КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Здоровьесберегающие мероприятия
1. Организация учебного дня, приближенная к распорядку в детском саду. При размещении первых классов в школе выделяются изолированные от остальных классов помещения, классы оборудуются специальной мебелью. Общая схема режима такова: 7 – 8 ч. – приход в школу. Дети-шестилетки приходят в школу рано (иногда в 7.00), поэтому до начала уроков предусмотрены прогулка, утренняя гимнастика, завтрак. 8.30 – 12 ч. – уроки (с переменами и промежуточной прогулкой, которая длится не менее 30 минут). Общее время пребывания шестилеток на воздухе в течение дня должно быть не менее 3 ч. 14 – 15.30 ч. – послеобеденный сон. 15 – 18-19 ч. – игры, кружковые занятия, прогулка (с перерывом на полдник). 2. Учебная нагрузка. Учебная нагрузка в первом классе составляет 20 уроков в неделю, уроки длятся 35 минут. Ежедневно 3–4 урока. Общая продолжительность учебных занятий – не более 2 ч 20 мин в день. Домашние задания в первом классе не задаются, учебники и учебные принадлежности хранятся в классе. Во второй год обучения домашние задания задаются в таком объеме, чтобы была возможность их выполнения за 1 час, в третий и четвертый годы обучения – за 1,5 часа.
К.Д. Ушинский утверждал, что именно приготовление домашних заданий часто приводит к отрицательному отношению к школе вообще. Домашние задания (небольшие) необходимы, поскольку они играют не только учебную, но и воспитательную роль. Небольшие по объёму, рассчитанные на короткое время исполнения (минут на 20). Тщательная подготовка в классе к выполнению домашнего задания. Желательно, чтобы домашнее задание было рассчитано на использование некоторого образца, и чтобы образец был расчленён на отдельные операции, каждая из которых проводилась бы по ясно выделенным параметрам.
2. Гигиенические требования к расписанию. При составлении расписания рекомендуется уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, чтение), ставить первым и вторым; предметы с преобладанием двигательного компонента (физкультура, музыка, занятия танцами) можно ставить на 3-й урок; ИЗО, конструирование ― на последнем, четвертом уроке. В середине недели предусматривается «облегченный» день.
В первых (а также во вторых и пятых классах) запрещается проведение уроков во вторую смену.
Наполняемость первых классов не должна превышать 20 учащихся.
В I классе максимальная допустимая недельная учебная нагрузка (с учётом факультативных занятий) ― 22 учебных часа, из них 18 часов отводятся на изучение учебных предметов, на факультативные занятия ― 4 часа.
Урок в I классе должен носить деятельностный характер с обязательной организацией практической деятельности учащихся. Монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий учителя недопустимо. Оптимальная продолжительность непрерывного чтения в 6 лет не должна превышать 8 минут, в 7-8 лет ― 10 минут; непрерывного письма ― до 3 минут в начале и до 2 минут в конце урока. Объяснение нового материала для учащихся 6 лет в 1-м полугодии занимает 1-2 минуты, во 2-м полугодии ― 5-8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.
2. Сон. В режиме шестилетнего ребенка большую роль играет полноценный дневной и ночной сон. В классах с продленным днем обучения создаются условия для дневного сна. К 7 годам потребность в дневном сне постепенно исчезает. Продолжительность ночного сна в зависимости от индивидуальных особенностей колеблется в пределах 10-12 часов. 3. Компенсация двигательной недостаточности: физкультминутки на уроках (в частности, упражнения для снятия усталости ― для рук, головы, корпуса, шеи, ног), гимнастика для глаз, динамические паузы между уроками (подвижные игры на переменах), регулярные занятия физкультурой, спортом, трудом. Например, во время письма устают все дети, даже если урок хорошо организован поскольку в этом возрасте слабо развита мелкая мускулатура пальцев. После 2–3 минут письма на начальном этапе требуется короткая пауза. 4. Постоянный контроль за осанкой учащихся, формирование правильной позы, правильный подбор школьной мебели, соблюдение режима освещенности. V. Соблюдение требований психогигиены: профилактика перенапряжения и утомления, доброжелательное отношение учителя к ребенку, стимулы для положительных эмоциональных переживаний, поощрения. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе наиболее оптимальных средств обучения. VI. Специальная работа по профилактике школьной дезадаптации в первоначальный период обучения. Так,в первые дни пребывания ребенка в школе необходимо вести целенаправленную работу по формированию у него установки на преодоление трудностей (в форме игры и сказок). Вовремя направить к логопеду.
