Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические проблемы перехода детей из детского сада в начальную школу




Вопрос 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Лекция 13.

Вопросы:

1. Особенности психофизиологического развития детей шестилетнего возраста.

2. Понятие «готовность ребенка к школьному обучению». Виды готовности.

3. Типичные затруднения учащихся в начальный период школьного обучения. Дезадаптация и дидактогении.

4. Адаптация детей к школьному обучению. Профилактика нервно-психических и соматических расстройств.

 

Литература:

Дидактика / Авт.-сост.: В.В. Буткевич, С.А. Павлюченко, О.В. Толкачёва. Минск, 2004. Гл. 15.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2001. Гл. 3 (с. 71―76).

Амонашвили Ш.А. В школу ― с шести лет. М., 1986.

Гройсман А.Л. Акцентуация характера и неврозы у школьников // Психологический журнал. 1984. № 5.

Медико-педагогический контроль за организацией образовательного процесса в начальных классах: Метод. рек. / Авт.-сост. К.С. Фарино [и др.]. Минск, 2007.

Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник (Заметки врачей-психоневрологов). М., 1981.

Славина Л.С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся I класса в учебной работе // В кн.: Славина Л.С. Трудные дети. Избр. психол. труды. М.―Воронеж, 2006. С. 398―448.

Славина Л.С. У вас первоклассник // Там же. С. 449―489.

 

В истории образования прослеживается выраженная тенденция снижения начального возраста школьного обучения. Почти во всех развитых странах мира дети идут в школу с 6 лет. В СССР первый эксперимент по обучению шестилеток был проведен в 1960-е годы в Пущинской школе Академии педагогических наук. Эксперимент дал положительный результат: школьники, начавшие обучение с 6 лет, были более развиты, чем те дети, которые начали обучение с 7 лет в этой же школе.

Выводы психологов о возможности более раннего начала обучения детей основываются на объективных данных. Сформированность структур и функций мозга у шестилетнего ребенка по ряду показателей близки к мозгу взрослого человека. Прежде всего у детей к шести годам четко выражена асимметрия левого и правого полушарий мозга, характерная для взрослого человека. Физиологически головной мозг ребенка шестилетнего возраста готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Научные данные дают основание согласиться с Л.Н. Толстым, который писал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Перечислим особенности психофизического развития шестилетних детей, которые являются предпосылками для снижения начала школьного возраста. К моменту поступления в школе 6-летние дети способны:

· осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять свой интерес к другим людям;

· выполнять основные правила этичного поведения и взаимодействия в игре и в быту, следовать инструкциям;

· управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослых;

· давать оценки собственным поступкам;

· проявлять интерес к новым знаниям;

· наглядно-образно и действенно-образно мыслить;

· владеть достаточным словарным запасом;

· правильно произносить все звуки;

· различать геометрические фигуры, классифицировать их по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира;

· совершать тонкие движения пальцев рук, что необходимо для обучения письму;

· срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры;

· различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические движения;

· непродолжительно сосредоточиваться на одном предмете (не отвлекаясь занимаются однотипной деятельностью до 10–12 минут). Шестилетний возраст – рубеж непроизвольного поведения и становления элементов произвольного. Непроизвольное поведение связано главным образом с эмоциями («хочу – не хочу»), а произвольное регулируется сознательной целью («так надо»);

· переключаться на разные виды деятельности до 3-х раз в течение 35 минут (продолжительность урока в I классе);

· к произвольным действиям памяти (объем памяти возрастает при активной эмоциональной подаче информации);

· эмоционально реагировать на успехи и неуспехи в своей деятельности, остро чувствовать характер отношения взрослых к себе.

Наряду с положительными свойствами шестилетние дети обладают качествами, которые затрудняют организацию педагогического процесса. Отмечается легкая возбудимость шестилеток, неустойчивость внимания. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Непосредственный процесс усвоения знаний, в который они так легко и охотно включаются на уроке, длится успешно всего 3–5 минут, после чего наступает утомление, ослабевает внимание.

Разумеется, все перечисленное не обязательно является нормой для всех детей. В отдельных случаях наблюдается опережение или отставание в индивидуальном развитии детей одного возраста. По всем этим показателям одни шестилетки ближе к семилеткам, а другие – к пятилеткам. Поэтому необходим тщательный отбор шестилеток в I класс, а не стремиться к охвату обучением всех детей этого возраста.

Существенные различия между детским садом и школой. Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные игровая и познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, отсутствие проблемы неуспеваемости, неформальное общение со взрослым. В начальной школе вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и учащегося четко обозначены, успешность деятельности оценивается, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. Жизнь ребенка в начальной школе начинает подчиняться системе жестких правил. Резко возрастают требования к интеллектуальной и волевой сферам ребенка, способности к саморегуляции поведения.

С поступлением в школу меняется социальный статус ребенка. Эмоциональный комфорт, который он испытывал в детском саду, заменяется регламентируемой упорядоченностью, стандартизацией личности.

В этой новой ситуации одним из главных факторов успешности вхождения ребенка в школьную жизнь становится личность учителя. Отношение учителя к первоклассникам должно быть активно-положительным, а стиль общения – более теплым, эмоционально-насыщенным.

Одной из проблем поступления детей в школу является их разное по срокам прохождение так называемого кризиса семи лет. В семь лет, и обычно не ранее, ребенок уже способен произвольно регулировать свое поведение и деятельность не только в игре. В это время ребенок уже может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы. Семилетний ребенок сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В связи с акселерацией в последние десятилетия кризис семи лет стал наступать раньше – в 5–6 лет. На современном же этапе развития человека процесс акселерации меняется обратным процессом – деселерацией (замедление развития). Поэтому предшкольный скачок в психическом развитии возникает у детей на 1,5–2 года позже – в возрасте 7–8 лет.

Сроки прохождения через кризис семи лет весьма индивидуальны. Не все дети к 6 годам одинаково готовы начать обучение. Формальное начало обучения еще не делает ребенка школьником.

Так, многие дошкольники в 6 лет как бы «портятся»: становятся непослушными, повышают голос, дерзят, при этом очень активны, неусидчивы, часто спрашивают о школе и предпочитают учебные занятия и чтение игре; любят выполнять поручения взрослых, делать что-либо полезное. Дома и в саду удовлетворить эти потребности они не могут, но с приходом в школу негативная симптоматика исчезает. Таким детям школьное обучение с 6 лет не противопоказано. (по данным Е.Е. Сапоговой, 1986, их около 75%)

Другие дети шести лет в детском саду послушны, бесконфликтны, много играют, предпочитают игру чтению и занятиям. При поступлении в школу у них начинаются негативные проявления (кривляются, дерзят, делают все «назло»), а в учебе не проявляют заметных успехов. Учебной не интересуются, в школу приносят игрушки. Они получают дисциплинарные замечания и переживают неуспех в осуществлении учебной деятельности. Таким детям показано начало школьного обучения с 7 лет. Им еще нужен год, чтобы «дозреть».

Данные исследований показывают, что количество детей 6–7-летнего возраста, не готовых к обучению в школе, растет высокими темпами. По последним данным, таких детей большинство. До 85% (Н.П. Локалова, 2009). Кислицкая Л.А., 2006: только 26% обследованных первоклассников готовы к школе.

По официальным данным Минздрава Российской Федерации, показатели здоровья детей, обучающихся в школе с шести лет, значительно ниже, чем у детей, поступивших в школу в семилетнем возрасте.

Можно со всей ответственностью сказать: эксперимент показал нецелесообразность массового перехода детей к обучению с шести лет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.