КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольное производство предполагает множество способов осуществления, что определяется многообразием контролирующих объектов и подконтрольных субъектовКонтрольно-надзорное производство построено на определенных принципах,объективно отражающих его свойства и способствующих раскрытию его сущности.Деятельность по контролю основана на законности; объективности; равенстве человека и гражданина перед законом; гласности административного процесса; единых правилах ведения производства (например, ведении дела на государственном языке); экономичности и эффективности процесса; ответственности за нарушение правил процесса и за принятое решение. Вопрос 1. Понятие контрольного производство, его задачи Введение Дополнительная Основная Литература 1. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 30.12.2006) 3. Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». 4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 5. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». 6. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». 7. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». 1. Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности: Постановление Правительства РФ от 14 августа 2002 г. № 600. 2. О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814. 3. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». – М.: Издательство «Статут», 2000. 4. Комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности». Под ред. А.Н. Ткача. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.
Последовательность осуществления управленческой деятельности регламентируется административно-процессуальными нормами. Административный процесс направлен на обеспечение правильной реализации материальных административно-правовых и иных норм права. Нормы административно-процессуального права регулируют чрезвычайно широкий круг вопросов государственного управления и регламентируют деятельность большого числа субъектов права. Значение административного процесса особенно велико, поскольку он обеспечивает соблюдение законности при правореализации. Каждое административное производство представляет собой систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения сходных групп управленческих дел, и является самостоятельным административно-процессуальным правовым институтом. Осуществление контрольной и надзорной деятельности также требует закрепления определенной последовательности действий. Основой контрольно-надзорного производства является контрольное правоотношение — общественное отношение, возникающее в связи с проведением контроля в различных сферах общественной деятельности, урегулированное нормами права.
Контрольно-процессуальное производство как главный элемент контрольного процесса представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных действий, образующих определенную совокупность процессуальных правоотношений. Контрольные правоотношения отличает особая предметная характеристика и связанность соответствующими материальными правоотношениями. Возникновение контрольно-надзорных правоотношений вызывает потребность установления, показывания, а также обоснования всех обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридического дела; обуславливают необходимость закрепления, официального оформления полученных контрольно-процессуальных результатов в соответствующих актах-документах. Содержание контрольно-надзорного производства позволяет выделить основные его характеристики: • особую организационную форму деятельности — контрольно-надзорное производство как вид производства по управленческим делам требует закрепления определенных сроков, постановки задач, набора организационных форм проведения; • законодательное определение круга уполномоченных осуществлять контроль и надзор органов и их должностных лиц; • сущность контрольно-надзорного производства, которая выражена в совершении операций с нормами права, то есть контрольно-надзорное производство основано на анализе информации о правонарушении и выборе наиболее оптимальной нормы права, подлежащей применению в данном случае; • закрепление результатов контрольно-надзорного производства в соответствующих процессуальных документах, форма которых и требования к оформлению предусмотрены законодательно; • всестороннее и полное регулирование при помощи различных методов и средств юридической техники. Определение объектов контрольного производства является важной стороной административно-процессуального права. Право обладания административными процессуальными правами и обязанностями — административно-процессуальная дееспособность — признается за всеми участниками контрольно-надзорного производства. Полная процессуальная дееспособность у граждан возникает с наступлением шестнадцатилетнего возраста, если иное не предусмотрено законодательством. Частичная неполная дееспособность у граждан может наступить раньше указанного возраста. Административная процессуальная дееспособность у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и иных негосударственных формирований наступает с момента их образования в установленном порядке. Административно-процессуальная дееспособность у государственных и негосударственных служащих, наделенных административными процессуальными обязанностями и правами, наступает с момента их назначения или избрания на должность. Представители общественных объединений и организаций получают административную дееспособность с момента их уполномочия компетентными органами (руководителями) общественных объединений, организаций, обществ выступать в административном процессе вообще и контрольном производстве в частности. Участниками контрольно-надзорного производства являются: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; государственные органы, предприятия и учреждения; органы местного самоуправления; общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения; государственные служащие; служащие общественных объединений и иных негосударственных организаций. Государственные органы, предприятия и учреждения являются основным звеном в сфере управленческих отношений. С одной стороны, в контрольно-надзорном производстве государственные органы являются контролирующим объектом. Органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, суды, прокуратура в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Они могут выступать в административном процессе в качестве рассматривающего и разрешающего управленческое дело органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций. Кроме того, органы государственной власти могут представлять рассматриваемое ими дело о правонарушении перед органом, имеющем право на его разрешение. Государственные органы могут выступать в роли третьего лица — органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций). С другой стороны, государственные органы, предприятия, учреждения, объединения также могут быть объектом надзора и контроля. В этом случае в их отношении применяются общие правила контрольного производства. В качестве примера государственного органа, участвующего в контрольно-надзорном производстве, рассмотрим роль органов внутренних дел в разрешении дел о результатах контроля. Многие вопросы в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности рассматриваются и разрешаются органами внутренних дел, которые обладают также широкими юрисдикционными полномочиями, выносят постановления о наложении на виновных лиц административных взысканий и применяют другие меры административного принуждения. В тех случаях, когда орган внутренних дел не уполномочен разрешить дело, он выступает в качестве органа, возбудившего административное дело в связи с реализацией своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение. При обжаловании действий органа внутренних дел он выступает как сторона административного процесса и несет определенные процессуальные обязанности, скажем, представить необходимые доказательства по делу, дать объяснение органу, рассматривающему дело по существу. Участниками контрольно-надзорного производства являются государственные служащие. Они могут выступить в качестве должностного лица, разрешающего управленческое дело самостоятельно или возбудившего его в связи с осуществлением возложенных на него функций перед органом, имеющим право на его разрешение. Государственный служащий может быть представителем государственного органа, предприятия и учреждения, выступая в качестве стороны в контрольно-надзорном производстве. Служащий государственного органа, предприятия, учреждения может представлять другой государственный орган, являясь третьим лицом. Так же, как государственный орган, его служащий может быть подконтрольным субъектом. К государственному служащему могут быть применены меры дисциплинарной или административной ответственности. Сходными полномочиями обладают органы местного самоуправления. В пределах своих полномочий муниципальные органы вправе разрешать управленческие дела, связанные с контрольным производством, представлять результаты контроля в уполномоченные разрешать управленческие дела государственные органы. Органы местного самоуправления могут выступать и в качестве проверяемого субъекта в контрольно-надзорном надзорном производстве. Общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения могут выступать в административном процессе в качестве стороны, возбудившей управленческое дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение. Используя право на обращение в государственные органы, общественные объединения могут делать заявления и обращаться с жалобами. Общественные объединения могут выступать как организации, защищающей права и интересы других лиц. Кроме того, общественная организация может также разрешать управленческие дела о результатах контроля в случаях и пределах, установленных законодательством. При осуществлении внутреннего контроля общественные объединения выступают в качестве органа, осуществляющего производство по управленческому делу. Общественные объединения являются подконтрольным субъектом. В их отношении могут быть применены меры административного воздействия. Служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований, наделенные административными правами и обязанностями, могут выступать в качестве стороны в административном процессе. Служащие общественных объединений имеют право возбудить управленческое дело в связи с осуществлением служебных функций для передачи его в орган, имеющий право на его разрешение. Представители профессиональных союзов, члены политических партий могут выступать в качестве представителей общественного объединения или иного негосударственного формирования или как третье лицо, представляющее интересы другого общественного объединения. Служащий общественного объединения в предусмотренных законом случаях может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности по результатам контрольно-надзорного производства. