КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основания и порядок применения милицией мер административного предупреждения
Административно - предупредительные меры — это урегулированные диспозициями норм административного права действия и операции (как принудительного, так и не принудительного характера) органов исполнительной власти, иных органов государственного управления, органов местного самоуправления, представителей общественных формирований, осуществляемые при наступлении обстоятельств, указанных в законе, в определенном административно-процессуальном порядке и направленные на предупреждение правонарушений, объективно-противоправных деяний, недопущение их отрицательных последствий, а также предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или нормальной деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений и общественных объединений. Среди объектов, подвергающихся воздействию административно - предупредительных мер, применяемых милицией, отчетливо выделяются три: индивидуальные субъекты, коллективные субъекты, индивидуальные и коллективные субъекты. В этой связи было бы целесообразным в зависимости от объекта воздействия все административно - предупредительные меры, применяемые милицией, разделить на две подгруппы: административно - предупредительные меры, применяемые к индивидуальным субъектам, и административно - предупредительные меры, применяемые к коллективным субъектам. С учетом проведенного анализа статей 10 и 11 Закона РФ «О полиции», а также иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, к первой подгруппе, относятся следующие административно - предупредительные меры: 1. оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; 2. административный надзор за определенной категорией лиц, 3. профилактическая беседа; 4. наблюдение за поведением лиц, страдающих психическими заболеваниями, представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих; 5. досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров; 6. проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним; 7. регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; 8. остановка транспортных средств и проверка документов на право пользования и управления ими, а также документов на транспортные средства и перевозимые грузы; 9. осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан; 10. досмотр транспортных средств; 11. отбуксировка транспортных средств; 12. недопущение граждан на отдельные участки и объекты; 13. временное помещение в безопасное место; 14. выдача оружия лицам, подлежащим государственной охране; 15. временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; 16. временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания. К числу административно - предупредительных мер второй подгруппы, на наш взгляд, относятся: инспектирование подразделений охраны организаций; дача обязательных к исполнению предписаний по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленное объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности; внесение в государственные органы, организации и общественные объединения обязательных для рассмотрения представлений и предложений об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений; безвозмездное использование средств массовой информации; усиление охраны объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Кроме этого, существуют административно - предупредительные меры, которые могут применяться как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам.. По нашему мнению, к ним могут быть отнесены: проверка документов; выдача лицензий и разрешений на осуществление действий в сфере безопасности дорожного движения; выдача лицензий и разрешений на действия в сфере оборота гражданского и служебного оружия, боеприпасов к нему, а также взрывчатых материалов; выдача лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на создание частных детективных предприятий (объединений), охранных предприятий; регистрация средств цветного копирования, приобретаемых физическими и юридическими лицами; осуществление предусмотренных законодательством учетов физических и юридических лиц; беспрепятственный вход в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями; осмотр мест хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объектов, где они обращаются; безвозмездное использование транспортных средств организаций, общественных объединений или граждан; беспрепятственное использование в служебных целях средств связи, принадлежащих организациям, общественным объединениям и гражданам; проверка договоров (контрактов), заключаемых частными детективными и охранными предприятиями (объединениями) с клиентами; обследование состояния технической укрепленное охраняемых объектов, мест хранения наркотических средств и психотропных веществ, других товарно-материальных ценностей. Таким образом, исследование правовой основы применения административно - предупредительных мер различными субъектами административного права, в том числе милицией, позволило: 1) выбрать в качестве критерия классификации административно - предупредительных мер субъекта, уполномоченного на их применение, и на этой основе показать специфику реализации милицией административно - предупредительных мер в сравнении с другими субъектами административного права; 2) установить дополнительный критерий классификации административно - предупредительных мер - объект их воздействия и, таким образом, сгруппировать многочисленные административно - предупредительные меры, применяемые милицией.
Оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни, -это одна из основных административно - предупредительных мер, осуществляемых милицией. Это первая и основная обязанность сотрудника полиции, а также причина, влияющая на рост авторитета полиции. Цель применения данной меры заключается в обеспечении безопасности личности. Правовым основанием ее применения служит п. 3 ст. 10 Закона «О полиции». Фактическими основаниями, учитывая практику применения данной меры, могут быть, правонарушение; несчастный случай; беспомощное состояние, вызванное возрастными или болезненными изменениями; стихийное бедствие; катастрофа; массовое нарушение общественного порядка. Важно также учитывать, что рассматриваемая мера связана с поводом или с информацией, указывающей на основание ее применения Поводами могут служить обращение самого пострадавшего; сообщения различных субъектов о правонарушениях, авариях, катастрофах, несчастных случаях, стихийных бедствиях, массовых беспорядках, непосредственное обнаружение отмеченных фактов сотрудником полиции, причем как в процессе выполнения сотрудником полиции возложенных на него задач, так и в неслужебное время. Анализ действующего законодательства показывает, что порядок оказания помощи подробно не урегулирован. Нормативно-правовые акты, содержащие отдельные положения на этот счет, в целом проблемы не решают, и когда возникают случаи, связанные с оказанием неотложной медицинской помощи, сотрудники полиции не всегда насчитывают на собственные медицинские знания и предпочитают прибегать к содействию со стороны других лиц. На практике нередки ситуации, когда сотрудники полиции производят передачу пострадавшего врачу скорой медицинской помощи. Во многих случаях это действие обоснованно, поскольку доставлять в служебные помещения органов внутренних дел лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями, запрещается.. Тем не менее, сотрудники полиции порой забывают о том, что состояние здоровья передаваемого лица должно подтверждаться письменным заключением врача, которое по окончании службы представляется вместе с рапортом о проделанной работе начальнику органа внутренних дел. Кроме того, независимо от заключения врача милиционер должен записать время вызова скорой помощи, а также номер машины и отразить это в рапорте. Проверка документов - одна из наиболее важных и распространенных в правоохранительной деятельности полиции административно - предупредительных мер. Осуществляя данную меру, сотрудники полиции, как правило, преследуют две взаимосвязанные цели: установление личности проверяемого и определение подлинности предъявленного документа. Это индивидуальные (специфические) цели проверки документов. Вместе с тем, их достижение способствует решению более общей задачи, стоящей перед всем правовым институтом административно - предупредительных мер, - предупреждение правонарушений или иных вредных последствий. Проверяя документы, сотрудники полиции вторгаются в сферу прав и личных интересов человека. Поэтому правомерность данного акта, строжайшее соблюдение законности в процессе его выполнения приобретают особое значение. Ни одно должностное лицо полиции не имеет права требовать предъявления документов без достаточных к тому оснований. Правовые основания проверки документов содержатся в ряде нормативно-правовых документов, главным из которых является федеральный закон «О полиции». Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей, согласно ст. 13 названного закона, предоставлено право «...проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения...». Однако подобное основание характерно для проверки документов как меры административно-процессуального обеспечения. Что же касается оснований проверки документов как административно - предупредительной меры, то можно сказать, что они закреплены в иных нормативно-правовых актах. Их анализ позволяет выделить такие основания, как: допуск водителей, транспортных средств и прицепов к ним к участию в дорожном движении; допуск граждан Российской Федерации к осуществлению частной детективной и охранной деятельности; допуск индивидуальных и коллективных субъектов к хранению и использованию средств цветного копирования; допуск индивидуальных и коллективных субъектов к действиям, связанным с оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов к нему; обеспечение режима комендантского часа в период чрезвычайного положения; обеспечение режима контр террористической операции; проверка соблюдения правил пограничного режима; проверка соблюдения правил пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства; проверка мест скопления граждан при режиме чрезвычайного положения. Во-вторых, будет содействовать повышению роли полиции в охране общественного порядка. В-третьих, даст возможность снять многочисленные разногласия между сотрудниками полиции и гражданами в ходе проверки документов. Как нам представляется, этот служебный документ должен включать следующие основные положения: 1. Перечень документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации (с указанием срока их действия, содержательных особенностей и внешнего вида). 2. Подробное разъяснение оснований проверки документов. 