Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в избирательном законодательстве

Российское избирательное законодательство не является неизменным, так как находится в стадии становления. Поэтому к действующим законам принимаются поправки и дополнения, которые адаптируют законодательство к изменяющимся политическим реалиям. Так в 2006 г. были приняты федеральные законы о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выдвижения кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и в части отмены голосования против всех кандидатов.

Основные цели внесенных изменений в избирательное законодательство - стимулирование развития политических партий, усиление их роли и ответственности в избирательном процессе; корректировка норм, не оправдавших себя на практике или провоцирующих применение негативных технологий.

За десятилетний период применения на парламентских выборах смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы выявлен ряд существенных недостатков. Так, нередко на выборах в одномандатных избирательных округах число голосов избирателей, отданных за победившего кандидата, оказывалось намного меньше числа голосов, отданных в сумме за других кандидатов. В результате мнение значительного числа избирателей фактически не учитывалось. Кроме того, часто депутаты-одномандатники, которые были самовыдвиженцами и провозглашали себя независимыми кандидатами, что привлекало голоса избирателей, после выборов присоединялись к парламентским партийным фракциям, меняя свои политические установки и таким образом фактически обманывая проголосовавших за них избирателей. На выборах 2003 г. претендентов на места в Государственной Думе, которые называли себя независимыми кандидатами, было 67 человек, а в конечном итоге, когда они стали депутатами Государственной Думы, только 7 остались в статусе независимых, а остальные вошли в различные фракции.[7]

Пропорциональная система, которая теперь будет применяться на выборах в Государственную Думу, предусматривает уменьшение общефедеральной части партийного списка до 3 человек (раньше - в пределах 18 человек). Вся остальная федеральная часть списка должна быть разбита как минимум на 100 региональных групп кандидатов. Это требование будет стимулировать партии на поиск соответствующих кандидатов практически во всех регионах Российской Федерации. Предусмотрена возможность включать в партийные списки не только членов партии, но и беспартийных, а также членов других партий.

Особое значение придается требованиям к порядку формирования федеральных списков кандидатов. При этом преследуется цель повысить информированность избирателей не только о лидерах, возглавляющих партийные списки, но и обо всех претендентах на депутатские мандаты.

С целью структурирования и дальнейшего поступательного развития российского политического пространства повышен заградительный барьер на выборах в Государственную Думу с 5 до 7% голосов избирателей, преодолев который партии смогут получить депутатские мандаты. Повышение планки прохождения в парламент будет способствовать объединению партий, стоящих на близких платформах. При этом в любом случае в парламенте должны быть представлены партии, которые в сумме получили не менее 60% голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании. Такое требование позволяет при определенных обстоятельствах понижать 7% барьер. Например, если по итогам выборов с участием 10 партий 7% барьер преодолели 3 партии, набравшие в сумме лишь 58%, то в такой ситуации к распределению депутатских мандатов допускается и четвертая партия, у которой меньше 7%.

Характеризуя последние изменения в российском законодательстве председатель Центризбиркома России А.Вешняков выделяет среди важнейших следующие:

— начиная с 2006 года, установлены единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - второе воскресенье марта и второе воскресенье октября;

— отменен институт избирательных блоков на выборах всех уровней, так как практика показала, что блоки зачастую демонстрируют свою нестабильность, неработоспособность, приводящие к прекращению их существования;

— установлено ограничение величины заградительного барьера на выборах депутатов региональных парламентов с применением пропорциональной системы - не более 7%, чтобы не нарушать представительный характер органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.[8]

Новые законы расширяют права СМИ по освещению избирательных кампаний. Журналисты теперь имеют право находиться в помещении для голосования в течение всего времени работы избирательного участка, производить фото- и видеосъемку.

В целях поддержки деятельности политических партий и обеспечения их большей независимости от «теневого» финансирования государственная финансовая поддержка политических партий увеличена в десять раз - до 5 рублей за голос избирателя, полученный партией на федеральных выборах. Такую поддержку ежегодно будут получать политические партии, за которые на выборах в Государственную Думу или за выдвинутых ими на президентских выборах кандидатов проголосовало более трех процентов избирателей.

Согласно новым нормам Федерального закона «О политических партиях», возросли требования к численности партийных рядов - с 10 тыс. до 50 тыс. человек, причем более чем в половине субъектов Российской Федерации в состав ее регионального отделения должны входить не менее 500 членов. С 1 января 2007 года те партии, которые не будут соответствовать этим параметрам, прекратят свое существование или перейдут в разряд общественных объединений.

В соответствии с новым законодательством осуществляется формирование органов местного самоуправления. Число муниципальных образований в ходе реформы местного самоуправления увеличилось с 12,5 тысяч до 24 тысяч, при этом общее число депутатов представительных органов местного самоуправления составило более 250 тысяч человек. Практически все выборы во вновь образованных муниципальных образованиях были проведены в установленный законом срок до 1 ноября 2005 года. Сформированная публичная власть на муниципальном уровне с 1 января 2006 года приступила к своим полномочиям.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует прошедшая этапы становления и совершенствования, нацеленная на дальнейшее развитие демократических институтов нормативно-правовая база проведения выборов и референдумов, соответствующая международным избирательным стандартам.

Основные понятия: абсентеизм, активное избирательное право,выборы, государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы», избирательная система, избирательное право, критерии оценки избирательных систем, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система, пассивное избирательное право, принципы законодательной регламентации выборов, принципы избирательного права, пропорциональная избирательная система, референдум, российское избирательное законодательство.

Вопросы для самоконтроля:

1. Для решения каких основных функций предназначаются выборы?

2. Поясните формулировку А.Пшеворского: «демократия – это система, при которой партии проигрывают выборы».

3. Какие принципы ле­жат в основе законодательной регламентации выборов?

4. В чем заключается различие между активным и пассивным избирательным правом?

5. Что означает такое явление в ходе избирательных кампаний как абсентеизм?

6. Дайте определение избирательной системе.

7. В чем заключается различие между мажоритарной системой с абсолютным и относительным большинством?

8. Охарактеризуйте пропорциональную избирательную систему.

9. С какими целями проводится референдум?

10. Чем отличались президентские кампании 1996, 2000 и 2004 гг.?

11. Каковы основные особенности выборов в четвертую Государственную Думу?

12. Какие можете сделать выводы, основываясь на избирательной практике 1993-2004 гг.?

13. Назовите основные федеральные законы, определяющие нормы избирательного права в России.

14. Для чего предназначена и что в себя включает государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»?

15. К каким результатам может привести отмена голосования против всех кандидатов?

16. Чему будет способствовать повышение заградительного барьера на выборах в Государственную Думу с 5 до 7% голосов избирателей?

17. К каким результатам могут привести основные изменения в Федеральном законе «О политических партиях»?

Литература:

Вешняков А.А. К демократическому формированию органов власти // Государственная служба. 2006. №1.

Выборы в посткоммунистических обществах. Пробл.-тем. сборник ИНИОН РАН. Отв. ред. и сост. Е.Ю. Мелеш­кина. М., 2000.

Доклад Председателя ЦИК России А.А.Вешнякова на научно-практической конференции «100-летие выборов Государственной Думы: история и современность» 3 марта 2006 г. // URL: http://www.cikrf.ru/_1/doklad_vesh_030306.htm

Доклад Председателя ЦИК России на торжественном собрании, посвященном 10-летию российской избирательной системы 29 сентября 2003 г., Москва // http://gd2003.cikrf.ru/cik10rus/sx/art/76369222/cp/1/br/76795394

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // URL: http://www.cikrf.ru/_3/zik_main.htm

 

[1] Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С.372.

[2] Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. Пер. с англ. / Под ред. проф. Бажанова В.А. М., 2000. С.28.

[3] Цит по: Лейпхарт А. Конституционные альтернативы для новых демократий // Полис. 1995. №2. С.137.

[4] Доклад Председателя ЦИК России на торжественном собрании, посвященном 10-летию российской избирательной системы 29 сентября 2003 г., Москва // URL: http://gd2003.cikrf.ru/cik10rus/sx/art/76369222/cp/1/br/76795394.htm

[5] Доклад Председателя ЦИК России А.А. Вешнякова на научно-практической конференции «100-летие выборов Государственной Думы: история и современность» 3 марта 2006 г. // URL: http://www.cikrf.ru/_1/doklad_vesh_030306.htm

[6] Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // URL: http://www.cikrf.ru/

[7] Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // URL: http://www.cikrf.ru/_1/int_vesh_150306.htm

[8] Вешняков А.А. К демократическому формированию органов власти // Государственная служба. 2006. №1. URL: http://www.cikrf.ru/_1/int_vesh_150306.htm

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Российское избирательное законодательство | Правила дифференцирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.