Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита права собственности и других вещных прав




Вопрос – 1. Субъекты публичной собственности.

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, нали­чие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют поря­док осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским зако­нодательством имеет две разновидности — государственную и му­ниципальную собственность. Право государственной собственнос­ти характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущес­тва, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, состав­ляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т. е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публич­но-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а пред­ставляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственны­ми образованиями (из чего исходил и ранее действовавший рос­сийский Закон о собственности). Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приоб­ретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положе­ние как собственников строится по модели государственной соб­ственности.

Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муници­пальные образования в целом. От имени соответствующего муни­ципального образования — собственника его правомочия в соот­ветствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК), что не делает их собственника­ми соответствующего имущества.

 

Вопрос - 3. Объекты публичной собственности.

 

В качестве объектов как государственной, так и муниципаль­ной собственности могут выступать различные виды недвижимос­ти, включая земельные участки, предприятия и другие имуществен­ные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначе­ния, а также оборудование, транспортные средства и иные «сред­ства производства» и предметы бытового, потребительского харак­тера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные па­мятники истории и культуры.

Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными обра­зованиями. Порядок отнесениягосударственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федера­ции должен устанавливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). В его отсутствие сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 N 2824-1, от 27.01.1993 N 4375-1, от 21.07.1993 N 5475-1 (ред. 24.12.1993), с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П)

«О разграничении госу­дарственной собственности в Российской Федерации на федераль­ную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Все государственное имущество, за исключением прямо опре­деленного в качестве муниципальной собственности (приложе­ние 3 к названному постановлению), предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество (перечисленное в приложении 1) и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации (приложе­ние 2). Если же объекты государственной собственности прямо не упомянуты ни в одном из приложений к названному постановле­нию, они передаются в собственность соответствующих субъек­тов Федерации после специального обращения по этому поводу их высших органов (а до этого момента считаются находящими­ся в федеральной собственности). Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов Федерации, может обра­зовываться за счет федерального имущества только в случаях пря­мой его передачи (отчуждения) от Федерации в собственность ее соответствующего субъекта. Субъект Федерации вправе переда­вать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.

Находящееся в государственной или муниципальной соб­ственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными пред­приятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это распределенное публичное имущество составляет базу для участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покры­тия возможных долгов публичного собственника, ибо унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим имущест­вом по долгам своего учредителя (п. 5 ст. 113 ГК) — этим имущес­твом они должны отвечать по собственным долгам перед своими кредиторами. По смыслу закона имущество учреждений и казен­ных предприятий также не должно обращаться на погашение дол­гов создавшего их публичного собственника, если только послед­ний не изымает это имущество в установленном законом порядке (п. 2 ст. 296 ГК) либо не ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требо­ваний всех кредиторов (п. 7 ст. 63 ГК), что, впрочем, возможно и применительно к обычному предприятию (п. 1 ст. 295 ГК).

Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждени­ями (нераспределенное государственное или муниципальное иму­щество), прежде всего средства соответствующего бюджета, состав­ляет казну публично-правового образования. Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государствен­ный или муниципальный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов публичного собствен­ника по его самостоятельным обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК).

В перечне объектов, составляющих казну соответствующего публично-правового образования, на первом месте законом назва­ны бюджетные средства. Они в первую очередь и составляют ре­альный объект такого взыскания, а также служат источником до­полнительной ответственности публично-правового образования по долгам его учреждений (или казенных предприятий) при недо­статке у них денежных средств (имущества) для расчетов со свои­ми кредиторами. Наряду с бюджетом казну публично-правового образования составляют средства соответствующих внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и др.).

Закон специально оговаривает, что находящиеся в публичной собственности земля и другие природные ресурсы могут стать объ­ектом взыскания кредиторов соответствующего публично-право­вого образования только в случаях, прямо предусмотренных спе­циальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК). В его отсутствие такого рода объекты, по сути, забронированы от взыскания кредиторов, что призвано сохранить публичную собственность на землю.

Как уже отмечалось, в государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Данное по­ложение, однако, не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом также проявляется различие правового режима двух видов пуб­личной собственности.

К числу вещей, составляющих объект исключительно феде­ральной собственности, по действующему законодательству отно­сятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, це­лебные источники и т. п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большин­ство видов вооружений и объектов оборонного значения, обору­дование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.

В федеральной собственности находится и имущество, кото­рое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести имущес­тво «государственной казны РФ», состоящее из средств федераль­ного бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмаз­ного и валютного фондов и имущества Центробанка, а также имущество, находящееся в государственном резерве.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ре­сурсы, могут находиться только в федеральной или в государствен­ной собственности субъектов Федерации, но не в муниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т. п.). В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК земля и другие при­родные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются го­сударственной собственностью. Таким образом, данные природные объекты не могут стать бесхозяйными, ибо установлена законная презумпция (предположение) нахождения их в государственной собственности. Эти виды имущества могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Все это связано не с особой, повышенной правовой охраной государственной собственности (как было в прежнем правопорядке), а с особым публичным инте­ресом к использованию такого рода объектов.

Имущество может поступать в публичную собственность не только общими (общегражданскими), но и специальными спосо­бами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфис­кации и национализации. Имеется и специальное основание пре­кращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация (служащая одновременно особым, самостоятельным основанием возникновения права частной соб­ственности).

 

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию по теме №15:

 

1. Субъекты публичной собственности.

2. Объекты публичной собственности.

3. Приватизация государственного и муниципального имущества.

4. Право хозяйственного ведения как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности.

5. Право оперативного управления как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности.

 

Вопросы для самоподготовки по теме №15:

 

1. 1.Право государственной и муниципальной собственности как субъективное право.

2. Отраслевая принадлежность права государственной и муниципальной собственности.

3. Осуществление права государственной и муниципальной собственности.

4. Значение приватизации публичного имущества.

5. Понятие приватизации публичного имущества.

6. Приватизация предприятий путем их преобразования в акционерные общества.

 

 

ЛЕКЦИЯ ТЕМА – 16.1 (2 ЧАСА)

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Понятие защиты вещных прав.

2. Виды гражданско-правовых способов защиты вещных прав.

 

Литература:

 

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Гражданское право. Том 1. Учебник. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого – М.: Проспект, 2010 г.

3. Гражданское право. Том 1. Учебник. Под ред. Е.А. Суханова – М.: БЕК, 2011 г.

 

Вопрос – 1. Понятие защиты вещных прав.

Охрана экономических отношений собственности как матери­альной основы любого общественного строя составляет важней­шую задачу всякой правовой системы. Такая охрана осуществляется, поэтому в той или иной форме практически всеми отраслями права. Так, публично-правовые отрасли закрепляют общие прин­ципы регулирования отношений собственности (конституционное право), устанавливают различные меры ответственности за про­тивоправное посягательство на чужое имущество (администра­тивное и уголовное право) и определяют порядок их применения (процессуальное право). Это же касается и частноправовых отрас­лей. Трудовое право регулирует, например, материальную ответ­ственность работников за причиненный ими ущерб имуществу работодателя, а семейное право в известном объеме регламенти­рует отношения принадлежности имущества супругов.

Свои особые формы охраны данных отношений предусматри­вает и гражданское право. Но при охране отношений собствен­ности различные нормы и институты гражданского права играют неодинаковую роль. Одни из них охраняют отношения собствен­ности путем их признания, тем самым, распространяя на них защи­ту гражданского закона. Таковы, например, нормы об отсутствии ограничений количества и стоимости имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц, или нормы о признании собственниками своего имущества хозяйственных об­ществ и товариществ, ранее не известных нашему законодательст­ву. Другие правила обеспечивают необходимые условия для реа­лизации вещных прав и в этом смысле тоже важны для их охраны (например, правила о государственной регистрации прав на не­движимость). Наконец, третьи устанавливают неблагоприятные последствия для нарушителей вещных прав, т. е. непосредственно защищают их от противоправных посягательств.

На этом основано различие понятий охрана прав (в том числе вещных) и защита прав. Гражданско-правовая охрана права собственности и иных вещных прав осуществляется, по сути, с помощью всей совокупности гражданско-правовых норм, обеспечи­вающих нормальное и беспрепятственное развитие рассматривае­мых отношений.

Гражданско-правовая защита права собственности и иных вещ­ных прав — более узкое понятие, применяемое только к случаям их нарушения. Она представляет собой совокупность гражданско-правовых способов (мер), которые применяются к нарушителям отношений, оформляемых с помощью вещных прав.

Защита права собственности и иных вещных прав является, та­ким образом, составной частью более широкого понятия защиты гражданских прав, а к числу гражданско-правовых способов та­кой защиты могут быть отнесены как специальные (прежде всего вещно-правовые), так и общие способы (меры) защиты граждан­ских прав. В частности, и здесь речь может идти о самозащите вещ­ных прав (ст. 14 ГК), о неприменении судом противоречащего закону акта государственного органа или органа местного самоуп­равления (ст. 12 ГК), нарушающего вещные права, и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.