3. Последовательное описание тактических действий сотрудника полиции, причем эти действия могут быть объединены в несколько групп: а) порядок обращения с проверяемым и его документом; б) возможные способы выявления поддельных документов; в) меры предосторожности сотрудника полиции в ходе проверки документов, которые, в свою очередь, могут включать, во-первых, описание возможных угроз со стороны проверяемого (по признакам поведения), во-вторых, указание на оптимальное расстояние между сторонами в процессе проверки и, в-третьих, рекомендации по выбору правильной позиции сотрудником полиции с непременным учетом возможных жизненных ситуаций (например, проверка документов в вечернее и ночное время суток). Еще одной из административных мер, применяемых сотрудниками полиции, является вхождение беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями. Статья 25 Конституции РФ гласит «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Полиции (ее должностным лицам) как государственным органам охраны правопорядка разрешено «беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках». Анализ приведенного положения Закона показывает, что применение этой правовой меры позволяет сотрудникам полиции достигнуть разноплановых целей. С одной стороны, при наличии достаточных данных о совершаемом или совершенном преступлении преследуются такие цели, как пресечение правонарушения, задержание преступника, а также создание необходимых условий для рассмотрения и разрешения уголовного дела. Это административно - пресекательный аспект рассматриваемой меры. С другой стороны, при наличии таких оснований, как несчастный случай, стихийное бедствие, катастрофа, авария, эпидемия, эпизоотия и массовый беспорядок, данная мера приобретает явно выраженное административно - предупредительное значение и применяется с целью обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности. Вместе с тем, разбираемая правовая мера может быть направлена на достижение еще одной цели - выявление подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления. Это уголовно-процессуальный аспект. В этом случае дополнительно используются возможности, закрепленные ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года. Как уже отмечалось, основаниями вхождения в помещения граждан и организаций как административно - предупредительной меры являются: стихийное бедствие, катастрофа, авария, эпидемия, эпизоотия и массовое нарушение общественного порядка. На практике достаточно часто осуществляется проверка паспортного режима (надзор за соблюдением правил паспортизации, регистрации по месту жительства иди пребывания). Для поддержания паспортного режима сотрудники полиции входят в жилые помещения граждан, однако только при наличии данных о нарушении правил паспортного режима и, как правило, лишь в дневное время. При таких обстоятельствах вход в жилые помещения граждан нельзя рассматривать в качестве административно - предупредительной меры. В этом случае она носит обеспечивающий, процессуальный характер. Вместе с тем, представляется, что подобные акции сотрудников полиции не соответствуют закону, поскольку не подпадают ни под одно из оснований, закрепленных в ФЗ «О полиции», Приказом МВД России №900 от 2002 года на участкового уполномоченного полиции возложена обязанность, устанавливать доверительные отношения с населением на обслуживаемой территории. В подобном случае гражданин имеет право не допускать участкового уполномоченного полиции, а также не отвечать на его вопросы. Данный ведомственный нормативный акт незаконно ограничивает права и свободы личности. Тем не менее, выход из сложившейся ситуации есть: можно получать необходимые сведения о проживающих в других организациях, например, в паспортно-визовой службе. Для рассматриваемой административно - предупредительной меры, кроме оснований ее применения, характерны также и поводы. К их числу следует отнести заявления жильцов; заявления представителей органов жилищно-коммунального обслуживания; заявления комендантов общежитии, директоров гостиниц и представителей других специализированных мест проживания; материалы средств массовой информации; личные наблюдения сотрудников полиции. Анализ содержания ст. 25 Конституции РФ показывает, что для вхождения в жилище требуется судебное решение, однако, не устанавливается, в каких случаях оно должно быть получено. В то же время использование систематического способа толкования ч. 2 ст. 23, ст. 25 Конституции РФ, а также ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от12 августа 1995 года позволяет считать, что судебное решение требуется при проникновении в жилище против воли проживающих в нем лиц для проведения обыска, выемки и осмотра с целью обнаружения и изъятия вещественных доказательств по уголовному делу, для ознакомления с перепиской, почтовыми, телеграфными и иными сообщениями и установки специальных устройств, фиксирующих содержание телефонных переговоров. Однако такая процедура характерна для вхождения в жилище как уголовно-процессуальной меры. Для вхождения же в жилое помещение как административно - предупредительной меры возможна более простая процедура. Это объясняется тем, что такие обстоятельства, как несчастный случай, эпидемия, эпизоотия и др., являются чрезвычайными и в то же время очевидными для окружающих. Поэтому при их наступлении, во-первых, невозможно предварительное уведомление (за исключением посещения поднадзорного) суда, а во-вторых, если произойдет потеря времени, то могут наступить крайне неблагоприятные последствия. Правовым основанием использования транспортных средств организаций, общественных объединений или граждан является ФЗ «О полиции», в соответствии, с которым сотрудники полиции вправе: «Использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан … для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами». Внимательный анализ рассматриваемой правовой меры указывает на ее достаточно сложное юридическое содержание, предопределенное различными основаниями и целями применения. Так, при возникновении необходимости проезда к месту стихийного бедствия или месту происшествия преследуются цели обеспечения безопасности личности и общественной безопасности. В тех случаях, когда нужно доставить в лечебные учреждения граждан, преследуется цель обеспечения безопасности личности. Здесь уместно заметить, что, как ранее неоднократно отмечалось, термин «граждане» по смыслу уже термина «личность». Поэтому его следует заменить на более широкий и привести обсуждаемое положение в соответствие с ФЗ «О полиции». При транспортировке поврежденных при авариях транспортных средств преследуется цель обеспечения безопасности дорожного движения. Во время сбора личного состава полиции по тревоге использование транспортных средств способствует своевременному предупреждению правонарушений, обеспечению безопасности личности и общественной безопасности. В перечисленных ситуациях, на наш взгляд, использование транспортных средств приобретает свойства административно - предупредительной меры. Другой характеристики заслуживает использование транспортных средств при необходимости преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию. Здесь преследуются другие цели: задержание и доставление правонарушителя, установление его личности, а также выявление доказательств совершенного правонарушения. Следовательно, в данном случае использование транспортных средств становится мерой административно-процессуального обеспечения. Между тем, употребление в Законе термина «преступление» не совсем точно отражает существующую практику использования транспортных средств. Это особенно заметно, когда приходится использовать транспортные средства для преследования лиц, совершивших административные правонарушения, которые близки по степени общественной опасности к преступлениям. Поэтому закономерно ставить вопрос о замене термина «преступление» более широким по юридическому содержанию - «правонарушение». Наряду с основаниями применения данной административно - предупредительной меры, определенное значение для использования транспортных средств имеют поводы. Суть их заключается в информировании сотрудника полиции об обстоятельствах, закрепленных в п. 28 ст. 11 Закона «О полиции». При отсутствии повода административно - предупредительное отношение между сотрудником полиции и владельцем транспортного средства в принципе появиться не может, а в случае возникновения такового происходит неизбежное нарушение прав собственника. К числу поводов с учетом сложившейся практики использования транспортных средств следует отнести сообщения различных субъектов; обращение пострадавшего от несчастного случая; сигналы тревоги, полученные сотрудниками полиции из дежурных частей по месту прохождения службы; непосредственное обнаружение сотрудником полиции от меченных выше обстоятельств. Обращение потерпевшего в результате совершенного правонарушения не является поводом для использования транспортных средств как административно - предупредительной меры. Это информация для использования транспортных средств как меры административно-процессуального обеспечения. Применение указанной административно - предупредительной меры, на наш взгляд, может осуществляться как в упрощенном, так и в особом (усложненном) порядке. В первом случае согласно примечанию 2кп 233 ст. 2 Правил дорожного движения лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по требованию водителя выдать справку или сделать запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, а также наименования своей организации Особый порядок использования транспортного средства применяется тогда, когда сотрудник полиции в соответствии с п. 28 ст. 11 Закона «О полиции» при необходимости отстраняет водителя от управления транспортным средством. Дело в том, что отстранение водителя от управления транспортным средством не является административно - предупредительной мерой, а носит административно - пресекательный характер. Вместе с тем, посредством отстранения обеспечивается достижение административно - предупредительных целей при использовании транспортных средств сотрудниками полиции. В то же время законодатель, с нашей точки зрения, установил достаточно неопределенное основание отстранения водителей от управления транспортными средствами, тогда как, по свидетельству практики, необходимость в отстранении от управления транспортным средством появляется там, где водитель либо злостно не выполняет законных требований сотрудника полиции, либо оказывает ему сопротивление. Существенное значение для отстранения водителей от управления транспортными средствами имеет законность и обоснованность предъявляемого требования, в противном случае неподчинение водителя будет квалифицироваться как необходимая оборона от неправомерных действий сотрудника полиции. О каждом случае отстранения водителей от управления транспортным средством против их воли сотрудник полиции в течение 24 часов с момента отстранения обязан уведомить прокурора, а также представить рапорт начальнику органа внутренних дел (полиции) по месту своей службы или по месту отстранения водителя от управления транспортным средством». Таким образом, рассмотрение особенностей применения отдельных административно - предупредительных мер милицией показывает, что в этой деятельности имеется немало проблем. В целях повышения эффективности реализации административно - предупредительных мер предлагается разработать и принять ведомственные нормативно-правовые акты, детально регламентирующие порядок их применения, а также изложить отдельные положения Закона «О полиции» в новой редакции.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |