КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Олигополия. Модель ломаной кривой спроса
В олигополистической структуре рынка действуют две противоположные тенденции. С одной стороны, фирмы стремятся к совместным действиям и согласованным решениям по поводу объема выпуска продукции и цен. В результате этих действий возникают картели, которые по своей сущности подобны чистой монополии. С другой стороны, между компаниями возникает острая конкурентная борьба, которая проявляется в различных формах: от жестких ценовых войн до сотрудничества. В связи с такими противоречивыми тенденциями возникают сложности в нахождении общих принципов поведения олигополии. Фирма-олигополист располагает возможностью изменять цену своего товара, кривая спроса каждой фирмы имеет «падающий» характер, поэтому отрасль не считается совершенно конкурентной. Однако по условиям структуры олигополистического рынка в отрасли присутствуют соперничающие фирмы, которые обязательно принимают ответные решения при изменении поведения фирмы-олигополиста. Этим олигополия отличается от монополистической конкуренции. В условиях олигополии возможны особые принципы ценообразования. Во-первых, в краткосрочном периоде фирмы проводят политику «жестких» цен. Это означает, что с изменением спроса фирмы оставляют цены постоянными. Однако они могут повысить (при увеличении спроса) или понизить (при уменьшениеи спроса) объем выпуска продукции. Во-вторых, в долгосрочном периоде цены изменяются. Причем, чаше всего фирмы изменяют цены одновременно. В экономической теории принципы ценообразования на олигополистическом рынке объясняются следующим образом. В условиях олигополии, как и на любом рынке, цены находятся в непосредственной зависимости от издержек производства единицы товара. Очевидно, если цена на рынке олигополии имеет свою специфику, то специфичны и издержки. Вспомним, что в обычных условиях фирма в краткосрочном периоде наращивает объем выпуска посредством привлечения дополнительных переменных факторов (например, наемных работников). При этом постоянные факторы остаются на прежнем уровне. Если фирма сокращала объем производства, то в краткосрочном периоде уменьшаются закупки сырья, увольняются наемные работники. Однако (и это самое основное в нашем анализе) постоянные факторы производства остаются неизменными. Если исходить из условия о постоянной отдаче таких факторов производства как, например, специализированное оборудование, то введение дополнительных переменных ресурсов (наемные работники) приводит вначале к снижению переменных затрат, а затем к их росту. В связи с этим кривая AVC имеет (U -образную форму). Несколько иначе организует свою деятельность фирма-олигополист. Например, фирма «Синар», занимающаяся производством верхней мужской и женской одежды, с наступлением весенне-летнего периода принимает решение уменьшить объем производства. В таком случае фирме нет необходимости сохранять прежнее количество наемных работников, и она их увольняет. Одновременно фирма консервирует часть швейного оборудования. В итоге соотношение между переменным фактором (оставшиеся на фабрике наемные работники) и постоянным фактором (действующее швейное оборудование) останется неизменным. Кривая средних переменных издержек в условиях олигополии имеет горизонтальный участок (рис. 13.7). Впервые теоретическое обоснование этой кривой АVС было сделано Дж. Стиглером, лауреатом Нобелевской премии по экономике за 1982г. В интервале от Q1 до Q2 (рис. 13.7) фирма располагает возможностью удерживать цену на одном и том же уровне. Оптимальный объем выпуска фирмой устанавливается на основе универсального правила равенства предельных издержек предельному доходу (MC = MR). В пределах выпуска от Q1 до Q2 предельные издержки равны средним переменным издержкам (МС = AVC) (рис. 13.8). В долгосрочном периоде времени каждая фирма-олигополист ожидает трудно прогнозируемых ответных действий со стороны фирм-конкурентов. Именно поэтому единой модели поведения фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде не существует. Однако теоретические разработки таких моделей есть. Первой из них является модель Курно. Французский математик и экономист Огюстен Курно в 1838 г. предложил теорию дуополии. В этой теории рассматривается ситуация конкуренции двух фирм-олигополистов. Каждый дуополист определяет функцию спроса на свою продукцию, затем устанавливает объем производства, исходя из допущения, что количество продукции, предлагаемое для продажи фирмой-конкурентом, не изменится. Поведение фирм О.Курно изобразил графически с помощью кривых реагирования (рис. 13.9). Кривая реагирования показывает объем выпуска фирмы как функцию от объема выпуска конкурента. Например, если фирма N осуществляет производство данного товара в объеме N1, то фирма М максимизирует прибыль при объеме выпуска M1, и т.д. Фирмы достигают устойчивого равновесия при взаимно совместимом объеме выпуска, т.е. при N = М. Теория дуополии Курно является бесспорным доказательством стремления рынков к равновесному состоянию. По мнению О. Курно, любое отклонение фирм от выпуска продукции в количестве N = М вызовет необходимость для них возврата к равновесному состоянию в точке Е. В модели Курно фирмы-конкуренты никак не реагируют на изменение цены. Экономисты Р. Холл, К. Хитч и П. Суизи разработали новую модель олигополии с ломаной кривой спроса. Модель основана на предположении, что конкурентные фирмы поддержат ценового лидера при снижении цены, но не станут за ним следовать при повышении цены (рис. 13.10). Допустим, на олигополистическом рынке установилась цена P0. Если одна из нелидируюших фирм олигополии понизит цену, то другие последуют ее примеру. Объем продаж в отрасли в целом возрастет, но каждая из фирм будет контролировать примерно ту же долю рынка. Графически данной ситуации соответствует линия спроса DD. На участке, расположенном выше Р0, линия спроса более эластична. При снижении цены ниже точки Р0 спрос менее эластичен. Этим объясняется перегиб (излом) кривой спроса DD. Линии спроса с изломом в точке А соответствует кривая предельного дохода MR1. Предельный доход имеет положительную величину при любом значении цены, превышающем Р0. Прерывистость линии MR возникает ниже Р0. На неэластичном участке спроса при наращивании объема выпуска предельный доход резко снижается. Фирмы получают незначительный прирост дохода. При объеме выпуска, превышающем Q0, предельный доход значительно ниже цены. Кривая предельных затрат пересекает линию предельного дохода на изломе ВС. При объеме выпуска Q0 и цене Р0 фирма находится в равновесии. При снижении цены Р0 предельный доход будет ниже предельных издержек. В такой ситуации фирме необходимо увеличивать цену и сокращать производство. Вследствие разрыва в кривой MR фирме невыгодно изменять цену даже при изменении величины предельных затрат МС, так как на отрезке ВС величина предельного дохода MR неизменна при любых предельных издержках МС. Модель ломаной олигополистической кривой не дает полного представления о поведении фирм и прежде всего о процессе установления уровня цены олигополии. Модели не объясняет, как фирмы подошли к установлению цены P0. Однако модель еще раз подтверждает стабильность (жесткость) цен в условиях олигополистического рынка. В условиях олигополии часто возникает ситуация неполной загрузки мощностей, поскольку фирма-олигополист в коротком периоде не отвечает на изменение спроса изменением объема выпуска продукции. При установлении цены фирма к средней величине переменных издержек добавляет определенный процент надбавки K, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль: P = AVC (1+K) = AVC+AFC+π Данный вид ценообразования формируется по принципу «издержки плюс». В условиях олигополистического рынка цены устанавливаются выше предельных издержек. Это означает, что олигополия не достигает той эффективности в распределении и использовании ресурсов, которую обеспечивает совершенная конкуренция. Фирмы-олигополисты, один раз назначив цены, не меняют их даже при изменении спроса. Изменение цен происходит в длительном периоде. Однако олигополия имеет преимущества перед монополией, а в отдельных случаях – и перед совершенной конкуренцией. Олигополистическая структура не лишена конкуренции. Хотя в отрасли устанавливается цена лидера, конкуренция заставляет участников олигополии явно и тайно нарушать соглашения, а также вступать в неценовую конкуренцию со своими соперниками за долю рынка. В условиях олигополии устанавливается масштаб производства, позволяющий снижать издержки до их минимально возможного уровня. Олигополии вносят значительный вклад в разработку новых технологий, внедряют эти изобретения в производство. Поскольку олигополия находится в окружении фирм-конкурентов, то для нее, в отличие от монополии, существует объективная необходимость в использовании достижений научно-технического прогресса. Всем известны фирмы – лидеры технического прогресса. Среди них «Кодак», «Ксерокс», «Сони» и ряд других.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |