Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия. Модель ломаной кривой спроса




В олигополистической структуре рынка действуют две проти­воположные тенденции. С одной стороны, фирмы стремятся к со­вместным действиям и согласованным решениям по поводу объ­ема выпуска продукции и цен. В результате этих действий возникают картели, которые по своей сущности подобны чистой монополии. С другой стороны, между компаниями возникает острая конкурент­ная борьба, которая проявляется в различных формах: от жестких ценовых войн до сотрудничества. В связи с такими противоречи­выми тенденциями возникают сложности в нахождении общих принципов поведения олигополии.

Фирма-олигополист располагает возможностью изменять цену своего товара, кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» ха­рактер, поэтому отрасль не считается совершенно конкурентной. Однако по условиям структуры олигополистического рынка в от­расли присутствуют соперничающие фирмы, которые обязательно принимают ответные решения при изменении поведения фирмы-олигополиста. Этим олигополия отличается от монополистической конкуренции.

В условиях олигополии возможны особые принципы ценооб­разования. Во-первых, в краткосрочном периоде фирмы проводят политику «жестких» цен. Это означает, что с изменением спроса фирмы оставляют цены постоянными. Однако они могут повысить (при увеличении спроса) или понизить (при уменьшениеи спроса) объем выпуска продукции.

Во-вторых, в долгосрочном периоде цены изменяются. Причем, чаше всего фирмы изменяют цены одновременно.

В экономической теории принципы ценообразования на олигополистическом рынке объясняются следующим образом.

В условиях олигополии, как и на любом рынке, цены находятся в непосредственной зависимости от издержек производства едини­цы товара. Очевидно, если цена на рынке олигополии имеет свою специфику, то специфичны и издержки. Вспомним, что в обычных условиях фирма в краткосрочном периоде наращивает объем вы­пуска посредством привлечения дополнительных переменных фак­торов (например, наемных работников). При этом постоянные фак­торы остаются на прежнем уровне. Если фирма сокращала объем производства, то в краткосрочном периоде уменьшаются закупки сырья, увольняются наемные работники. Однако (и это самое ос­новное в нашем анализе) постоянные факторы производства оста­ются неизменными.

Если исходить из условия о постоянной отдаче таких факторов производства как, например, специализированное оборудование, то введение дополнительных переменных ресурсов (наемные ра­ботники) приводит вначале к снижению переменных затрат, а за­тем к их росту. В связи с этим кривая AVC имеет (U -образную форму).

Несколько иначе организует свою деятельность фирма-олиго­полист. Например, фирма «Синар», занимающаяся производством верхней мужской и женской одежды, с наступлением весенне-лет­него периода принимает решение уменьшить объем производства. В таком случае фирме нет необходимости сохранять прежнее ко­личество наемных работников, и она их увольняет. Одновременно фирма консервирует часть швейного оборудования. В итоге соот­ношение между переменным фактором (оставшиеся на фабрике наемные работники) и постоянным фактором (действующее швейное оборудование) останется неизменным.

Кривая средних переменных издержек в условиях олигополии имеет горизонтальный участок (рис. 13.7). Впервые теоретическое обоснование этой кривой АVС было сделано Дж. Стиглером, лауре­атом Нобелевской премии по экономике за 1982г.

В интервале от Q1 до Q2 (рис. 13.7) фирма располагает воз­можностью удерживать цену на одном и том же уровне. Оптималь­ный объем выпуска фирмой устанавливается на основе универсаль­ного правила равенства предельных издержек предельному доходу (MC = MR). В пределах выпуска от Q1 до Q2 предельные издержки равны средним переменным издержкам (МС = AVC) (рис. 13.8).

В долгосрочном периоде времени каждая фирма-олигополист ожидает трудно прогнозируемых ответных действий со стороны фирм-конкурентов. Именно поэтому единой модели поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде не существует. Од­нако теоретические разработки таких моделей есть. Первой из них является модель Курно.

 
 

Французский математик и экономист Огюстен Курно в 1838 г. предложил теорию дуополии. В этой теории рассматривается ситу­ация конкуренции двух фирм-олигополистов. Каждый дуополист определяет функцию спроса на свою продукцию, затем устанавли­вает объем производства, исходя из допущения, что количество про­дукции, предлагаемое для продажи фирмой-конкурентом, не из­менится. Поведение фирм О.Курно изобразил графически с помощью кривых реагирования (рис. 13.9).

Кривая реагирования показывает объем выпуска фирмы как функцию от объема выпуска конкурента. Например, если фирма N осуществляет производство данного товара в объеме N1, то фирма М максимизирует прибыль при объеме выпуска M1, и т.д. Фирмы достигают устойчивого равновесия при взаимно совместимом объе­ме выпуска, т.е. при N = М.

Теория дуополии Курно является бесспорным доказательством стремления рынков к равновесному состоянию. По мнению О. Кур­но, любое отклонение фирм от выпуска продукции в количестве N = М вызовет необходимость для них возврата к равновесному со­стоянию в точке Е.

В модели Курно фирмы-конкуренты никак не реагируют на из­менение цены. Экономисты Р. Холл, К. Хитч и П. Суизи разрабо­тали новую модель олигополии с ломаной кривой спроса.

Модель основана на предположении, что конкурентные фир­мы поддержат ценового лидера при снижении цены, но не станут за ним следовать при повышении цены (рис. 13.10).

Допустим, на олигополистическом рынке установилась цена P0. Если одна из нелидируюших фирм олигополии понизит цену, то другие последуют ее примеру. Объем продаж в отрасли в целом воз­растет, но каждая из фирм будет контролировать примерно ту же долю рынка. Графически данной ситуации соответствует линия спроса DD. На участке, расположенном выше Р0, линия спроса бо­лее эластична. При снижении цены ниже точки Р0 спрос менее эла­стичен. Этим объясняется перегиб (излом) кривой спроса DD.

Линии спроса с изломом в точке А соответствует кривая пре­дельного дохода MR1. Предельный доход имеет положительную ве­личину при любом значении цены, превышающем Р0. Прерывистость линии MR возникает ниже Р0. На неэластичном участке спроса при наращивании объема выпуска предельный доход резко сни­жается. Фирмы получают незначительный прирост дохода. При объеме выпуска, превышающем Q0, предельный доход значитель­но ниже цены.

Кривая предельных затрат пересекает линию предельного дохо­да на изломе ВС. При объеме выпуска Q0 и цене Р0 фирма находится в равновесии. При снижении цены Р0 предельный доход будет ниже предельных издержек. В такой ситуации фирме необходимо увеличивать цену и сокращать производство. Вследствие разрыва в кривой MR фирме невыгодно изменять цену даже при изменении величины предельных затрат МС, так как на отрезке ВС величина предельного дохода MR неизменна при любых предельных издерж­ках МС.

Модель ломаной олигополистической кривой не дает полного представления о поведении фирм и прежде всего о процессе установ­ления уровня цены олигополии. Модели не объясняет, как фирмы по­дошли к установлению цены P0. Однако модель еще раз подтверж­дает стабильность (жесткость) цен в условиях олигополистического рынка.

В условиях олигополии часто возникает ситуация неполной за­грузки мощностей, поскольку фирма-олигополист в коротком пе­риоде не отвечает на изменение спроса изменением объема выпуска продукции.

При установлении цены фирма к средней величине переменных издержек добавляет определенный процент надбавки K, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль:

P = AVC (1+K) = AVC+AFC+π

Данный вид ценообразования формируется по принципу «издерж­ки плюс».

В условиях олигополистического рынка цены устанавливаются выше предельных издержек. Это означает, что олигополия не до­стигает той эффективности в распределении и использовании ре­сурсов, которую обеспечивает совершенная конкуренция.

Фирмы-олигополисты, один раз назначив цены, не меняют их даже при изменении спроса. Изменение цен происходит в длитель­ном периоде.

Однако олигополия имеет преимущества перед монополией, а в отдельных случаях – и перед совершенной конкуренцией.

Олигополистическая структура не лишена конкуренции. Хотя в отрасли устанавливается цена лидера, конкуренция заставляет уча­стников олигополии явно и тайно нарушать соглашения, а также вступать в неценовую конкуренцию со своими соперниками за долю рынка.

В условиях олигополии устанавливается масштаб производства, позволяющий снижать издержки до их минимально возможного уровня.

Олигополии вносят значительный вклад в разработку новых тех­нологий, внедряют эти изобретения в производство. Поскольку оли­гополия находится в окружении фирм-конкурентов, то для нее, в отличие от монополии, существует объективная необходимость в использовании достижений научно-технического прогресса. Всем известны фирмы – лидеры технического прогресса. Сре­ди них «Кодак», «Ксерокс», «Сони» и ряд других.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 933; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.