Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство по применению отдельных мер административного пресечения

Понятие и сущность мер административного пресечения. Как разновидность административно-правового принуждения рассматриваемые меры обладают всеми его признаками. Особенность их состоит в целевом назначении и самой сущности мер. Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опас­ных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответст­венности.

Вместе с тем рассматриваемые меры используются не только для пресечения правонарушений, но и для прекращения обще­ственно опасных действий, совершаемых лицами, не достигшими 16 лет, а так­же невменяемыми.

Применение мер пресечения связано с непосредственным вмешательством в противоправные и иные опасные действия. В ряде случаев они являются не только эффективным, но и един­ственно возможным средством пресечения преступления (напри­мер, применение оружия).

Меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Скажем, помещение правонарушителя, находящегося в общественное ме­сте в сильной степени опьянения, в медицинский вытрезвитель предохраняет его от возможного ограбления, а иногда (при низ­кой температуре воздуха) предохраняет его от утраты здоровья и замерзания. Пресечение противоправной деятельности нередко позволяет предотвратить действия и события, которые усугубили бы вину нарушителя и, следовательно, усилили бы ответственность виновного.

Арсенал мер пресечения весьма разнообразен: от требования прекратить правонарушение до применения оружия. По своей сущности это могут быть меры психического (угроза применить средства принуждения), материального или физического воздей­ствия, в том числе с использованием технических (специальных) средств и оружия, а также оперативные действия, связанные с личным, организационным или имущественным ограничением, благодаря совершению которых правонарушитель лишается воз­можности продолжать правонарушение, побуждается к исполне­нию правовых обязанностей.

Перечень средств и способов пресечения, содержащихся в правовых актах, не является исчерпывающим. В сложных экс­тремальных ситуациях допускается пресечение противоправных действий средствами и способами, не указанными в законода­тельстве. Так, согласно российскому закону «О полиции» сотруд­ник полиции, находясь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

Основания, порядок применения и использования мер адми­нистративного пресечения определяются законами и иными нор­мативно-правовыми актами.

Классификация мер административного пресечения. Исходя из целей, характера и объекта воздействия, их можно подразде­лить на меры пресечения:

- применяемые к нарушителю;

- имущественного характера;

- технического характера;

- санитарно-эпидемиологического характера;

- финансово-кредитного характера.

Все эти меры широко используются в охране правопорядка. Как мы отмечали ранее, значительная часть лиц, совершивших административные правонарушения в сфере охраны общественного порядка, подвергается административному задержанию и досмотру.

Вместе с тем в использовании органами внутренних дел данных мер есть ряд нерешенных вопросов и трудностей, которые касаются прежде всего правильного, единообразного применения норм законодательства об административных правонарушениях, уяснения содержания мер, особенностей тактики их производства в различных ситуациях и т. п.

Меры административного принуждения постоянно являются предметом научных исследований, которые сосредоточились в основном на мерах наказания, на предупредительной и обеспечительной функциях этих мер. Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо более детальное рассмотрение такой важной их функции, как пресечение правонарушения.

По мнению А.П. Коренева меры пресечения зачастую отождествляются с мерами административно-процессуального обеспечения (очевидно, исходя из целей мер административно-процессуального обеспечения, изложенных в ст.27.1. КоАП РФ). Сравним эти два понятия. Относительно правовой характеристики мер административного пресечения в литературе нет устоявшейся системы взглядов. Так, Т.И. Козырева отмечает, что меры административного пресечения - это такие меры административного воздействия, которые «применяются в целях пресечения длящихся и предотвращения новых административных правонарушений, наступления вредных последствий, а также обеспечения возможности применения административного наказания». Д.Н. Бахрах характеризует меры пресечения «как понуждение правонарушителя к исполнению правовых обязанностей. Меры пресечения применяются для того, чтобы не допустить новых, предотвратить вредные последствия правонарушений, обеспечить условия для применения наказания и восстановительных мер».

Как видим, взгляды авторов не отличаются единством. Но все выше сказанное позволяет сделать вывод, что мерами пресечения в административном праве являются средства принудительного воздействия, которые направлены на прекращение противоправного деяния, устранение связанных с ним вредных последствий, а также на создание оптимальных условий для последующего привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Меры же административно-процессуального обеспечения направлены как на пресечение административного правонарушения, так и на установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнение принятого по делу постановления.

Таким образом, мы видим, что при некоторых сходных целях - прекращение правонарушения, обеспечение привлечения правонарушителя к административной ответственности - направления применения мер административно-процессуального обеспечения гораздо шире.

Виды мер процессуального обеспечения изложены в ст.27.1 КоАП РФ исчерпывающим образом. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что данные меры входят также в систему мер административного пресечения. Меры административного пресечения, помимо Кодекса, содержатся еще в ряде нормативных правовых актов, что создает определенные сложности для правоприменителя. Например, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регламентируется Законом «О полиции».

Делая вывод, следует сказать, что меры административно-процессуального обеспечения и меры административного пресечения – это части единого целого - мер административного принуждения. При этом одни и те же меры административного принуждения могут в зависимости от целей их применения являться в одних случаях мерами административного пресечения, в других - мерами административно-процессуального обеспечения, а иногда просматривается их двойная функция. Так, при выявлении факта административного правонарушения в ходе личного досмотра граждан (например, незаконный провоз этилового спирта, хранение наркотиков в небольших размерах и др.) данная мера носит пресекательный характер, т. е. она направлена на прекращение противоправного деяния. В дальнейшем рассматриваемая мера будет являться и мерой, обеспечивающей процесс производства по делу об административном правонарушении, так как обеспечила доказательную базу по делу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основания и порядок применения милицией мер административного предупреждения | Применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия как меры административного пресечения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.