КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет современной возрастной психологии
Лекция 1. Предмет современной возрастной психологии. План: 1.Предмет современной возрастной психологии. 2.Теоретические и практические задачи современной возрастной психологии. 3.История возникновения возрастной психологии. 4.Связь возрастной психологии с другими отраслями знания. 5.Методы возрастной психологии и их характеристика. Предмет возрастной психологии – закономерности онтогенеза психических процессов и личности человека в условиях обучения и воспитания на каждой стадии его психического развития; индивидуальных различий между людьми на каждой стадии психического развития. Что такое развитие? Чем оно характеризуется? В чем принципиальное отличие развития от других изменений объекта? Известно, что объект может изменяться, но не развиваться. Так, рост - это количественное изменение объекта без изменения его внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов и процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, можно видеть его количественное нарастание. Явления роста имеются и в психических явлениях, например, рост словарного запаса ребенка без изменения функций речи. Таким образом, рост не является развитием, но может быть его симптомом. Развитие характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых процессов, новых структур, новых механизмов. X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекс оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития. Как показал Л. С. Выготский, существует много различных типов развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие. Л.С.Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный - это такой тип развития, когда в самом начале заданы, закреплены как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и конечный результат. Примером такого типа развития служит эмбриональное развитие. Непреформированный тип – такой тип развития, когда изначально не даны ни стадии, через которые явление (организм) пройдет, ни итог. Примерами служит развитие галактики, человеческого общества. Процесс психического развития также является непреформированным. Но в то же время это особый процесс. Он детерминирован той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Таким образом, онтогенетическое развитие происходит по образцу, который существует в данном обществе. В этом специфика психического развития. Вне процесса освоения духовного и материального богатства человечества развитие отдельного человека вообще невозможно.
2.Теоретические и практические задачи современной возрастной психологии. Возрастная психология призвана решать следующие теоретические и практические задачи: 1) Научно-исследовательские. При их постановке предмет науки рассматривается на разных уровнях: на уровне общих закономерностей развития и на уровне их специфического проявления в отдельные периоды жизни. Эти задачи направлены на более полное и глубокое понимание объекта и предмета исследования. 2) Диагностические. Продвижение в решении теоретических задач расширяет возможности их практического внедрения. Помимо активизации процессов обучения и воспитания, возникла новая сфера практики. Это контроль над процессами детского развития, который следует отличать от задач диагностики и отбора детей в специальные учреждения. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен сказать: правильно ли развивается и функционирует психика ребенка, а если неправильно, то в чем состоят отклонения и как их следует компенсировать. Все это можно сделать только на основе глубокой и точной теории, вскрывающей конкретные механизмы и динамику развития психики ребенка. Т.о., диагностические задачи дают возможность распознавать и оценивать степень зрелости индивидных и личностных характеристик человека на разных этапах его развития, оценивать отклонения разного рода в психическом развитии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности психического развития. 3) Коррекционные. Ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение тех причин, которые вызывают разного рода отклонения.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |