КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление основных направлений общественного движения во второй четверти XIX века
Во второй четверти XIX в. усиление полицейско-репрессивной политики при Николае I не привело к спаду общественного движения, оно еще более оживилось. В нем обозначилось размежевание трех направлений — консервативного, либерального и радикального. Идейную программу консерваторов — теорию «официальной народности» — сформулировал в 1830-х гг. министр народного просвещения граф С.С. Уваров. Она опиралась на три основных принципа: — православие, которое понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству; — самодержавие — единственно возможная форма правления в России; — народность — исторически сложившийся союз верховной власти и общества. Главный вывод С.С. Уварова: в России есть все необходимое для процветания России, ей не нужны какие-либо социальные перемены. Теорию «официальной народности» пропагандировали в прессе журналисты Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч, профессора Московского университета М.П. Погодин и С.П. Шевырев. Она широко внедрялась в систему образования. Против восхваления консерваторами существующего в России строя в 1836 г. выступил в журнале «Телескоп» П.Я. Чаадаев. В «Философическом письме» он призвал использовать прогрессивный опыт Западной Европы для будущего спасения России. Правительство объявило Чаадаева сумасшедшим и отдало его под полицейский надзор. Журнал закрыли, а его издателя Н.И. Надеждина выслали из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи Чаадаева оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли. Либеральное направление сложилось на рубеже 30 – 40-х гг. Оно состояло из двух идейных течений — славянофильства и западничества. Общее в их программах: — постепенными реформами, проведенными правительством, ввести в России конституционную монархию; — смягчить и даже отменить крепостное право; — наделить крестьян наделами земли; — ввести свободу слова и совести. Однако были и различия. Идеологи славянофилов — А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, братья И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин — преувеличивали своеобразие исторического развития России. Капиталистический строй Западной Европы казался им порочным и приводящим к обнищанию народа. Они настаивали на восстановлении порядков допетровский Руси, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. Идеологи западников — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев — считали, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации, резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, выступали за широкое просвещение народа как единственно верное средство модернизации страны. Славянофилы и западники заложили в 30 – 50-е гг. XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении. Радикальное направление во второй четверти XIX в. сложилось под влиянием В. Г. Белинского, М. В. Буташевича-Петрашевского и А. И. Герцена. Демократизм взглядов В. Г. Белинского — ненависть к произволу и крепостничеству — ярко проявился в его «Письме к Гоголю», в котором он критиковал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения общественных деятелей радикального направления. М. В. Буташевич-Петрашевский и участники его кружка (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др. — около 120 человек) для пропаганды своих взглядов в 1845 – 1846 гг. приняли участие в издании «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Внем излагалась сущность европейских социалистических учений. Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М. В. Петрашевский создал «Проект об освобождении крестьян», предлагая их безвозмездное освобождение с землей. Членов кружка М. В. Петрашевского, раскрытого в апреле 1849 г., правительство отдало под суд. 21 человека приговорили к расстрелу, но в последнюю минуту он был заменен бессрочной каторгой. Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России западно-европейских социалистических идей. Отечественную разновидность социалистической теории создал А. И. Герцен. В1830 – 1840-х гг. он занимался литературной деятельностью, выступал против произвола, за свободу личности. Из-за полицейских преследований А. И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он: • основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.); • выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда», на титуле которых поместил миниатюру из профилей пяти казненных декабристов, имевшую символический смысл; • организовал вместе с Н. П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857 – 1867 гг.), в которой публиковал программные статьи и критические, антиправительственные материалы, присылавшиеся из России. Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей. Близкое знакомство с европейскими капиталистическими порядками, разочарование в результатах революций 1848 – 1849 гг. убедило А. И. Герцена в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. Идеал общественного развития он видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. А. И. Герцен создал теорию общинного социализма. Врусской крестьянской общине он увидел прообраз социалистического строя и поэтому сделал вывод, что русский крестьянин готов к социализму. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |