Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания и порядок применения милицией мер административного предупреждения

Административно - предупредительные меры — это урегулированные диспозициями норм административ­ного права действия и операции (как принудительного, так и не принудительного характера) органов исполнительной влас­ти, иных органов государственного управления, органов мест­ного самоуправления, представителей общественных форми­рований, осуществляемые при наступлении обстоятельств, указанных в законе, в определенном административно-процес­суальном порядке и направленные на предупреждение правона­рушений, объективно-противоправных деяний, недопущение их отрицательных последствий, а также предотвращение об­стоятельств, угрожающих безопасности личности или нор­мальной деятельности государственных и муниципальных ор­ганов, предприятий, учреждений и общественных объединений.

Среди объектов, подвергающихся воздействию админист­ративно - предупредительных мер, применяемых милицией, от­четливо выделяются три: индивидуальные субъекты, кол­лективные субъекты, индивидуальные и коллективные субъек­ты. В этой связи было бы целесообразным в зави­симости от объекта воздействия все административно - пре­дупредительные меры, применяемые милицией, разделить на две подгруппы: административно - предупредительные меры, при­меняемые к индивидуальным субъектам, и административно - пре­дупредительные меры, применяемые к коллективным субъектам.

С учетом проведенного анализа статей 10 и 11 Закона РФ «О полиции», а также иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, к первой подгруп­пе, относятся следующие административно - предупредительные меры:

1. оказание помощи гражданам, по­страдавшим от преступлений, административных правонару­шений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

2. административный надзор за определенной категорией лиц,

3. профилактическая беседа;

4. на­блюдение за поведением лиц, страдающих психическими за­болеваниями, представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих;

5. досмотр руч­ной клади, багажа и личный досмотр пассажиров;

6. проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;

7. регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

8. остановка транспортных средств и про­верка документов на право пользования и управления ими, а также документов на транспортные средства и перевозимые грузы;

9. осмотр транспортных средств и грузов с участием во­дителей или граждан;

10. досмотр транспортных средств;

11. отбук­сировка транспортных средств;

12. недопущение граждан на от­дельные участки и объекты;

13. временное помещение в безопас­ное место;

14. выдача оружия лицам, подлежащим государ­ственной охране;

15. временное изъятие у граждан огнестрель­ного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ;

16. временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания.

К числу административно - предупредительных мер второй подгруппы, на наш взгляд, относятся: инспектирование под­разделений охраны организаций; дача обязательных к испол­нению предписаний по устранению недостатков, выявлен­ных в технической укрепленное объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственнос­ти; внесение в государственные органы, организации и об­щественные объединения обязательных для рассмотрения пред­ставлений и предложений об устранении обстоятельств, спо­собствующих совершению правонарушений; безвозмезд­ное использование средств массовой информации; усиление охраны объектов, обеспечивающих жизнедеятельность насе­ления.

Кроме этого, существуют административно - предупреди­тельные меры, которые могут применяться как к индивиду­альным, так и к коллективным субъектам.. По нашему мне­нию, к ним могут быть отнесены: проверка документов; вы­дача лицензий и разрешений на осуществление действий в сфере безопасности дорожного движения; выдача лицензий и разрешений на действия в сфере оборота гражданского и слу­жебного оружия, боеприпасов к нему, а также взрывчатых материалов; выдача лицензий на занятие частной детектив­ной и охранной деятельностью, на создание частных детек­тивных предприятий (объединений), охранных предприятий; регистрация средств цветного копирования, приобретаемых физическими и юридическими лицами; осуществление пре­дусмотренных законодательством учетов физических и юри­дических лиц; беспрепятственный вход в жилые и иные по­мещения граждан, на принадлежащие им земельные участ­ки, на территорию и в помещения, занимаемые организаци­ями; осмотр мест хранения и использования оружия, бое­припасов к нему и взрывчатых материалов, а также объек­тов, где они обращаются; безвозмездное использование транс­портных средств организаций, общественных объединений или граждан; беспрепятственное использование в служебных це­лях средств связи, принадлежащих организациям, обществен­ным объединениям и гражданам; проверка договоров (конт­рактов), заключаемых частными детективными и охранными предприятиями (объединениями) с клиентами; обследование состояния технической укрепленное охраняемых объектов, мест хранения наркотических средств и психотропных веществ, других товарно-материальных ценностей.

Таким образом, исследование правовой основы примене­ния административно - предупредительных мер различными субъектами административного права, в том числе милици­ей, позволило:

1) выбрать в качестве критерия классификации админист­ративно - предупредительных мер субъекта, уполномоченного на их применение, и на этой основе показать специфику реализации милицией административно - предупредительных мер в сравнении с другими субъектами административного права;

2) установить дополнительный критерий классификации административно - предупредительных мер - объект их воз­действия и, таким образом, сгруппировать многочисленные административно - предупредительные меры, применяемые милицией.

 

Оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступ­лений, административных правонарушений и несчастных слу­чаев, а также находящимся в беспомощном либо ином со­стоянии, опасном для их здоровья и жизни, -это одна из основных административно - предупредительных мер, осуще­ствляемых милицией. Это первая и основная обязанность со­трудника полиции, а также причина, влияющая на рост ав­торитета полиции.

Цель применения данной меры заключается в обеспече­нии безопасности личности. Правовым основанием ее приме­нения служит п. 3 ст. 10 Закона «О полиции». Фактическими основаниями, учитывая практику применения данной меры, могут быть, правонарушение; несчастный случай; беспомощ­ное состояние, вызванное возрастными или болезненными изменениями; стихийное бедствие; катастрофа; массовое на­рушение общественного порядка.

Важно также учитывать, что рассматриваемая мера связа­на с поводом или с информацией, указывающей на основа­ние ее применения Поводами могут служить обращение са­мого пострадавшего; сообщения различных субъектов о правонарушениях, авариях, катастрофах, несчастных случаях, стихийных бедствиях, массовых беспорядках, непосредствен­ное обнаружение отмеченных фактов сотрудником полиции, причем как в процессе выполнения сотрудником полиции воз­ложенных на него задач, так и в неслужебное время.

Анализ действующего законодательства показывает, что порядок оказания помощи подробно не урегулирован. Нор­мативно-правовые акты, содержащие отдельные положения на этот счет, в целом проблемы не решают, и когда возни­кают случаи, связанные с оказанием неотложной медицинской помощи, сотрудники полиции не всегда насчитывают на собственные медицинские знания и предпочитают прибе­гать к содействию со стороны других лиц.

На практике нередки ситуации, когда сотрудники полиции производят передачу пострадавшего врачу скорой меди­цинской помощи. Во многих случаях это действие обоснован­но, поскольку доставлять в служебные помещения органов внутренних дел лиц, находящихся в бессознательном состоя­нии, с травмами черепа и иными опасными телесными по­вреждениями, запрещается.. Тем не менее, сотрудники полиции порой забывают о том, что состояние здоровья пере­даваемого лица должно подтверждаться письменным заклю­чением врача, которое по окончании службы представляется вместе с рапортом о проделанной работе начальнику органа внутренних дел. Кроме того, независимо от заключения вра­ча милиционер должен записать время вызова скорой помо­щи, а также номер машины и отразить это в рапорте.

Проверка документов - одна из наиболее важных и распространенных в правоохранительной деятельности полиции административно - предупредительных мер. Осуще­ствляя данную меру, сотрудники полиции, как правило, преследуют две взаимосвязанные цели: установление лич­ности проверяемого и определение подлинности предъяв­ленного документа.

Это индивидуальные (специфические) цели проверки до­кументов. Вместе с тем, их достижение способствует реше­нию более общей задачи, стоящей перед всем правовым ин­ститутом административно - предупредительных мер, - пре­дупреждение правонарушений или иных вредных последствий.

Проверяя документы, сотрудники полиции вторгаются в сферу прав и личных интересов человека. Поэтому правомер­ность данного акта, строжайшее соблюдение законности в про­цессе его выполнения приобретают особое значение. Ни одно должностное лицо полиции не имеет права требовать предъяв­ления документов без достаточных к тому оснований.

Правовые основания проверки документов содержатся в ряде нормативно-правовых документов, главным из которых является федеральный закон «О полиции». Полиции для выполнения воз­ложенных на нее обязанностей, согласно ст. 13 названно­го закона, предоставлено право «...проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в соверше­нии преступления или административного правонарушения...».

Однако подобное основание характерно для проверки до­кументов как меры административно-процессуального обеспе­чения. Что же касается оснований проверки документов как административно - предупредительной меры, то можно сказать, что они закреплены в иных нормативно-правовых актах. Их анализ позволяет выделить такие основания, как: допуск во­дителей, транспортных средств и прицепов к ним к участию в дорожном движении; допуск граждан Российской Федерации к осуществлению частной детективной и охранной деятель­ности; допуск индивидуальных и коллективных субъектов к хранению и использованию средств цветного копирования; допуск индивидуальных и коллективных субъектов к дей­ствиям, связанным с оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов к нему; обеспечение режима комендантского часа в период чрезвычайного положения; обеспечение ре­жима контр террористической операции; проверка соблю­дения правил пограничного режима; проверка соблюдения правил пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без граж­данства; проверка мест скопления граждан при режиме чрез­вычайного положения.

Во-вторых, будет содействовать повышению роли полиции в охране общественного порядка. В-третьих, даст возможность снять многочисленные раз­ногласия между сотрудниками полиции и гражданами в ходе проверки документов.

Как нам представляется, этот служебный документ дол­жен включать следующие основные положения:

1. Перечень документов, удостоверяющих личность на тер­ритории Российской Федерации (с указанием срока их дей­ствия, содержательных особенностей и внешнего вида).

2. Подробное разъяснение оснований проверки документов.

3. Последовательное описание тактических действий сотруд­ника полиции, причем эти действия могут быть объединены в несколько групп:

а) порядок обращения с проверяемым и его документом;

б) возможные способы выявления поддельных докумен­тов;

в) меры предосторожности сотрудника полиции в ходе проверки документов, которые, в свою очередь, могут вклю­чать, во-первых, описание возможных угроз со стороны про­веряемого (по признакам поведения), во-вторых, указание на оптимальное расстояние между сторонами в процессе про­верки и, в-третьих, рекомендации по выбору правильной позиции сотрудником полиции с непременным учетом воз­можных жизненных ситуаций (например, проверка докумен­тов в вечернее и ночное время суток).

Еще одной из административных мер, применяемых со­трудниками полиции, является вхождение беспрепятствен­но в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, зани­маемые организациями.

Статья 25 Конституции РФ гласит «Жилище неприкос­новенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установлен­ных федеральным законом, или на основании судебного ре­шения». Полиции (ее должностным лицам) как государствен­ным органам охраны правопорядка разрешено «беспрепятственно вхо­дить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежа­щие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследо­вании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там соверше­но или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граж­дан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках».

Анализ приведенного положения Закона показывает, что применение этой правовой меры позволяет сотрудникам полиции достигнуть разноплановых целей. С одной стороны, при наличии достаточных данных о совершаемом или совер­шенном преступлении преследуются такие цели, как пресе­чение правонарушения, задержание преступника, а также со­здание необходимых условий для рассмотрения и разрешения уголовного дела. Это административно - пресекательный аспект рассматриваемой меры. С другой стороны, при наличии таких оснований, как несчастный случай, стихийное бедствие, ка­тастрофа, авария, эпидемия, эпизоотия и массовый беспо­рядок, данная мера приобретает явно выраженное админист­ративно - предупредительное значение и применяется с целью обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности. Вместе с тем, разбираемая правовая мера мо­жет быть направлена на достижение еще одной цели - выяв­ление подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления. Это уголовно-процессуальный аспект. В этом случае дополнительно используются возможности, закреп­ленные ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыск­ной деятельности» от 12 августа 1995 года.

Как уже отмечалось, основаниями вхождения в помеще­ния граждан и организаций как административно - предупре­дительной меры являются: стихийное бедствие, катастрофа, авария, эпидемия, эпизоотия и массовое нарушение обще­ственного порядка.

На практике достаточно часто осуществляется проверка паспортного режима (надзор за соблюдением правил паспор­тизации, регистрации по месту жительства иди пребывания). Для поддержания паспортного режима сотрудники полиции входят в жилые помещения граждан, однако только при на­личии данных о нарушении правил паспортного режима и, как правило, лишь в дневное время. При таких обстоятель­ствах вход в жилые помещения граждан нельзя рассматри­вать в качестве административно - предупредительной меры. В этом случае она носит обеспечивающий, процессуальный характер. Вместе с тем, представляется, что подобные акции сотрудников полиции не соответствуют закону, поскольку не подпадают ни под одно из оснований, закрепленных в ФЗ «О полиции»,

Приказом МВД России №900 от 2002 года на участкового уполномоченного полиции возложена обязанность, уста­навливать доверительные отношения с населением на обслу­живаемой территории.

В подобном случае граж­данин имеет право не допускать участкового уполномочен­ного полиции, а также не отвечать на его вопросы. Данный ведомственный нормативный акт незаконно ограничивает права и свободы личности. Тем не менее, выход из сложив­шейся ситуации есть: можно получать необходимые сведения о проживающих в других организациях, например, в паспортно-визовой службе.

Для рассматриваемой административно - предупредительной меры, кроме оснований ее применения, характерны также и поводы. К их числу следует отнести заявления жильцов; за­явления представителей органов жилищно-коммунального обслуживания; заявления комендантов общежитии, директоров гостиниц и представителей других специализированных мест проживания; материалы средств массовой информации; лич­ные наблюдения сотрудников полиции.

Анализ содержания ст. 25 Конституции РФ показывает, что для вхождения в жилище требуется судебное решение, однако, не устанавливается, в каких случаях оно должно быть получе­но. В то же время использование систематического способа тол­кования ч. 2 ст. 23, ст. 25 Конституции РФ, а также ст. 8 Феде­рального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от12 августа 1995 года позволяет считать, что судебное решение требуется при проникновении в жилище против воли про­живающих в нем лиц для проведения обыска, выемки и осмотра с целью обнаружения и изъятия вещественных до­казательств по уголовному делу, для ознакомления с перепиской, почтовыми, телеграфными и иными сообщениями и установки специальных устройств, фиксирующих содер­жание телефонных переговоров.

Однако такая процедура характерна для вхождения в жи­лище как уголовно-процессуальной меры. Для вхождения же в жилое помещение как административно - предупредитель­ной меры возможна более простая процедура. Это объясняет­ся тем, что такие обстоятельства, как несчастный случай, эпидемия, эпизоотия и др., являются чрезвычайными и в то же время очевидными для окружающих. Поэтому при их на­ступлении, во-первых, невозможно предварительное уведомление (за исключением посещения поднадзорного) суда, а во-вторых, если произойдет потеря времени, то могут насту­пить крайне неблагоприятные последствия.

Правовым основанием использования транспортных средств организаций, общественных объединений или граж­дан является ФЗ «О полиции», в соответствии, с которым сотрудники полиции вправе: «Использовать транс­портные средства организаций, общественных объединений или граждан … для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами».

Внимательный анализ рассматриваемой правовой меры указывает на ее достаточно сложное юридическое содержа­ние, предопределенное различными основаниями и целями применения. Так, при возникновении необходимости проез­да к месту стихийного бедствия или месту происшествия пре­следуются цели обеспечения безопасности личности и обще­ственной безопасности.

В тех случаях, когда нужно доставить в лечебные учреждения граждан, преследуется цель обеспе­чения безопасности личности. Здесь уместно заметить, что, как ранее неоднократно отмечалось, термин «граждане» по смыслу уже термина «личность». Поэтому его следует заме­нить на более широкий и привести обсуждаемое положение в соответствие с ФЗ «О полиции». При транспорти­ровке поврежденных при авариях транспортных средств пре­следуется цель обеспечения безопасности дорожного движе­ния. Во время сбора личного состава полиции по тревоге использование транспортных средств способствует своевре­менному предупреждению правонарушений, обеспечению безопасности личности и общественной безопасности. В пере­численных ситуациях, на наш взгляд, использование транспортных средств приобретает свойства административно - пре­дупредительной меры.

Другой характеристики заслуживает использование транс­портных средств при необходимости преследования лиц, со­вершивших преступления, и доставления их в милицию. Здесь преследуются другие цели: задержание и доставление право­нарушителя, установление его личности, а также выявление доказательств совершенного правонарушения. Следовательно, в данном случае использование транспортных средств стано­вится мерой административно-процессуального обеспечения.

Между тем, употребление в Законе термина «преступле­ние» не совсем точно отражает существующую практику ис­пользования транспортных средств. Это особенно заметно, когда приходится использовать транспортные средства для преследования лиц, совершивших административные право­нарушения, которые близки по степени общественной опас­ности к преступлениям.

Поэтому закономерно ставить вопрос о замене термина «преступление» более широким по юридическому содержа­нию - «правонарушение».

Наряду с основаниями применения данной администра­тивно - предупредительной меры, определенное значение для использования транспортных средств имеют поводы. Суть их заключается в информировании сотрудника полиции об об­стоятельствах, закрепленных в п. 28 ст. 11 Закона «О полиции». При отсутствии повода административно - предупреди­тельное отношение между сотрудником полиции и владель­цем транспортного средства в принципе появиться не может, а в случае возникновения такового происходит неизбежное нарушение прав собственника. К числу поводов с учетом сло­жившейся практики использования транспортных средств следует отнести сообщения различных субъектов; обращение пострадавшего от несчастного случая; сигналы тревоги, полу­ченные сотрудниками полиции из дежурных частей по месту прохождения службы; непосредственное обнаружение сотруд­ником полиции от меченных выше обстоятельств.

Обращение потерпевшего в результате совершенного пра­вонарушения не является поводом для использования транс­портных средств как административно - предупредительной меры. Это информация для использования транспортных средств как меры административно-процессуального обеспе­чения.

Применение указанной административно - предупредитель­ной меры, на наш взгляд, может осуществляться как в упро­щенном, так и в особом (усложненном) порядке. В первом случае согласно примечанию 2кп 233 ст. 2 Правил дорож­ного движения лица, воспользовавшиеся транспортным сред­ством, должны по требованию водителя выдать справку или сделать запись в путевом листе с указанием продолжитель­ности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, а также наи­менования своей организации

Особый порядок использования транспортного средства применяется тогда, когда сотрудник полиции в соответствии с п. 28 ст. 11 Закона «О полиции» при необходимости отстра­няет водителя от управления транспортным средством. Дело в том, что отстранение водителя от управления транспортным средством не является административно - предупредительной мерой, а носит административно - пресекательный характер. Вместе с тем, посредством отстранения обеспечивается дос­тижение административно - предупредительных целей при ис­пользовании транспортных средств сотрудниками полиции.

В то же время законодатель, с нашей точки зрения, уста­новил достаточно неопределенное основание отстранения во­дителей от управления транспортными средствами, тогда как, по свидетельству практики, необходимость в отстранении от управления транспортным средством появляется там, где во­дитель либо злостно не выполняет законных требований со­трудника полиции, либо оказывает ему сопротивление. Существенное значение для отстранения водителей от уп­равления транспортными средствами имеет законность и обо­снованность предъявляемого требования, в противном случае неподчинение водителя будет квалифицироваться как необ­ходимая оборона от неправомерных действий сотрудника полиции.

О каждом случае отстранения водителей от управления транс­портным средством против их воли сотрудник полиции в тече­ние 24 часов с момента отстранения обязан уведомить проку­рора, а также представить рапорт начальнику органа внутренних дел (полиции) по месту своей службы или по месту от­странения водителя от управления транспортным средством».

Таким образом, рассмотрение особенностей применения отдельных административно - предупредительных мер мили­цией показывает, что в этой деятельности имеется немало проблем. В целях повышения эффективности реализации ад­министративно - предупредительных мер предлагается разра­ботать и принять ведомственные нормативно-правовые акты, детально регламентирующие порядок их применения, а так­же изложить отдельные положения Закона «О полиции» в новой редакции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Производство по применению отдельных мер административного предупреждения | Производство по применению отдельных мер административного пресечения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.