Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды обеспечения информационных систем




Классификация информационных систем. Виды обеспечения ИС

Существующие на сегодняшний день многочисленные и разнообразные информационные системы (ИС) можно классифицировать по различным признакам, как например [1,4]:

1. По степени (уровню) автоматизации

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

Автоматические ИС все операции по переработке информации выполняют без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в операциях по переработке информации и человека, и технических средств, при этом главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру, а за человеком, сохраняется функция контроля и возможность принятия окончательных решений на ключевых этапах управления.

2. По структуре аппаратных средств

Однопроцессорные ИС – строятся на базе одного процессора компьютера. Это системы, работающие на одном компьютере.

Многопроцессорные ИС – используют ресурсы нескольких компьютеров (процессоров).

Сосредоточенные ИС – весь комплекс оборудования, включая терминалы пользователей, сосредоточен в одном месте, поэтому для связи между отдельными компьютерами системы не требуется применение системы передачи данных.

ИС с удаленным доступом – обеспечивают связь между терминалами пользователей и вычислительными средствами методом передачи данных по каналам связи (с использованием систем передачи данных).

3. По характеру обслуживания пользователей

ИС с режимом индивидуального пользования – все ресурсы системы предоставляются в распоряжение одного пользователя.

ИС с режимом коллективного пользования – возможен одновременный доступ нескольких независимых пользователей к ресурсам (программам, дискам, принтерам и др.) системы.

4. По характеру взаимодействия с пользователями

ИС с пакетной обработкой – организована таким образом, что результаты обработки выдаются пользователю после выполнения так называемого пакета заданий. При этом пользователь не может влиять на обработку информации или выполнение заданий, пока обработка продолжается.

ИС, работающие в режиме реального времени – используются для управления быстропротекающими сообщениями между пользователем и системой (например, обработка информации в банковских сетях, управление технологическими процессами на предприятиях).

ИС, работающие в интерактивном (диалоговом) режиме, в котором обеспечивается взаимодействие с пользователем в процессе обработки информации. В этом режиме происходит обмен сообщениями между пользователем и системой. Пользователь обдумывает результаты запроса и вводит принятые решения в систему для дальнейшей обработки.

5. По назначению

Информационно-управляющие системы – системы для сбора и обработки информации, необходимой для управления объектом (организацией, фирмой, предприятием, отраслью).

Информационно-поисковые системы – системы для поиска информации, содержащейся в различных базах данных, различных вычислительных системах, разнесенных, как правило, на значительные расстояния.

Информационно-справочные системы – автоматизированные системы, обеспечивающие пользователей справочной информацией. Например, автоматические справочные системы в аэропортах, вокзалах.

6. По уровням управления

ИС оперативного (операционного) уровня – поддерживают деятельность исполнителей по обработке деловых операций: счетов, накладных, ведомостей по зарплате, кредитам, по движению сырья и материалов. Назначение ИС на этом уровне – отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок.

ИС оперативного уровня являются связующим звеном между фирмой и внешней средой. Кроме того, эти ИС – основной поставщик информации для ИС более высокого уровня на предприятии.

ИС специалистов – поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Их задача – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

В этом классе ИС можно выделить две группы: ИС офисной автоматизации и ИС обработки знаний (в том числе и экспертные системы).

ИС уровня менеджмента – используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. Основными функциями таких ИС являются:

· сравнение текущих показателей с историческими данными;

· составление периодических отчетов за определенное время;

· обеспечение доступа к архивной информации и др.

В этом классе ИС можно выделить две группы: управленческие ИС и системы поддержки принятия решений (СППР).

Стратегические ИС – это системы, обеспечивающие поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации. ИС стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Их основная задача – сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников.

7. По функциональным признакам и сфере применения

Производственные ИС (планирование объемов работ, оперативный контроль и управление производством, анализ работы оборудования, управление запасами и т.п.);

ИС маркетинга (исследование рынка и прогнозирование продаж, управление продажами, учет заказов, анализ и установление цены и т.п.);

Финансовые и учетные ИС (разработка финансового плана, финансовый анализ и прогнозирование, управление кредитной политикой, контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты и т.п.);

ИС кадров (человеческих ресурсов) (анализ и прогнозирование потребности в человеческих ресурсах, ведение архивов записей о персонале, анализ и планирование подготовки кадров и т.п.);

ИС руководства (контроль деятельности фирмы, выявление оперативных проблем, анализ управленческих и стратегических ситуаций, выработка стратегических решений и т.п.).

Научные ИС – предназначены для автоматизации деятельности научных работников, анализа статистической информации и управления экспериментом.

ИС управления технологическими процессами – служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) – предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

ИС организационного управления – предназначены для автоматизации функций административного (управленческого персонала).

Интегрированные ИС – используются для автоматизации всех функций предприятия и охватывают весь цикл работ от снабжения, планирования деятельности до сбыта продукции.

8. По составу технических средств

Гомогенная ИС – состоит из объектов, выполненных на единой технологической платформе одним производителем, которые включены в информационную сеть, использующую одинаковые протоколы и интерфейсы доступа к объектам.

Гетерогенная ИС состоит из разнородных объектов (модулей) различных фирм-производителей, включающих фрагменты разнородных по топологии сетей, которые могут работать по различным протоколам.

Гетерогенной (разнородной) ИС становится при объединении в единую ИС ранее созданные системы, выполненные на различных аппаратурных платформах и имеющих собственные БД и системы управления базами данных. Глобализация разнородных распределенных баз данных в единый банк данных позволяет пользователям получить однородные интерфейсы доступа к данным, сохраненных в БД различных объектов и богатые функциональные возможности разнородной системы.

9. По используемым информационным технологиям

Системы MRP (Material Requirement Planning – планирование материальных потребностей), основное предназначение - снижение затрат предприятия за счет оптимизации складских запасов (при условии поставок сырья и материалов в строго установленные сроки для исключения простоев оборудования и персонала). Дальнейшим развитием таких ИС стали системы MRP II (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов) – обеспечивающие эффективное управление всеми производственными ресурсами предприятия.

Системы ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия), представляют собойнабор интегрированных приложений, комплексно поддерживающих в едином информационном пространстве все основные аспекты управленческой деятельности предприятий.

Системы CRM (Customer Relations Management) обеспечивают интеграцию в единую информационную систему предприятия процессы управления отношениями с потребителями.

Исходя из определения информационной системы, ее работа нуждается в обеспечивающих подсистемах, которые отождествляются с видами обеспечения ИС [3,4]:

1. Информационное обеспечение – подсистема, реализующая методы и средства по представлению, размещению и организации входной и выходной информации, объединяющая схемы информационных потоков, циркулирующих в организации, документацию, организованную на основе единой системы классификации, кодирования информации и унифицированной системы ее представления, а также поддерживающая методологию построения баз и банков данных. Информационное обеспечение (ИО) содержит в себе два комплекса:

внемашинное ИО – это сис­темы показателей, документации и документооборота, классифика­ции и кодирования информации (классификаторы технико-экономической информации, документы, методические инструктивные материалы),

внутримашинное ИО – это шаблоны (экранные формы) для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, и структуры информационной базы: входных, выходных файлов, базы данных.

2. Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов для реализации целей и задач информационной системы. К средствам математического обеспечения относятся:

– средства моделирования процессов деятельности организации;

– алгоритмы решения типовых задач;

– методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

3. Техническое обеспечение – подсистема, представляющая собой комплекс технических средств, обеспечивающих работу ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

4. Программное обеспечение – совокупность математических программ для нормального функционирования, контроля и управления процессами обработки информации, как в самом персональном компьютере, так и при работе его в составе сети, а также программы, предназначенные для решения типовых офисных задач обработки данных и задач конкретной предметной области.

5. Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с программно-техническими средствами и между собой в процессе эксплуатации ИС.

6. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих юридический статус ИС, права, обязанности и ответственность персонала, правовые положения процесса управления, порядок создания и использования информации, включая законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств и местных органов власти.

3. Корпоративные информационные системы. Принципы организации КИС.

Наряду с автоматизацией различных сфер производственной деятельности на основе применения компьютерной техники, в последние годы наметилась устойчивая тенденция создания корпоративных информационных систем.

Корпоративная информационная система – это интегрированная система, обеспечивающая автоматизацию и информационную поддержку всех бизнес-процессов корпорации, в том числе, и бизнес-процессов принятия управленческих решений, исходя из целей достижения максимальной прибыли в экономической деятельности корпорации.

Слово «корпорация» означает объединение в единое информационное пространство самостоятельно функционирующих предприятий в рамках единого бизнес-процесса. Корпоративная – значит адаптированная под конкретную корпорацию система.

КИС ориентирована на решение стратегических задач в рамках единой цели корпорации и является не просто автоматизированной системой управления - это единый комплекс информационно-технических и организационных систем, единая информационная операционная среда, охватывающая все бизнес-процессы компании от стратегического управления до производственных операций.

КИС в масштабах корпорации это тесное сбалансированное переплетение различных современных информационных технологий с четкой организацией управления информацией.

С учетом предназначения и на основе анализа опыта развертывания КИС экспертами аналитического агентства McKinsey (Англия) сформулированы шесть принципов построения КИС [4]:

1. Экономическая необходимость. Основанием для внедрения новой информационной системы на предприятии должна быть экономическая необходимость, а не просто появление новых технологий.

2. Финансовая целесообразность. Объем финансирования новой информационной системы должен определяться соображениями финансовой выгоды.

3. Простота структуры. Новая информационная система должна иметь простую и гибкую структуру.

4. Быстрая отдача. Нужно выбирать решения, которые приносят конкретную пользу бизнесу практически с момента внедрения.

5. Постоянное совершенствование. Следует постоянно совершенствовать корпоративную информационную систему, добиваясь оптимальных значений производительности, надежности и удобства использования.

6. Органичное взаимодействие подразделений бизнеса и IT. IT-служба должна хорошо разбираться в бизнесе, а специалисты других подразделений – знать методы эффективного использования IT; внедрять новую информационную систему они должны совместно.

4. Корпоративные информационные технологии

Информационная технология – это совокупность процессов и методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации [7].

 

Корпоративные информационные технологии – это технологии, ориентированные на коллективную обработку, сбор, накопление, хранение, поиск и распространение информации в масштабах корпорации [4].

Корпорация изначально предполагает в своем составе наличие территориально распределенных предприятий, каждый из которых обладает собственным комплексом программно-технических средств (вычислительной сетью) и базой данных. Поэтому, корпоративные информационные технологии должны обеспечивать:

· централизованную и распределенную обработку данных,

· доступ пользователей и прикладных задач к централизованным и распределенным базам данных и знаний,

· эффективную балансировку загрузки системы в целом.

В основе доступа к информации КИС лежит использование открытого интерфейса доступа к данным ODBC (Open Data Base Connectivity) с технологической архитектурой клиент-сервер.

Так как под распределенной базой данных [8] понимается база, компоненты которой в процессе использования могут быть распределены только на физическом, но не на логическом уровне, то такой базой данных эффективнее управлять из единого центра по единым законам, что обеспечивает технология клиент-сервер. Основными элементами этой технологии являются клиенты, серверы и соединяющая их сеть. Серверы предоставляют данные, а клиенты пользуются ими.

Обмен же данными осуществляется с учетом протоколов семиуровневой модели взаимодействия открытых систем OSI (Open System Interconnection).

В виду того, что информационные ресурсы современных корпораций представляют собой распределенную среду критически важных данных, приложений и процессов различных типов, то данные, требующие обработки, могут возникать в одних местах информационной системы, обрабатываться в других, а использоваться в третьих.

По этой причине в КИС предусматривается технология управления распределенными вычислениями, особенности которой состоят в следующем:

способность обслуживать иерархическую структуру КИС,

поддерживать иерархию состояний управляемых компонентов и управляющих воздействий,

поддерживать на основе этой иерархии необходимое представление и состояние сервиса,

поддерживать иерархическую структуру контрольных точек управляемой информационной системы,

поддерживать структурированность управляющих воздействий.

5. Структура КИС. Основные требования к КИС

Так как корпорация создается для реализации единой цели в конкретной предметной области, в общем случае структуру КИС можно представить в составе: корпоративной базы данных, корпоративной вычислительной сети и пакетов прикладных программ, реализующих задачи конкретных предметных областей.

Как правило, в физическом исполнении структурные компоненты КИС реализуются в следующем составе:

· корпоративная база данных;

· корпоративная вычислительная сеть;

· пакеты прикладных программ предметных олатей.

Корпоративная база данных - это интегрированный накопитель,представляющий собой логическое объединение распределенных в пространстве баз данных самостоятельных предприятий корпорации, работающих под управлением единой СУБД.

Корпоративная вычислительная сеть – это объединенная совокупность локальных вычислительных сетей самостоятельных предприятий корпорации, соединенных между собой каналами передачи данных с использованием элементов региональных вычислительных сетей или глобальной вычислительной сети.

Пакеты прикладных программ предметных областей создаются в виде отдельных подсистем, интегрированных в единый пакет прикладных программ, созданных с использованием математических моделей и алгоритмов, реализующих информационные технологии и обеспечивающих решение задач конкретной предметной области использования КИС.

Эффективное управление современной корпорацией представляет собой нетривиальную задачу, учитывая многообразие используемых ресурсов и высокую скорость изменения операционного окружения. Основными функциями управления являются, как известно, планирование, организация, активизация, координация, контроль и анализ, которые осуществляются в многомерном пространстве различных направлений деятельности корпорации [4]. По этой причине КИС может обеспечиваться или содержать в себе ряд информационных подсистем (программных модулей), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности корпорации.

К таким подсистемам можно отнести:

подсистема управления корпоративной базой данных,

подсистема автоматизации деловых операций и документооборота,

подсистема электронного делопроизводства,

подсистема автоматизации технологических процессов предметной области,

подсистема поддержки принятия решения,

подсистема – интегратор, обеспечивающая объединение и органическую связь всех подсистем в единую физическую систему с единым информационным пространством.

Перечень и наполнение информационных подсистем зависит от специфики предметной области, в которой осуществляет деятельность корпорация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 7081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.