортимента услуг при ус­ловии, что компания способна обеспечить их базовый уровень. Однако как объект стандартизации услуга представляет опреде­ленную трудность, поскольку не все ее характеристики могут быть выражены количественно. Кроме того, произведенные то­вары можно проверить на соответствие стандартам качества задолго до того, как они попадут к потребителю. В отношении услуг, в силу их неотделимости, контроль качества должен производиться в режиме реального времени.



3. Временной фактор.Многие услуги предоставляются в ре­жиме реального времени. Например, потребитель должен при­сутствовать при предоставлении услуг авиапредприятия, ресто­рана, гостиницы, больницы. Часто трудно точно определить заранее, сколько времени потребуется на выполнение услуги. Существуют временные пределы того, как долго сможет или за­хочет потребитель ждать предоставления ему услуги и как долго этот процесс будет длиться. В любом случае фирма должна дать потребителю представление о том, сколько времени займет выполнение услуги.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.