КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монополия и ценовая дискриминация
Мы рассмотрели модель монополии, для которой характерна единая цена на данный товар для всех потребителей. Это модель недискриминационной монополии. В реальной экономической практике всегда существуют группы людей с различной степенью эластичности спроса на один и тот же товар. Например, большинство населения не откажется от пользования услугами телефонной станции, как бы дорого ни стоила минута телефонного разговора. Однако цена телефонного разговора может быть такой высокой, что часть потребителей, например, пенсионеры в России, откажутся от услуг, предоставляемых телефонной компанией. В первом случае спрос отличается жесткой эластичностью (платят любую цену за телефонные услуги), во втором случае спрос эластичен (многие потребители откажутся иметь телефон при высокой плате за телефонные разговоры). Если в городе имеется телефонная станция, располагающая абсолютной властью над рынком телефонных услуг, то она может назначать каждой группе потребителей цену, отличающуюся от цен, которые должны платить другие группы. Так возникают субрынки, на которых господствует своя, специфическая цена на продукцию монополии. Особенность этих рынков состоит в том, что группы потребителей, для которых цена монопольной продукции ниже, не имеют возможности перепродать эту продукцию тем группам потребителей, которым монополия назначает более высокую цену. Так возникает ценовая дискриминация. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит ценовую дискриминацию, стремясь к получению большей прибыли, чем недискриминационная монополия. Существуют различные виды (степени) ценовой дискриминации. Однако специфика ее остается неизменной. Посредством ценовой дискриминации происходит перераспределение общей выручки, полученной при продаже любого количества продукции группам населения с неэластичным спросом в пользу групп с эластичным спросом. Дискриминационная монополия добивается в своей деятельности равенства между ценой и предельным доходом (MR = Р). В условиях базисной, недискриминационной монополии всегда существует неравенство цены и предельного дохода (Р>MR). Дискриминационная монополия не несет потерь из-за разницы в цене на весь объем предыдущего выпуска. Тот факт, что в условиях дискриминационной монополии достигается равенство между ценой и предельным доходом, обеспечивает получение дискриминационной монополией большей выручки по сравнению с недискриминационной монополией. При этом каждая монополия несет равные затраты. Изучение деятельности дискриминационной монополии имеет важное практическое значение, поскольку каждый руководитель крупной фирмы призван решать сложные процессы ценообразования. Причем отрасль не обязательно должна быть представлена единственной фирмой, располагающей рыночной властью. Во многих отраслях действует несколько фирм, но каждая из них ищет свой путь к потребителю. Поэтому фирмы не жалеют средств для получения информации о возможном поведении потребителя на рынке в зависимости от его дохода, цены, назначенной фирмой за единицу предлагаемого к продаже товара, наконец, о предпочтениях потребителя в зависимости от конкретной ситуации и т.д. Для определения цены фирмы рассчитывают эластичность спроса. Только на основе всесторонней информации о спросе потребителя фирмы устанавливают объем выпуска продукции и назначают цены для различных групп потребителей. Идеальному положению фирмы на рынке соответствуют дифференцированные цены для каждого покупателя. Однако в реальной действительности это возможно в исключительных случаях. Наибольшее распространение в экономической практике имеет ценовая дискриминация в зависимости от дохода различных групп населения. Известна разница между той денежной массой, которую потребители с более высокими доходами потенциально готовы и в состоянии заплатить за покупку определенного количества продукции на рынке, и фактическими расходами всех потребителей при покупке данной продукции. Эта разница образует своеобразную скидку для тех покупателей, которые были готовы приобрести продукцию по более высокой цене. Получаемая разница известна как потребительский излишек. Одновременно существует группа потенциальных покупателей, которые не способны заплатить установленную монополией рыночную цену. Некоторые покупатели имеют незначительный потребительский излишек. Для расширения доступа покупателей на рынок монополия использует систему скидок и надбавок к ценам для различных групп населения (транспортное управление предоставляет льготы на проезд пенсионерам, студентам и т.д.; аптекоуправление вводит льготные цены на лекарства, при платном обучении вводятся стипендии для малоимущих студентов и т.д.). В данной ситуации получают выигрыш малоимущие граждане, которые оплачивают продукцию дискриминационной монополии по более низким ценам за счет более обеспеченных групп населения. На графике (рис. 13.5) иллюстрируется ценовая дискриминация, в условиях которой цены дифференцируются в зависимости от объема потребления товара. Например, ни один городской житель не может отказаться от отопления своей квартиры. Если в квартире установлены счетчики, фиксирующие потребление тепловой энергии, то вводится дифференцированная плата в соответствии с потребляемым ее количеством. Разные цены устанавливаются за разное количество потребляемой энергии. Этот пример еще раз напоминает о необходимости изучения вкусов, привычек, предпочтений потребителей. Очевидно, что потребители чувствуют себя комфортно при разной комнатной температуре. Одним достаточно комфортно при Т= 18°С, а другие при этой температуре испытывают неудобства. Поэтому вполне разумно установить нормативное количество потребляемой тепловой энергии по одной ставке и вводить надбавки при дополнительном потреблении тепловой энергии. Любителей жить в тепле окажется много, и за это они готовы платить. Фирма расширяет объем производства до QE при цене РЕ. Весь возможный доход измеряет площадь треугольника РЕАЕ, но в данной ситуации фирма присваивает ту часть дохода, которая показана штриховкой. На графике отсутствует раздвоение линии рыночного спроса на собственно линию рыночного спроса и на линию предельного дохода. Так происходит своеобразная трансформация монополии в предприятие совершенной конкуренции. Для экономической практики важно знать степень монопольной власти на рынке. Способ измерения этой власти был предложен в 1934 г. экономистом Аббой Лернером. Показатель монопольной власти, предложенный А. Лернером, определяется разностью цены и предельных издержек: где Lm – показатель Лернера. Степень монопольной власти тем больше, чем больше названный коэффициент. Величина разности между ценой и предельными издержками (Р – МС) находится в обратной зависимости от эластичности спроса. Известно, что монополист стремится установить такую рыночную цену, которая бы намного превышала предельные издержки (Р>МС). Если эластичность спроса для данной фирмы незначительна, то монополист располагает большой монопольной властью. Он устанавливает цену, намного превышающую предельные издержки. И наоборот, при значительном показателе эластичности цена приближается к предельным издержкам. Разрыв между Р и МС невелик. Поэтому мы можем выразить показатель Лернера следующим образом: где Lm – показатель монопольной власти. Показатель, определяющий степень концентрации рынка, в экономической теории известен как индекс Херфиндаля-Хершмана: где IHH – индекс Херфиндаля – Хершмана; S1, S2, …. Sn – удельный вес конкретной фирмы в отрасли. Чем больше удельный вес продукции отдельной фирмы в отрасли, тем больше возможностей для возникновения монополии. Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то S1= 100%, а IHH = 10 000. В данном случае мы имеем пример чистой монополии.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |