Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Безотметочная система




I. Разработка для шестилеток особых учебных планов и программ, красивых, интересных учебников, прописей, тетрадей на печатной основе, наглядных пособий, дидактических материалов.

Вопрос 4. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. ПРОФИЛАКТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ И СОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.

Вопрос 3. ТИПИЧНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ДИДАКТОГЕНИИ.

Вопрос 2. ПОНЯТИЕ «ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ». ВИДЫ ГОТОВНОСТИ.

Нередко в качестве синонима готовности к школьному обучению используется термин «школьная зрелость». Различают виды готовности: физическую, интеллектуальную, личностную, социально-психологическую, волевую.

Физическая готовность (биологическая зрелость) – состояние здоровья ребенка, развитие у него физических качеств (силы и выносливости мышц кисти, без чего ребенок будет плохо осваивать письмо, статической выносливости мышц спины, обеспечивающей долгое сохранение прямой спины во время урока, и т. д.).

Для оценки биологической зрелости может быть использован простейший тест – так называемый филиппинский тест – способность ребенка достать через голову правой рукой левое ухо. Тест основан на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновременно с «полуростовым скачком» – увеличением интенсивности роста длины конечностей, в первую очередь рук; прибавка в весе 3,5–4 кг, росте 9–10 см).

Интеллектуальная готовность базируется на наличии у ребенка определенного кругозора, запасе конкретных знаний об окружающем мире, понимании общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания, сформированных умениях выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к своей новой роли школьника.

О неготовности к школе свидетельствует также наличие у дошкольников только социально-ролевых мотивов посещения школы и отсутствие мотива обучения. О мотивационной готовности детей 6–7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению как к серьезной общественно значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями.

Надо сказать, что мотивы учения у шестилеток весьма неустойчивы, особенно познавательные. Можно гово­рить скорее о зачатках мотивов.

Познавательный интерес проявляется на уровне любознательности. Детей инте­ресуют на начальном этапе обучения не столько сами знания, сколько формы учения, разнообразные пособия, красивые учебные книги. Шестилетки активно участвуют в коллективной работе на уроке, с готовностью выполняют задания учителя. В этом проявляются признаки нравственных мотивов учения, которые в сочетании с любоз­нательностью обеспечивают определенную активность ребенка на уроке, без чего учебный процесс не может быть осуществлен.

Зачатки положительных мотивов, которые способствуют включению шестилеток в учебную деятельность, быстро закрепляются и служат основой для расширения мотивационной сферы.

Учителю необходимо помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно по­знавательных, у учеников первого класса, которая приводит к тому, что процесс их формирования может замедляться. Причинами этого обычно бывают затруднения и учении, отрицательные эмоциональные переживания детей в случае повторяющихся неудач. Положительные мотивы могут исчезнуть вовсе, если ребенок будет учиться по принуждению, из-за страха получить наказание.

Социально-психологическая готовность связана с формированием таких качеств, которые помогут ему общаться и взаимодействовать с одноклассниками и учителем.

Волевая готовность – это умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и выполнить его, при необходимости приложив волевое усилие.

 

Период адаптации у первоклассников обычно составляет 4―7 недель (по мнению О.И. Тириновой ― от 1 месяца до 1 года). Переход из детского сада в школу является одним из переломных моментов в жизни ребенка. Изменение окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения, ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные нагрузки приводят к эмоциональной напряженности, тревожности.

В адаптационный период некоторые дети обнаруживают повышенное возбуждение, они очень шумны, кричат, бегают по коридору на переменах, а на уроках часто отвлекаются. Другие же, наоборот, скованы, зажаты, излишне робки, стараются держаться незаметно, при малейшей неудаче или замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, у них вдруг возрастает интерес к игрушкам, к книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний.

Трудности, возникающие к учащихся в связи с пребыванием в школе, называют школьной дезадаптацией. Это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, тревожности, искажений в личностном развитии. Дезадаптированный ребенок не только тот, кому трудно учиться и общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот, кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат (повышенная тревожность, страхи и неуверенность в отношениях с учителем или одноклассниками, низкая самооценка, нервные и психосоматические заболевания).

Т.Н. Немыкина и О.Я. Будникова (2005) выявили, что у 21,8% первоклассников имелся высокий уровень дезадаптации, а у 39,7% – средний уровень. По данным О.Е. Аксеновой (2003), у детей 2–4-х классов синдром школьной дезадаптации имелся у четверти школьников.

Причиной школьной дезадаптации может стать и творческая нереализованность учеников. Одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере.

Формы школьной дезадаптации:

1. Социально-педагогические формы:

а) трудности обучения (низкая учебная продуктивность, дефицит регуляции учебной деятельности, несформированная внутренняя позиция школьника, интеллектуальная пассивность);

б) трудности поведения (гиперкинетический синдром – чрезмерная активность, неусидчивость, расторможенность и др., систематическое невыполнение школьных требований, неадекватное реагирование – обидчивость, упрямство, негативизм, агрессивность и т. д., девиации);

в) трудности межличностного взаимодействия (взаимное непонимание учителя и учащегося, конфликтность, нарушение межличностных отношений с учителем и одноклассниками).

Чаще всего имеют место все три формы, но одна из них, как правило, более выражена.

2. Психосоциальные (психогенные) формы дезадаптации:

а) специфические личностные феномены (личностная незрелость, возрастные дисфункции);

б) аффективные и невротические состояния. Психогенные заболевания – вначале повышенная утомляемость, подавленность, головные боли, потеря сна и аппетита. Может развиться системный невроз с нарушением деятельности различных систем организма. Например, известен случай, когда у девочки-первоклассницы начиналась рвота, как только она приближалась к зданию школы.

Иногда психогенная дезадаптация является скрытой от учителей и родителей. Чаще всего это наблюдается у детей с акцентуацией характера по типу тревожной обязательности. Эти дети нуждаются в особом внимании педагога.

По данным В.Е. Кагана (1984), психогенная школьная дезадаптация имеется у 15–20% детей школьного возраста, и они нуждаются в кратковременной или более-менее систематической психотерапии. Чаще всего этому типу дезадаптации подвержены мальчики.

Позднее, в подростковом возрасте дезадаптация связана главным образом с личностными проблемами учащихся, в частности, с эмоционально-аффективными переживаниями из-за невозможности найти в пространстве «свое» место, где он может быть принят таким, каким есть, сохранив свою идентичность, потенции и возможности для самореализации.

Диагностическая методика – карта дезадаптации (Кушнир Н.Я., 1995).

Дидактогении – школьные неврозы. К их возникновению обычно ведут следующие причины:

1. Главный невротизирующий фактор – это авторитарный стиль педагогического руководства, нежелание учитывать индивидуальность ребенка, угрозы, нечуткость, учет лишь сиюминутного результата деятельности, настроенность учителя на «показуху», заведомые негативные установки учителя в отношении некоторых учеников («чего можно ожидать от ребенка, у которого отец пьяница?» и т. д.).

Пример: учительница, накричав на второклассника, потребовала у него дневник. Второклассник после школы был обнаружен на улице в состоянии полной дезориентировки, рассеянности. Он в беспамятстве выкрикивал: «Где же дневник?». Родители вынуждены были обратиться за помощью к психоневрологу.

2. У школьников наблюдаются также дидактогенные неврозы, связанные с контрольными работами, экзаменами, вызовами к доске. Непосредственными поводами могут быть заявления педагога в присутствии других учеников о неспособности данного ученика, критика ошибок, подчеркивание невыполнимости для него «такого простого задания», придирчивое внимание на людях. У детей появляется состояние оторопелости, растерянности, тревоги и забывчивости, смущение, дрожь, заикание, тики (навязчивые движения) и др. Эти состояния нередко переходят в затяжные невротические расстройства.

Чаще всего эти неврозы возникают у замкнутых, застенчивых, тревожно-мнительных, неуравновешенных и инертных учащихся.

3. У учащихся младших классов встречается страх разлуки с родными (фобия школы), опасение трудностей в учебе (школьная тревожность), боязнь учителя.

Помимо неврозов имеют место и соматические нарушения: ухудшение осанки и искривления позвоночника, развитие близорукости, снижение массы тела, уменьшение количества гемоглобина крови.

В дошкольном периоде у детей следует целенаправленно формировать предпосылки перехода от игровой деятельности к учебной.Выполнению этой задачи способствуют следующие меры:

а) преемственность дошкольного и школьного образования, формирование у шестилеток ряда школьных навыков уже в детских садах (усвоение элементарных начатков грамоты, счета, письма, рисования и т. д.);

б) общее психическое развитие детей (развитие игровой деятельности, чтение хороших детских книг, развитие речи, рисование, лепка, конструирование, театрализация), поощрение активности дошкольников, пробуждение и расширение круга их интересов к окружающему миру;

 

Главное – научить ребёнка трудиться, работать организованно и систематически. Приучение к режиму дня.

 

в) подготовительные классы, в которых обучение проходит по облегченной программе, форма обучения приближена к занятиям в детском саду.

г) формирование у детей такого качества личности, как организованность (в этом помогают соблюдение режима, привычка доводить дело до конца).

В школьном периоде адаптации первоклассников к школе благоприятствуют следующие мероприятия:

II. Включение в учебный процесс элементов игры, что позволяет отойти от жесткой регламентации поведения и обучения детей. На уроках русского языка или математики шестилетки пользуются куклами, мячами, становятся в круг, подходят к учителю и шепотом говорят ответ. Играя коллективно, создают картину по сюжету сказки, или, разместившись группами на ковре, конструируют модели.

Отметка как таковая для первоклассника не имеет никакого значения. Нужен развёрнутый разбор выполненной школьником работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.