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса. Они участвуют в контрольно-надзорном производстве: а) как сторона административного спора, заявившая в органе, правомочном разрешать управленческое дело, требование о защите нарушенного или оспариваемого права, например, заявление о внесении в списки избирателей для участия в выборах в представительные органы местного самоуправления; или как сторона, к которой предъявлено требование о нарушении ею прав заявителя; либо как третьи лица, заявившие самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон; б) как лица, в отношении которого ведется контрольно-надзорное производство, например, при осуществлении проверки деятельности руководителей политической партии; в) как уполномоченные представители, например, как представители профессиональных союзов; г) как потерпевшие, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или материальный ущерб; д) как защищающие права и интересы других лиц лица; е) как свидетели, понятые, переводчики, специалисты, эксперты. Законность административного процесса состоит в том, что применение норм материального права или иная форма реализации во всех случаях должны быть подчинены требованиям действующего законодательства. Нормы реализуются в строгом соответствии с порядком, предписанным административно-процессуальными нормами. Особое внимание административно-процессуальным законодательством обращается на охрану прав и законных интересов граждан, для чего установлены судебная защита по управленческим делам и административный порядок обжалования неправомерных действий государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, должностных лип. и других субъектов управления. Исследуя полученные в результате проведения контрольных мероприятий сведения, уполномоченные органы должны всесторонне и объективно изучить все обстоятельства дела. Необходимо проверять документы, подтверждающие факты, показания свидетелей и достоверность всех их показаний. На основании принципа объективности контролирующие органы обязаны при рассмотрении дела использовать все имеющиеся в его распоряжении доказательства, относящиеся к делу, учесть и правильно их оценить. В случае необходимости следует истребовать нужные документы, провести проверки, экспертизы и принять другие меры для преодоления возможной односторонности при рассмотрении дела. Каждый из субъектов контрольного производства имеет определенный административно-процессуальный статус. В его основе лежит принцип равенства человека и гражданина перед законом и органом, разрешающим дело, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип равенства закрепляет обязательность оказания соответствующей правовой помощи нуждающемуся в ней участнику административного процесса, и обязанность разрешающего дело органа наблюдать за использованием участниками административного процесса предоставленных им прав и исполнением возложенных на них обязанностей. Принцип гласности означает, что административный процесс должен быть открытым и доступным гражданам, поэтому одной из важнейших его основ является принцип гласности. По общему правилу, контрольное производство ведется открыто. Исключением являются случаи, когда прозрачность контрольно-надзорного производства может нарушить сохранность государственной тайны либо обнародовать сведения об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Участникам процесса предоставляется возможность беспрепятственно пользоваться процессуальными правами, знакомиться с материалами дела. К участию в контрольном производстве могут привлекаться представители общественности и средств массовой коммуникации. Заинтересованные в деле органы, организации и граждане могут знакомиться с материалами дела и принятыми по делу решениями. Принцип единых правил ведения контрольно-надзорного производства предполагает, что соблюдаются определенные организационные правила. Производство ведется на государственном языке, т.е. на русском либо на языке республики в составе Федерации, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. При необходимости не владеющим языком лицам могут быть предоставлены услуги переводчика. Принцип экономичности и эффективности процесса направлен на обеспечение такой организации процесса, которая не требовала бы больших материальных затрат, препятствовала бы возникновению бюрократических преград и способствовала бы скорейшему разрешению дела. В целях законодательного обеспечения принципа экономичности и эффективности процесса в регулирующих контрольно-надзорное производство нормативных актах устанавливаются сроки рассмотрения и разрешения дел. Завершает систему принципов контрольно-надзорного производства принцип ответственности за нарушение правил процесса и за принятое решение. Должностные лица, виновные в нарушении правил процесса или принятии несоответствующего положениям действующего законодательства решения, несут дисциплинарную или уголовную ответственность. Контрольное производство требует соблюдения определенной последовательности при производстве действий. Существуют два подхода к разграничению стадий любого процесса правоприменения. С точки зрения логики каждое производство начинается с установления фактических обстоятельств дела. Затем происходит выбор и анализ нормы права, которой необходимо применить в данном конкретном случае. Наконец, на основании выбранной нормы права уполномоченными органами принимается решения по существу дела, выраженного в акте применения права. С другой стороны, существует деление стадий процессуального производства по объему выполняемых на каждой из них функций. В этом случае могут быть выделены организационно-подготовительная стадия, стадия установления фактических обстоятельств и анализа фактов, стадия выработки решения и стадия проверки исполнения решения. Вследствие многообразия субъектов, осуществляющих контроль, объема выполняемых ими полномочий, множественности субъектов, подлежащих проверке, контрольно-надзорное производство требует совмещения принципа логики построения и функционального наполнения при разделении на стадии. Таким образом, могут быть выделены следующие стадии: 1) выбор объекта и способа осуществления контроля; 2) наблюдение и проверка с целью выявления фактического состояния дел; 3) анализ (сопоставление фактического исполнения и намеченных в программе целей, оценка допущенных нарушений и несоответствий); 4) выработка и принятие решений, рекомендаций по улучшению положения дел либо информирование компетентного органа в выводах по улучшению; 5) исполнение решения, которое поможет избежать нарушения права в будущем. На первой стадии уполномоченный на то государственный орган (должностное лицо), общественный объединение и его представители, а также граждане определяют тот объект, в отношении которого будет осуществляться мероприятия по контролю (либо надзору). Периодичность осуществления плановых мероприятий по контролю государственными органами определяется законом. Например, органы юстиции, согласно Федеральному закону от И июля 2001 г. № 95-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ) «О политических партиях», проводят проверку зарегистрированной в установленном порядке политической партии не более двух раз в год. Не чаще раза в два года осуществляют проверку деятельности предприятий по реставрации объектов культурного наследия, что закреплено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 96 в Положении о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Граждане и общественные объединения не ограничены в возможности осуществления контроля деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений и общественных объединений. Например, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» регламентирует порядок обращения граждан в суд с заявлениями о нарушении прав и свобод. Контрольно-надзорное производство может быть возбуждено не только в плановом порядке. В том случае, если в орган, уполномоченный осуществлять проверку, поступает заявление о наличии нарушений законодательства в деятельности государственного или муниципального органа, общественного объединения, контрольно-надзорное производство возбуждается вне зависимости от периодичности проведения плановой проверки. На второй стадии возбудивший дело орган расследует его, то есть собирает необходимые по делу материалы, данные, подтверждающие актуальность и важность возбужденного дела. В случае необходимости собранные материалы направляются в компетентный принимать решение орган, который выясняет поводы и основания для возбуждения дела, осуществляет подготовку дела к рассмотрению по существу. На третьей стадии производится правовая оценка результатов контроля (надзора) и исследование всех обстоятельств дела, а в случае необходимости — сбор дополнительных материалов. Орган, рассматривающий дело, обязан обеспечить установление объективной истины по нему. Содержанием четвертой стадии является принятие по делу решения. Исследовав все материалы дела, орган (должностное лицо) принимает (выносит) по делу решение, которое является индивидуальным правовым актом управления и должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к документам подобного рода. Законодательством определены порядок и сроки вынесения решения, а также способы доведения его до заинтересованных лиц, органов и организаций. Принятое по делу решение оформляется в виде нормативного акта. Документы, создаваемые в процессе контрольно-надзорного производства, носят персонифицированный характер и связаны с разрешением конкретного юридического дела. Отличительными чертами данного вида документов являются также то, что они касаются определенных обстоятельств конкретного дела и являются актами разового действия. Принимаемые документы могут быть разделены на две группы: результирующие внешний контроль и результирующие внутренний контроль. Результирующие процесс контроля документы должны отвечать требованиям подзаконности, обоснованности и всесторонности. Структурно результирующие документы состоят из вводной, констатирующей и резолютивной части. Во вводной части должны содержаться сведения об органе контроля и объекте проверки, дате принятия документа. В содержание констатирующей части входят причины осуществления и вид контроля, состояние законности в деятельности проверяемого субъекта, качество проведения мероприятий по внутреннему контролю деятельности, суть выявленных нарушений, предпринятые для выявления нарушений технические и организационные меры. Завершает результирующий контрольное производство документ решение, принятое компетентным органом по делу. Решение отражает правовую оценку состояния законности контролирующим органом. Оценка может быть как положительной (в этом случае в качестве решения могут быть предложены меры по дальнейшему совершенствованию деятельности подконтрольного объекта), так и отрицательной (в этом случае в решении должны быть предусмотрены пути восстановления нарушенных прав). В резолютивной части также указывается порядок обжалования принятого решения и указываются юридические последствия принятого решения. Участники процесса, а также иные заинтересованные в деле лица могут в установленном порядке обжаловать вынесенное по делу решение. В предусмотренных законодательством случаях решение может быть опротестовано прокурором. Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на решение по делу обязан проверить законность и обоснованность вынесенного решения. В результате рассмотрения жалобы или протеста принимается одно из следующих решений: решение оставляется без изменения, а жалоба или протест без удовлетворения; решение отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение; решение по делу подвергается изменению; решение отменяется, и дело прекращается. Пятой стадией контрольно-надзорного производства является стадия исполнения решения. Законодательством установлены способы и органы, осуществляющие исполнение решений, которые в установленном порядке могут применять меры по принудительному исполнению. Не подлежат исполнению решения, если истек срок давности для приведения их в исполнение. В зависимости от приема обращения с объектами контрольного производства могут быть выделены: • проверка исполнения — контрольные мероприятия, позволяющие выявить качество, своевременность и эффективность реализации общеобязательного нормативно-правового акта или принятого администрацией подконтрольного объекта решения; • инспектирование — осуществление проверки соблюдения требований действующего законодательства в действиях должностного лица или группы должностных лиц; • ревизия — обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации для проверки правильности и законности действий; • экспертиза — производство исследования уполномоченным на то лицом, обладающим специальными познаниями в области науки, техники, искусства, для выяснения действительного состояния имущества подконтрольного объекта; • обследование — проведение комплекса мер, направленных на всестороннее ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта. Может включать в себя другие приемы и способы контроля — например, ревизию, осмотр или экспертизу; • надзор — проверка соблюдения специальных правил, регламентирующих деятельность подконтрольного объекта в определенной области; • наблюдение — проведение рассчитанных на длительное время мероприятий по контролю соблюдения норм действующего законодательства подконтрольным объектом; • осмотр — проведение единовременной визуальной проверки состояния средств и места производства, в том числе технических средств, аппаратуры, территории, помещений, используемых подконтрольным объектом в повседневной деятельности. В ходе проведения мероприятий по контролю контролирующие органы используют различные методы воздействия на динамику управленческого процесса. Контролирующие органы имеют право применять меры взыскания, основанные на отрицательной оценке меры воздействия на деятельность контролируемого предприятия, учреждения, организации. В ходе осуществления контроля могут быть применены меры поощрения, т.е. выраженная в материальных и моральных стимулах положительная оценка деятельности подконтрольного объекта. В целях совершенствования деятельности подконтрольного объекта, независимо от того, были ли выявлены правонарушения в его деятельности или нет, контролирующий орган вправе предложить рекомендации. В рекомендация содержится и результат проверки деятельности предприятия, учреждения, организации, и намечены возможности для улучшения его работы (если правонарушений не выявлено) или предложен путь для восстановления нарушенного права и реорганизации деятельности подконтрольного органа. Контролирующие органы могут осуществлять влияние на управленческий процесс путем санкционирования определенных действий подконтрольного объекта, например, путем выдачи специальных разрешений на осуществление определенных видов деятельности, требующих особо тщательного контроля. Кроме того, в порядке внутренней проверки деятельности может существовать процедура утверждения уже совершенных действий, как, например, в случае утверждения заключения ведущей организации на диссертационное исследование. При осуществлении внутреннего контроля деятельности предприятия, учреждения, организации могут быть использованы методы анкетного опроса, интервью или согласования. Анкетный опрос предполагает разработку вопросника, помогающего собрать получить информацию о деятельности органа. Ответы на анкеты сопоставляются и анализируются, что позволяет сделать вывод о состоянии законности и дисциплины в данной организации. Метод интервьюирования предполагает беседу служащих организации, учреждения, предприятия, государственного или муниципального органа с членом контрольной (надзорной) комиссии. Фактически интервью представляет собой устный вариант анкетного опроса, позволяющего экономить время на дополнительной подготовке материалов для исследования. С другой стороны, интервьюирование требует больших затрат времени на проведение и у самих служащих, и у проводящих контроль. Использование метода согласования — то есть получения положительной оценки производимых действий и принимаемых решений — является характерным для работы общественных организаций. Например, главным руководящим органом политической партии является ее съезд, на котором представляющие региональные отделения партии депутаты одобряют или не одобряют решения, оценивают работу постоянно действующих исполнительных органов. Подобная процедура может быть проведена и на предприятии — одобрение решений руководства на собрании работников-акционеров предприятия.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |