Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы возрастной психологии и их характеристика




Связь возрастной психологии с другими отраслями знания.

Возрастная психология тесно связана с другими науками: философией, педагогикой, медициной, анатомией и физиологией и др. Также связана с другими разделами психологической науки – общей психологией, педагогической психологией, социальной психологией и др.

Методы исследования возрастной психологии:

-эмпирические: наблюдение, эксперимент;

-социально-психологические: опрос;

-диагностические: тесты;

-праксиметрические: анализ продуктов творческой деятельности.

Эти методы пригодны не только для собственно научного исследования, но и для организации углубленно­го изучения людей, в первую очередь детей, в практических целях. Индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей учащихся, своеобразия их личности, что является предпосылкой нахождения наиболее целесообразных и эффективных методов, приемов и форм воспитательного воздействия.

Одним из основных методов является метод наблюдения. Совершенно очевидно, что психику непосредственно наблюдать нельзя. Только в деятельности, в действиях и поступках в широком смысле слова (когда и воздержание от определенного действия психологически рассматривается как своеобразное действие, своеобразный поступок) выражается личность человека, его психика. Метод наблюдения предполагает опосредованное познание индивидуальных особенностей психики через изучение поведения, когда по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику и т. д.) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов (вос­приятия, мышления, памяти, воображения и т. д.), о психическом состоянии человека, о чертах его личности, характера. Каким же должно быть наблюдение, чтобы быть эффективным, отвечать своему назначению? Его надо организовать, исходя из следующих прин­ципиальных положений (рассмотрим на примере школьного возраста):

1. Наблюдать и изучать школьника следует в естественных условиях. Такое изучение является необходимым условием для планирования и организации психологически обоснованных приемов индивидуального воспитательного воздействия на школьника в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями. Необходимо не только изучать школьника для того, чтобы лучше его обучать и воспитывать, но изучать школьника, воспитывая его, и воспитывать, изучая. Таким образом, изучение школьников должно производиться не в отрыве от учебно-воспитательной работы, а в органическом единстве с ней.

2. Наблюдать учащегося следует, исходя из принципа целостности человеческой личности, т. е. аналитико-синтетически. Изучить и понять это сложное психологическое образование нельзя без его аналитического рассмотрения. Нельзя поэтому изучить школьника, не анализируя его личности, не выделяя ее отдельных сторон, черт и типичных проявлений. Но отдельные особенности личности должны рассматриваться не иначе, как на фоне всей личности в целом. Недопустимо, например, анализировать такие черты, как настойчивость, смелость или критичность, отвлекаясь от других особенностей личности (например, ее направленности).

Среди многообразных проявлений личности школьника следует находить и выявлять главные, определяющие, ведущие черты, «основные оси и пружины» (А. С. Макаренко). Изучение школьника должно выявить лучшие стороны его личности, найти то положительное, что надо развивать, на что можно опереться при обучении и воспитании ученика. Очень важно уметь не только видеть хорошее в человеке, но и уметь проектировать это хорошее, когда его еще нет.

3. Всестороннее познание личности возможно на строго объективном материале: на основе объективно выраженных показателей, фактах, допускающих проверку. Недопустимы предвзятость и субъективизм в интерпретации и оценке указанных объективных показателей, поспешность в определении черт личности на основании поверхностного анализа незначительного числа фактов, первых впечатлений или так называемой интуиции. Необходимо опираться на конкретные, полученные в результате повседневного планомерного, систематического наблюдения, проверенные факты.

4. Чтобы понять особенности личности учащегося, следует рассматривать ее в тесной связи с условиями формирования, с окружающей средой. Необходимо установить причины, обусловившие определенные проявления личности. Весьма важно, например, знать, является ли упрямство своеобразным протестом против грубого обращения или проявлением избалованности.

5. Следует рассматривать особенности личности в развитии, динамике, изучая ученика в течение более или менее продолжительного времени. Личность развивается, изменяется в связи с изменением условий ее жизни и деятельности. При этом необходимо изучать не только историю развития личности школьника, но и понять тенденции этого развития, увидеть, что здесь растет, что отмирает.

6. Школьника необходимо изучать в коллективе и как члена коллектива. Изучение отдельного школьника должно сопровождаться изучением особенностей коллектива. Человек всегда является частью коллектива. Если плохо знать ближайшую социальную среду, коллектив, членом которого школьник является и под действием которого формируется его личность (семью, класс, и т. д.), то многого не понять и в личности ученика, так как особенности личности во многом определяются особенностями данного коллектива. Но нельзя рассматривать личность как пассивный продукт влияний коллектива. Личность активна и влияет, в свою очередь, на коллектив.

7. Чтобы наблюдение дало полноценные результаты, необходимо принять во внимание многообразие проявлений личности и изучать эти проявления в различных условиях, планомерно, систематически и повседневно. Это дает возможность обнаружить изменение в поведении школьника, выяснить эффективность примененных вос­питательных методов и приемов.

Наблюдение и изучение школьника важно проводить в то время, когда он занят конкретной формой деятельности. К таким формам относятся прежде всего учебная и трудовая деятельность в школе и дома, внеклассная и общественная работа, а также игра (особенно в младшем школьном возрасте). В учебной и трудовой деятельности формируется и раскрывается личность учащихся, ее важнейшие, определяющие черты (чувство товарищества, чувство долга и ответственности); отчетливо формируются и проявляются интересы, их направленность, глубина, устойчивость; волевые черты характера (целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, самообладание), а также такие черты, как трудолюбие, инициативность, аккуратность, самокритичность.

Очень много ценного для познания личности могут дать, например, наблюдения за тем, как трудится ученик: со страстью и энтузиазмом или равнодушно, неохотно, с отвращением. Очень важны наблюдения за стилем работы ученика: насколько он самостоятелен и инициативен, как относится к затруднениям и как преодолевает их, как переживает успех или неудачу и т.д.

Большие возможности для изучения личности учащихся, в частности их интересов, предоставляет внеклассная работа. Очень важно наблюдение за учащимися в процессе их общественной работы. Здесь возможно проследить отношение школьников к коллективу: увидеть, сознают ли они свою ответственность перед коллективом, как у них развито чувство товарищества, как переживают успехи и неудачи своего коллектива.

Ценный материал дают наблюдения за повседневными поступками учащихся, в которых выражается отношение к учителям, товарищам: тактичен и вежлив школьник или груб и резок в обращении, каковы его реакции на успехи и неудачи товарищей, на замечания, наказания, поощрения и т. д.

Большое значение имеют поступки, которые школьник совершает, считая, что за ним не наблюдают.

8. Изучая внешние проявления личности учащихся, необходимо правильно понимать мотивы (побудительные причины) действий и поступков. Внешне сходные действия могут совершаться по различным мотивам, могут быть проявлением различных черт личности. Только зная мотив, побуждающий школьника к поступку, возможно правильно оценить этот поступок.

9. Известное значение для познания личности имеет и наблюдение за речьюучащихся. Многословен ученик или нет, говорит горячо или равнодушно, просто или напыщенно, какова излюбленная тематика, какие употребляет выражения - эти особенности речи иной раз очень ярко могут показать равнодушие, грубость, холодность или, наоборот, чуткость, мягкость, сердечность человека.

Дополнить характеристику может наблюдение за внешним обликом школьника. Например, костюм, жесты, мимика школьника иногда дают основания для того, чтобы предположить наличие у него таких черт характера, как скромность или тщеславие и т. д.

Очень многое для понимания индивидуально-психологических особенностей личности школьника раскрывают интервью, беседы с ним (равно как и с хорошо знающими его людьми — родителями, учителями, воспитателями, товарищами), которые помогают выявить отношения школьника к жизненным фактам, другим людям, собственным поступкам.

Одним из испытанных методов в психологии является эксперимент.

В возрастной психологии различают два основных вида эксперимента — естественный и лабораторный. При эксперименте исследователь не дожидается, пока интересующая его сторона психики проявится в какой-либо ситуации, а сам создает соответствующую ситуацию и строго учитываемые условия для ее проявления. Если это обычные, естественные условия жизни и деятельности школьника, то мы говорим о естественном эксперименте.

Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и в известном смысле искусственных условиях. Многие неправильно считают, что лабораторный эксперимент проводится всегда только в специально оборудованных помещениях с применением сложных технических приспособлений.

В психологии различают два подвида естественного эксперимента — констатирующий и преобразующий. В первом случае исследователь ставит целью констатировать фактическое состояние (наличие, отсутствие, различную степень выражения) того или иного психического проявления, той или иной черты личности или индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Преобразующий эксперимент (обучающий и воспитывающий) связан не с констатацией, а с формированием и изменением того или иного психического проявления, качества. Исследователь, например, изучает, в каких условиях обучения быстрее всего формируются умственные приемы или навыки самоконтроля в самостоятельной работе или какие воспитательные методы наиболее эффективны для формирования выдержки у учащихся холерического темперамента.

Лабораторный эксперимент широко использовался и используется в исследованиях психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и т. д.), а также умений и навыков. Предлагая учащимся разного возраста запомнить различный по содержанию материал (слова, картинки, числа, рассуждения и описания), конкретный и абстрактный материал, исследователи выявили многие возрастные и индивидуальные особенности запоминания и воспроизведения. Анализ решения учащимися специально подобранных задач выявлял возрастные и индивидуальные особенности в соотношении словесно-логических и наглядно-образных компонентов мышления.

Более ограниченное применение имеет пока лабораторный эксперимент при исследовании таких проявлений личности, как, например, ее направленность, характер. И это естественно: уж очень сложен и своеобразен объект исследования, да и известная искусственность лабораторной ситуации представляет немалые трудности. Например, исследуя проявления личности в лабораторных условиях, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для той же самой личности в естественно-жизненных обстоятельствах.

Беседа как метод научного исследования строится на следующих принципах:

а) исследователь должен стремиться не быть для школьника чужим, далеким человеком, вызывающим недоверие или настороженность. Между ними должна установиться атмосфера доверия, доброжелательности и искренности;

б) беседу необходимо проводить в обстановке максимальной естественности, живо и непринужденно, не придавая ей характера какого-то специального обследования или анкеты-опроса;

в) беседа требует умения, навыка и такта; к ней необходимо готовиться: ясно представить ее цель, разработать ее план, продумать примерные вопросы (одни вопросы должны незаметно для школьника контролироваться другими), определить форму беседы, учитывая конкретные условия и обстоятельства беседы, а также индивидуальные особенности школьника, привлеченного к беседе.

Широко применяется такой метод массового изучения школьников, как анкетирование. Здесь основная сложность состоит в правильном подборе вопросов, которые должны быть четкими, ясными, понятными, однозначными, не должны внушать тот или иной ответ. Ответы на один вопрос необходимо контролировать ответами на скрыто-аналогичные вопросы (при расхождении такие ответы не принимаются во внимание, так как не могут быть признаны достоверными).

Социометрическая методика помогает определить направленность коллектива, внутриколлективные взаимоотношения, положение малых групп в коллективе и отдельных его членов. Каждый член коллектива индивидуально, не называя себя, письменно отвечает на вопросы, например: «Назови по порядку трех человек в своем классе, с которыми ты хотел бы и не хотел бы: а) сидеть за одной партой, б) жить в лагере в одной палатке, в) выполнять общественные поручения» и т. д. Статистически обработанные ответы позволяют выявить наиболее популярных в классе учеников (по различным показателям), своего рода вожаков, и учеников наименее популярных, оказавшихся вне коллектива, определить наличие малых групп в коллективе и их взаимоотношения.

Широкое применение в психологии получил метод тестов, особенно при исследовании способностей учащихся.

Тест есть краткое стандартизованное испытание каких-либо психологических явлений, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, допускающее количественное выражение результатов и тем самым открывающее возможность их математической обработки. В этом определении указывается на пять признаков теста, каждый из которых должен быть оценен положительно. Краткость — несомненное достоинство метода тестов. Стандартизованность, т. е. определенная унификация методов анализа и оценки, приуроченность к определенным возрастным нормам, тоже достоинство.

Наконец, дополнительный материал может быть получен в результате анализа продуктов творческой деятельности учащихся, так как и здесь проявляются отношения школьника к действительности. Сюда относится изучение детских рисунков и чертежей, технических конструкций, сочинений, особенно на свободные темы («Моя мечта»; «Мой любимый герой»; «Как я работаю над воспитанием своего характера» и т. д.); изучение тетрадей школьников по различным предметам, а также личных дневников, если будет возможность их получить. Для познания личности школьника важно не только содержание продуктов его деятельности, но и форма (например, стиль письменной речи).

Обычно в психологии используется не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. Какой метод при этом является основным — всецело зависит от задачи и объекта исследования.

Эти методы могут использоваться в двух стратегиях исследования: методе поперечных срезов и методе продольных срезов (лонгитюде). Принято считать, что исторически раньше возник метод поперечных срезов. Данная стратегия позволяет исследовать особенности различных возрастных групп. Позитивные характеристики данной стратегии:

· позволяет собрать большое количество данных о специфике развития на определенном возрастном этапе за сравнительно небольшой отрезок времени, т.е. экономична в смысле времени.

Ограничения метода поперечных срезов:

· почти ничего нельзя сказать о самом процессе развития, его природе, движущих силах и механизмах;

· позволяет собрать статистически усредненный материал, утрачивается представление об индивидуальных вариантах развития.

Эти ограничения побудили исследователей обратиться к другой стратегии - методу продольных срезов (часто используют в качестве близнецового метода). Лонгитюд предполагает исследование одной и той же группы испытуемых на протяжении длительного времени. Например, Ладыгина – Котс в течение нескольких лет наблюдала за развитием своего сына и детеныша шимпанзе, провела сравнительные исследования; Штерн В., основываясь на данных многолетнего наблюдения за своими дочерьми, написал два тома о развитии детской речи.

Лонгитюдинальная стратегия имеет ряд достоинств:

· позволяет увидеть индивидуальность развития;

· дает осмысление того, что отдельные периоды онтогенеза не могут быть поняты в отрыве друг от друга;

· дает представление о диапазоне возрастной изменчивости фаз жизненного цикла;

· наиболее эффективна для научного прогноза хода развития.

Ограничения метода продольных срезов:

· неэкономичность, трудоемкость, сложность соблюдения регулярности и периодичности исследований;

· данные нельзя распространять на всех людей данной возрастной группы;

· испытуемые адаптируются к условиям исследования и могут показывать иные результаты, чем те люди, которые не участвуют в исследовании.

Обычно прибегают к совокупности стратегий. Д.Б.Эльконин указывал, что наиболее рациональна такая организация исследования, когда путем возрастных срезов определяется общая тенденция развития, а затем в некоторых пунктах развития, которые являются поворотными, т.е. несут в себе самые значительные изменения, прибегнуть к лонгитюду.

В настоящее время интенсивно разрабатывается стратегия исследования, введение которой в психологию развития осуществил Л.С.Выготский: стратегия формирования психических процессов, активного вмешательства, построения процесса с заданными свойствами.

Основная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. 450 с.

2. Возрастная психология / под ред. Л.Ф. Обуховой. М., 1996. 360 с.

3. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005. 240 с.

4. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. 255 с.

5. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998. 272 с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2003. 456 с

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996. 360 с.

 

Дополнительная литература:

1.Абрамова. Г. С. Возрастная психология. М., 1999. 520 с.

2.Ярошевский М.Я. История психологии М.,1995. 450 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.