КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция занимает промежуточное положение между свободной конкуренцией и монополией. На рынке монополистической конкуренции производством и реализацией товаров занимается большое количество предприятий. Так же, как на рынке совершенной конкуренции, здесь действуют небольшие по размеру предприятия. Если на рынке много предприятий, то каждое из них не может оказать воздействие на изменение цены, по которой продает свой товар другое предприятие. В этом отношении рынок монополистической конкуренции напоминает рынок совершенной конкуренции. Принципиальная особенность рынка монополистической конкуренции состоит в том, что предприятия выставляют на продажу товары, несколько отличающиеся от продукции других предприятий. Иными словами, на рынке монополистической конкуренции предприятия предъявляют дифференцированный продукт, или «близкий» заменитель. Тогда как в условиях совершенной конкуренции предприятия производят и представляют на рынок товары – совершенные заменители. Дифференциация товаров может иметь реальную основу. Например, в Новосибирске ЗАО «Элси-хлеб» выпекает булочки с женьшенем и аралией. В данном случае дифференциация товара носит качественный характер. Многие фирмы выставляют на продажу товары в различной упаковке. Например, хлеб одного и того же сорта можно встретить на прилавках магазинов в упаковке или без нее. Упакованный хлеб пользуется у потребителя большим спросом. Большинство продуктов питания потребитель покупает в магазинах, расположенных ближе к дому. Даже если хлеб в крупном специализированном магазине дешевле, чем в небольшой булочной, потребитель, несмотря на разницу в цене, будет покупать хлеб в своей булочной. В данном случае причины дифференциации носят географический характер. В любой из подобных ситуаций продукция в глазах покупателя имеет уникальный характер. Предприятие располагает определенной монополией на свой продукт. Поэтому конкуренция носит монополистический характер. В условиях монополистической конкуренции отсутствуют ограничения на вход в отрасль других производителей и на выход из нее. В результате в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю. В краткосрочном периоде производство дифференцированного товара позволяет фирме изменять цену, что даст возможность получать монопольную прибыль. Кривая спроса отдельной фирмы в условиях монополистической конкуренции имеет отрицательный наклон (рис. 13.6). Для увеличения прибыли фирма вынуждена снижать цену. Максимальную прибыль фирма получит согласно универсальному правилу поведения фирмы: MR = МС. В краткосрочном периоде линия предельного дохода «отделяется» от общей линии спроса, располагается ниже. Приток в отрасль новых фирм, привлеченных возможностью получить сверхприбыль, продать свой товар по цене, превышающей предельные издержки, приведет к расширению предложения отрасли. Спрос на продукцию отдельных фирм понизится за счет появления на рынке товаров – близких заменителей, предлагаемых новыми фирмами в отрасли. Эластичность спроса будет повышаться. Приток новых фирм способствует снижению цены и прибыли. Состояние долгосрочного равновесия достигается в точке Е (рис. 13.6). В этой точке все фирмы отрасли имеют нулевую экономическую прибыль. В соответствии с графиком (рис. 13.6) фирма достигает равновесия в точке Е при выпуске товаров Q1. В этой ситуации цена Р0 равна средним издержкам AC. Для определения эффективности выпуска в объеме Q1, следует обратить внимание на то, что рыночная цена Р0 находится выше предельных издержек МС. Это означает, что фирма не достигла максимально возможного выпуска продукции, действует с избыточной производственной мощностью. Кроме того, средние издержки в точке Е выше средних издержек в точке N. Вспомним, что средние издержки минимизируются при их равенстве с предельными издержками. Таким образом, фирма – монополистический конкурент завышает цену и занижает объем выпуска продукции. Завышенная цена – плата потребителя за широкий ассортимент товаров, красивую упаковку и т.д. Условиям совершенной конкуренции соответствует больший объем выпуска Q2 по более низким ценам. Но этому выпуску соответствует однородный товар. Для успешной реализации товаров недостаточно доставлять товары туда, где их удобно приобретать населению, или разнообразить упаковку товаров, вносить незначительные изменения в их качество. В большинстве развитых стран мира средством привлечения потенциальных покупателей служит реклама. Правильно спланированная и убедительно выполненная реклама может существенно повысить, спрос на определенный вид продукции. Посредством убеждения покупателей в том, что товары, продаваемые конкурентами, не похожи на рекламируемый товар и не могут быть его заменителями, создается положительное отношение к конкретной фирме или товарному знаку. Существует мнение, что реклама увеличивает производственные затраты и, соответственно, приводит к увеличению цены. Это не совсем так. Нам известен эффект масштаба производства. При помощи продуманной рекламы происходит расширение массового сбыта продукции. Объем производства на фирмах возрастает. Это означает снижение средних затрат на единицу продукции. Таким образом, экономия на масштабе производства может компенсировать затраты на рекламу. Реклама относится к неценовой конкуренции.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |