КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая эффективность ликвидации недостатков землевладений (землепользовании)
Вопрос 3. Глобальные проблемы человечества Вопрос 2. Диалектическая взаимосвязь природы и общества Вопрос 1. Проблема происхождения природы и человечества
В истории философии, науки и религии сложились две основные противоположные концепции происхождения природы и человечества 1) Концепция божественного происхождения; 2) Концепция естественного происхождения. 1. Концепция божественного происхождения основывается на объективно-идеалистическом философском воззрении. Основы этой концепции изложены в Библии (Ветхий Завет). В соответствии с библейскими представлениями создателем материальной природы, космических светил, Земли, животных, растений, человека является Дух Божий. Философы и теологи, признающие божественное творение мира, используют креационную модель, согласно которой природа и человечество созданы Богом посредством творческого акта от более простых форм к более сложным. При этом Бог творит мир (за шесть дней) по своей воле и желанию из ничего. Согласно библейским представлениям, все роды и виды растений, животных и человека созданы в их готовом и окончательном состоянии. В религиозной и теологической литературе утверждается, что неделя творения имела место приблизительно 6000 лет назад. Креационная модель происхождения природы и человека опирается на античные философские учения Платона о мире идеальных сущностей и Аристотеля об активной форме и пассивной материи. Эта модель широко распространена в современных православных и католических воззрениях. В некоторых религиозных и философских учениях (например, средневекового арабского Востока) используется другая модель божественного происхождения – эманационная (от греч. – истечение), согласно которой мир проистек из самого Бога от более сложных форм к более простым. Эта модель опирается на философскую систему представителя неоплатонизма Плотина (III в.н.э.). Последний считал основой всего существующего абсолютное бытие Бога, которое он называл Единым. Мир проистекает из Единого (Бога) подобно льющемуся свету, причем возникает иерархическая картина мира от более к менее подлинным и истинным формам: ум – душа – природа. В средние века религиозную картину мира рациональным образом обосновывали такие философы и теологи, как представитель патристики Аврелий Августин (Блаженный) (IV-V вв.), представители схоластики Ансельм Кентерберийский (ХI в.) и Фома Аквинский (XIII в.). Последние разработали ряд теоретических доказательств бытия Бога: онтологическое, космологическое, телеологическое и др. На рубеже XIX – XX вв. религиозное миропонимание обосновывают представители русской религиозной (православной) философии: В.Соловьев, С.Булгаков, П.Флоренский и др. Так, Павел Флоренский связывал культуру человека с религиозным культом и верой. В ХХ веке принцип теизма, т.е. творения мира Богом, развивают религиозно-философские направления неотомизм, персонализм и др. Неотомизм как философская школа католицизма (Э.Жильсон, Ж.Мартинен и др.), исходя из учения Ф.Аквинского, утверждает, что Бог служит вечным актуальным началом всего сущего – природы, общества, человека. В свою очередь, персонализм идеалистическому монизму противопоставляет идеалистической плюрализм (множественность сознаний, воль, личностей), сохраняя при этом принцип теизма. Его представители (в России - Н.Бердяев, Л.Шестов, Р.Лосский, в Америке – Б.Боун, Дж.Ройс, У.Хокинг, во Франции – Э. Мунье, Ж.Лакруа, П.Рикер и др.) превратили личность человека в фундаментальную онтологическую категорию, но ее истоки остаются в бесконечном едином божественном начале. В религиозных картинах мира (иудаизма, христианства, ислама) жизнь человека определяется его нематериальной душой, которая, будучи помещенной Богом в тело, стремится покинуть телесную оболочку и после смерти слиться с божественным началом. 2. Концепция естественного происхождения исходит, какправило, из материалистических философских взглядов и опираетсяглавным образом на эволюционную модель. Сущность эволюционной модели наиболее ясно впервые была выражена в трудах английских естествоиспытателей XIX века Чарлза Лайеля и Чарлза Дарвина. Согласно современным научным данным, развитие материального мира может быть достоверно оценено, начиная с точки космологической сингулярности Вселенной, время которой исчисляется ~15 млрд. лет. Примерно 10 млрд. лет назад возникают протогалактики, около 4,7 млрд. лет назад образуется солнечная система и Солнце, ~2,7 млрд. лет назад на планете Земля зарождается жизнь в своих простейших формах. В соответствии с эволюционной теорией основные формы растений, животных и человека возникали на протяжении длительных исторических периодов. При этом одни формы живого являлись результатом последовательного превращения других, предшествующих форм. Общая схема эволюции живого Генные мутации Эволюция Более простая Видовая Более сложная форма живого борьба форма живого
Уже 1,2 млрд. лет назад на Земле существовали тысячи видов растений и животных, около 15 млн.лет назад возникает первый животный предок человека – рамапитек, ~5 млн. лет назад появляется австралопитек, ~3 млн. лет назад возникает хомо хабилис (человек умелый), ~1 млн. лет назад – хомо эректус (человек прямоходящий, или питекантроп), ~500 тыс.лет назад – неандертальский человек, Около 40 тыс.лет назад – хомо сапиенс (человек разумный), это человек первобытного общества. С этого времени можно говорить о появлении человеческого общества. Процесс становления человека и человеческого общества называется антропосоциогенезом. Специально этот вопрос исследуется в философской антропологии. В конечном счете возникновение человека на Земле рассматривается как закономерный, необходимый этап развития космоса, Вселенной.Это так называемый антропный принцип. Саморазвитие космоса естественным путем объясняется в новом междисциплинарном научном направлении – синергетике – теории самоорганизации.
Диалектико-материалистическое понимание человеческого общества основано на признании органического единства природы и общества. Природа – это материальный мир, исключая социальную форму движения и ее материальные носители. Различают неживую и живую природу. Главное отличие живых систем – это гомеостаз, т.е. устойчивость к изменению окружающей среды, характеризующаяся относительным динамическим постоянством свойств и состава живой системы. Гомеостаз достигается благодаря наличию разветвленной системы обратных связей. Обратные связи необходимы для осуществления саморегуляции. В живой системе саморегуляция реализуется при наличии: во-первых, целевых установок и, во-вторых, специальных управляющих органов по восприятию, переработке и передаче информации. Всего этого нет в неживой природе. Человеческое общество, как и другие живые системы, представляет собой кибернетическую систему. Человеческое общество – это единая социальная система, имеющая четкую структуру и иерархию образующих ее подсистем. Оно имеет качественно определенные этапы развития и особые социальные закономерности. Если объективные законы природы происходят «слепо» и стихийно, то законы общественного функционирования и развития всегда реализуются только в результате сознательной деятельности людей. Общество выступает как многообразие форм жизнедеятельности людей. Все это говорит о качественном своеобразии общества по сравнению с природными системами. Вместе с тем постоянная связь общества с природой и их взаимодействие является предпосылкой и необходимым условием существования и развития общества. Человек и общество связаны с природой прежде всего своим происхождением. Общество вышло из природы, человек сохраняет биологическую телесную организацию.
Функционирование и развитие общества основано на производстве материальных средств жизни и их потреблении. И все эти материальные средства жизни так или иначе создаются человеком из материала природы. С точки зрения марксистской философии, развитие общества определяется материальным производством. К.Маркс характеризовал производство как специфический обмен веществ между обществом и природой. Таким образом, материальное производство выражает собой единство общества и природы. Часть природы, которая вовлечена в человеческую жизнедеятельность, называется природной, или географической средой. В географическую среду входит земная атмосфера, вода, почвенный покров, растительный и животный мир. Совокупность растений и животных вместе с их средой обитания на Земле называется биосферой. Биосфера выступает как среда обитания человека и человеческого общества. Человек, воздействуя на природу, далеко не всегда учитывает ее возможности и обратное влияние на общество. Воздействие общества на природу зависит от уровня развития производительных сил общества, от состояния научно-технического прогресса и т.п. В середине ХХ века произошла научно-техническая революция, ее основные черты: 1) Автоматизация (ядро НТР); 2) Развитие ракетной техники и освоение космоса; 3) Практическое использование атомной энергии в мирных и военных целях; 4) Химизация; 5) Создание материалов с заранее заданными свойствами. Триумфальное шествие НТР привело к появлению глобальных проблем современности. К глобальным проблемам человечества относят следующие. 1. Экологическая проблема. Экология – учение о среде обитания животных и человека, как наука возникла в ХIХ веке (ее родоначальник – Геккель). В настоящее время наблюдается катастрофический рост загрязнения окружающей природной среды – поверхности земли, мирового воздушного и водного океанов. Это ситуация называется экологическим кризисом. 2. Проблема биосферы связана с исчезновением все большего числа видов растений и животных. В «Красную книгу» уже занесены сотни исчезнувших видов животных только за последнее столетие и около тысячи видов, находящихся на грани вымирания. 3. Сырьевая проблема связана с тем, что происходит сужение сферы естественного промышленного сырья. Основные запасы минерального сырья могут быть исчерпаны уже к концу ХХI века. 4. Энергетическая проблема. По расчетам ученых, энергетическое топливо, которое аккумулировано в недрах Земли в виде угля, нефти, газа, может быть исчерпано в ближайшие 2-3 века. 5. Продовольственная проблема. Из живущих на сегодняшний день на Земле людей примерно 1/10 часть голодает. К концу ХХI века голодающие будут составлять 80-90% населения Земли. 6. Демографическая проблема. Наблюдается бурный рост численности населения Земли. Если в настоящее время – 6 млрд. людей, то к концу ХХI века число людей составит ~15 млрд. человек. 7. Проблема здравоохранения. Распространение мировых эпидемий, а в настоящее время болезнь СПИД; а также угроза птичьего, свиного гриппа. Вопросы решения глобальных проблем человечества начали серьезно рассматриваться с начала 70-х годов в рамках неформальной организации так называемого Римского клуба (Форрестер, Медоуз, Месарович, Пестель и др). Представители этого объединения ученых предложили целый ряд (уже несколько десятков) глобальных моделей развития человеческого общества. Последние годы мировым сообществом принята стратегия устойчивого развития человечества. Техническая деятельность человека способна не только разрушать, но и поддерживать организацию географической среды и биосферы. По мнению французского геолога и теолога Пьера Тейяра де Шардена и русского ученого В.И.Вернадского, по мере развития человечества Земля должна перейти к новой стадии своего развития: биосфера должна постепенно превратиться в ноосферу, т.е. сферу разумной, организованной и управляемой деятельности человека. Согласно мнению отечественного ученого Н.Н.Моисеева, экологические проблемы должны решаться на путях коэволюции, предполагающей гармоничное взаимодействие общества и природы, имеющих относительно самостоятельные линии развития. Идеи космизма и экологизма в конце ХХ в. вошли в ядро мировоззрения постмодернизма. Землевладения и землепользования предприятий, организаций и граждан нередко имеют существенные недостатки, затрудняющие ведение производства и ухудшающие результаты их деятельности.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |