Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление основных направлений общественного движения во второй четверти XIX века




 

Во второй четверти XIX в. усиление полицейско-репрессивной политики при Николае I не привело к спаду общественного дви­жения, оно еще более оживилось. В нем обозначилось размеже­вание трех направлений — консервативного, либерального и ра­дикального.

Идейную программу консерваторов — теорию «официальной народности» — сформулировал в 1830-х гг. министр народного просвещения граф С.С. Уваров. Она опиралась на три основных принципа:

православие, которое понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксаль­ному христианству;

самодержавие — единственно возможная форма правления в России;

народность исторически сложившийся союз верховной власти и общества.

Главный вывод С.С. Уварова: в России есть все необходимое для процветания России, ей не нужны какие-либо социальные перемены.

Теорию «официальной народности» пропагандировали в прес­се журналисты Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч, профессора Москов­ского университета М.П. Погодин и С.П. Шевырев. Она широко внедрялась в систему образования.

Против восхваления консерваторами существующего в Рос­сии строя в 1836 г. выступил в журнале «Телескоп» П.Я. Чаадаев. В «Философическом письме» он призвал использовать прогрес­сивный опыт Западной Европы для будущего спасения России. Правительство объявило Чаадаева сумасшедшим и отдало его под полицейский надзор. Журнал закрыли, а его издателя Н.И. Надеждина выслали из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи Чаадаева оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

Либеральное направление сложилось на рубеже 30 – 40-х гг. Оно состояло из двух идейных течений — славянофильства и за­падничества.

Общее в их программах:

— постепенными реформами, проведенными правительством, ввести в России конституционную монархию;

— смягчить и даже отменить крепостное право;

наделить крестьян наделами земли;

— ввести свободу слова и совести.

Однако были и различия.

Идеологи славянофилов А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, братья И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин — преувеличивали своеобразие исторического развития России. Ка­питалистический строй Западной Европы казался им порочным и приводящим к обнищанию народа. Они настаивали на восста­новлении порядков допетровский Руси, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Идеологи западников Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев — считали, что Россия должна развиваться в русле европейской циви­лизации, резко критиковали славянофилов за противопоставле­ние России и Запада, выступали за широкое просвещение народа как единственно верное средство модернизации страны.

Славянофилы и западники заложили в 3050-е гг. XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном дви­жении.

Радикальное направление во второй четверти XIX в. сложилось под влиянием В. Г. Белинского, М. В. Буташевича-Петрашевского и А. И. Герцена.

Демократизм взглядов В. Г. Белинского — ненависть к произ­волу и крепостничеству — ярко проявился в его «Письме к Гого­лю», в котором он критиковал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общест­венных деятелей радикального направления.

М. В. Буташевич-Петрашевский и участники его кружка (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др. — около 120 человек) для пропаганды своих взглядов в 1845 – 1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Внем излагалась сущность европейских социалистических уче­ний. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и кре­постное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая их безвозмездное освобож­дение с землей.

Членов кружка М. В. Петрашевского, раскрытого в апреле 1849 г., правительство отдало под суд. 21 человека приговорили к расстрелу, но в последнюю минуту он был заменен бессрочной каторгой.

Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России западно-европейских социалистиче­ских идей.

Отечественную разновидность социалистической теории со­здал А. И. Герцен. В1830 – 1840-х гг. он занимался литературной деятельностью, выступал против произвола, за свободу личнос­ти. Из-за полицейских преследований А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он:

• основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.);

• выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле ко­торых поместил миниатюру из профилей пяти казненных декаб­ристов, имевшую символический смысл;

• организовал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (18571867 гг.), в которой публико­вал программные статьи и критические, антиправительственные материалы, присылавшиеся из России.

Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за гра­ницей.

Близкое знакомство с европейскими капиталистическими порядками, разочарование в результатах революций 1848 – 1849 гг. убедило А. И. Герцена в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. Идеал общественного развития он видел в социализме, при котором не будет частной собственнос­ти и эксплуатации. А. И. Герцен создал теорию общинного социа­лизма. Врусской крестьянской общине он увидел прообраз социа­листического строя и поэтому сделал вывод, что русский крестья­нин готов к социализму. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он пи­сал о возможности народной революции, в других — осуждал на­сильственные методы изменения государственного строя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.