Первые дни в школе: учащиеся учатся правильно располагать на своих столах учебные принадлежности; тренируются, как надо правильно вставать из-за стола. Научить детей, отвечая, обращаться к классу, а не к учителю. Учитель знакомится с учениками. Доброжелательно-внимательное отношение к каждому ребёнку. Д.Б. Эльконин советует: в первые дни учащихся нужно приучить к тому, что учитель говорит с детьми негромко, почти шёпотом. Тогда в классе будет тихо. Своим собственным поведением следует внушить детям необходимость соблюдать тишину в классе создавать рабочую обстановку. Хоровые ответы (например, хоровая декламация стихов).
Индивидуальный подход к детям. Продуктивное использование развивающего потенциала интегрированного курса «Введение в школьную жизнь». Учебники и учебно-методические пособия по курсу «Введение в школьную жизнь»: Атрощенко Т.Л., Кушнир Н.Я., Шинтарь З.Л, Тиринова О.И.
Основные педагогические условия, обеспечивающие успешность адаптации ребёнка к школе: - щадящий режим учебной нагрузки; - использование активных методов обучения; - обучение на содержательно-оценочной основе без использования отметок; - взаимодействие с законными представителями ребёнка («Советы родителям первоклассников»).
Экспериментально установлено: опыт школьного обучения семилетних нельзя механически переносить на шестилетних детей. Педагогический такт, эмпатия (умение понимать), доброта и любовь к детям, оптимизм, великодушие, способность радоваться. Шестилетний возраст – сензитивный (наиболее благоприятный) для умственного развития и социальной подготовки. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет шестилеткам легко овладеть вторым языком (национальным или иностранным). Создать на 1-м году обучения перед ребёнком радостную перспективу его дальнейшей школьной жизни. Отличия 6-летних детей от 7-летних: недостаточность социально-нравственного и познавательного опыта. Преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности. Стремление к игровой деятельности и двигательной активности. Младшие классы: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма, счёта и т. д. Педагогический процесс – ненасильственный. В педагогическом процессе ребёнка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Педагогический процесс должен предоставлять ребёнку радость жизни. Приёмы для усиления интереса ребёнка к школе и к своему первому учителю (письмо ребёнку на красивой открытке), ободряющие фразы, рукопожатие. Ш.А. Амонашвили проводил мини-уроки по 15 минут. Урок должен начинаться с постановки учебных задач и заканчиваться подведением итогов. Важно к каждому ребёнку подойти, что-то посоветовать, спросить, оценить работу, попросить о чём-то, поручить что-то. Живое, эмоционально-экспрессивное общение с детьми. Хоровой ответ. Нашёптывание на ухо. Задания в «темноте» (решение задачи с закрытыми глазами). «Ошибка учителя». Использование фишек. Формирование техники чтения преимущественно на базе познавательного чтения. Формирование техники письма на базе решения задач письменной речи. Общеразвивающие задания (на сообразительность, на слуховое восприятие, умение сравнивать, анализировать, «перепутанные строчки», развитие умения контроля). Дидактическая игра (инсценирование стихов, рассказов). Приём «Учитель становится учеником». Оценка учителем работы детей: - эмоциональность (восхищение, сопереживание, оптимизм); - шепнуть ученику на ухо, сказать наедине; - не сравнивать детей друг с другом; - аплодисменты класса; - доброжелательное обсуждение письменной работы или рисунка ученика; - развитие самооценки (анализ вслух собственной работы). Воспитательная работа: - воспитание чувства дружбы и товарищества; - воспитание любви к школе; - заботливое отношение к младшим; - …… к природе; - воспитание воли; - воспитание трудолюбия; - воспитание вежливости.
Среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Ребёнок, поступающий в школу, должен достичь определённого уровня физического, умственного, социального и эмоционально-волевого развития. Планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта. Карта-характеристика, в которой заложены критерии и показатели готовности к школьному обучению. «Фобия школы».
Коррекционные мероприятия: специальные беседы с ребёнком, в ходе которых надо установить причины нарушений и дать рекомендации родителям. Работа с семьёй. Анализ учителем собственного поведения с целью предотвращения возможного неправильного поведения. Работа с семьёй, определение оптимального режима нагрузки ученика. Необходимо подключение педагога-психолога, семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для родителей.
Вопросы и задания для самоконтроля: 1. 2. 3. 4. 5.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |