КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контроль над монополиями
Существует мнение, что монополии используют возможность контролировать рынок для установления высоких цен и извлечения максимальной экономической прибыли. Однако в процессе анализа деятельности монополий, особенно дискриминационной монополии, мы убедились, что монополизация приносит широкому потребителю не только вред, по и явную пользу. Именно поэтому деятельность монополий до настоящего времени не запрещена. Одновременно существуют весомые доводы и против монополий. Монопольные цены, значительно превышающие средние затраты, отсутствие давления со стороны конкурентов способствуют снижению эффективности деятельности монополий по сравнению с конкурирующими фирмами. В связи с этим возникает необходимость правительственного контроля за деятельностью монополий. В большинстве стран приняты законы, целью которых является поддержание конкуренции и защита потребителя. Первый антитрестовский закон был принят в США в 1890 г. по инициативе сенатора Дж. Шермана. В соответствии с этим законом недействительными объявлялись договоры, объединения и соглашения, ограничивающие торговлю и формирующие монополию. К монополии стали относить любую фирму, которая продавала свыше 50% от общего количества товара, проданного в отрасли. Именно после принятия закона Шермана последовало принудительное разделение сталелитейной, алюминиевой, табачной промышленностей США. В 1914 г. в США был принят акт-закон Клейтона, запрещавший корпорациям приобретать акции и активы других фирм, если это вело к ослаблению конкуренции. В Англии созданы специальные институты для изучения монополий и определения того, не противоречат ли их действия в конкретных случаях интересам населения. По английским законам компания считается монополией, если она контролирует более 25 % рынка. Во Франции в 1986 г. вышло постановление о ценовой конкуренции в промышленности. Интересным моментом данного постановления является запрет на установление минимальных цен, ниже которых потребитель не смог бы приобрести продукцию. В России основным фактором, под воздействием которого стала разрабатываться антимонопольная политика, стало провозглашение в 1992 г. стратегии ускоренного движения к рынку. До этого всеохватывающий характер имела государственная монополия, при которой конкуренция исключалась полностью. Поэтому создание российского рынка прежде всего потребовало его демонополизации. В соответствии с принятыми законами в России предусматриваются меры, направленные на защиту конкуренции. В специально изданном законе «О конкуренции» признаются незаконными такие действия, как предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен; соглашения о территориальном делении рынков, установлении квот на производство и реализацию товаров; приобретение фирмой акций предприятий, выпускающих аналогичные товары, если она уже выпускает 30% таких товаров. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче тепловой и электрической энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. В соответствии с названным законом государство контролирует любые сделки по приобретению прав собственности, капиталовложения, продажу или сдачу в аренду основных фондов этих предприятий. Для усиления ответственности юридических и физических лиц, препятствующих демонополизации рынка, в Уголовном кодексе РФ (УК РФ), принятом в 1996 г., классифицируются как преступления в экономической сфере те действия, которые ведут к монополизации рынка. К числу таковых относят установление предельно высоких и предельно низких цен, ограничение доступа на рынок конкурентов и т.п. К преступлениям относят незаконное использование товарного знака, заведомо ложную рекламу, обман потребителей (ст.ст. 178, 180, 182, 200 УК РФ). Формирование структуры российского национального рынка необходимо продолжать. Прежде всего, следует расширять количество субъектов рыночных отношений, развивать частную собственность, в том числе на землю. Без активной поддержки государства мелкое предпринимательство не сможет занять надлежащее место в национальном хозяйстве России.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |