Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История архитектуры и строительной техники

 

1 Общие сведения об архитектуре и градостроительстве

 

 

Литература

 

  1. История архитектуры и строительной техники: учебник / Т.Р. Забалуева. – М.: Эксмо, 2007. – 736 с.
  2. Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, В.В. Бондарь. История архитектуры градостроительства и дизайна. Курс лекций. – М. Издательство АСВ, 2004, - 448 с.
  3. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 512 с.
  4. Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т. / ЦНИИ теории и истории архитектуры, Моск. Инж. строит. ин-т им. В.В. Куйбышева. – М.: Стройиздат, 1984. – Т.1. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 3-е изд., доп. 1984. – 334 с.
  5. История архитектуры и строительства. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов специиальностей высшего профессионального образования 270102 – Промышленное и гражданское строительство и 270105 – Городское строительство и хозяйство. / А.С. Даниелян – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2005 – 33 с.

 

1 Общие сведения об архитектуре и градостроительстве

 

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значить, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы его развития.

Архитектура – весьма сложное и многостороннее явление.

Само слово архитектура родилось примерно две с половиной тысячи лет тому назад в Греции. В древнегреческом языке существовали два слова: "архи" – "старший", и "тект" – "строить". Из этих двух слов возникло третье: "архитектон" - начальник строительных работ. Древние римляне переделали его в "архитектор", а разные здания, возведенные по планам архитектора и под его наблюдением, стали называть архитектурой. В России это слово появилось только при Петре I, порядка трехсот лет назад. А до этого на церковнославянском говорили "зодчий", а в обиходе – "палатный мастер", "каменный или плотничий староста".

Архитектура это, прежде всего материальная среда в виде разного рода зданий, сооружений и их комплексов, предназначенных для удовлетворения практических потребностей человека. Вместе с тем архитектура является особым искусством, которое способно выражать большие общественные идеи и доставлять людям эстетическое наслаждение. Отсюда можно попытаться дать определение этому явлению – архитектура, это искусство строить здания и сооружения, а также их комплексы, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современным техническим возможностям и эстетическим воззрениям общества.

На каждом этапе развития человеческого общества архитектура развивалась в зависимости от материальных, социальных и климатических условий, а также в прямой связи с национальными особенностями быта и художественными традициями, высоко ценимыми всеми народами.

Следует отметить, что в понятие архитектуры входит не только отдельные, изолированные друг от друга здания, но и архитектурные ансамбли. Под ансамблями следует понимать совокупность зданий, объединенных художественно, гармонирующих друг с другом. Например, московский Кремль или дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Более того, в понятие архитектуры включается целый город. Город любой эпохи рассматривается как архитектурно-пространственное целое, как итог творческого процесса одного или многих поколений зодчих. Есть еще одна разновидность архитектурного творчества – садово-парковое искусство. Парк составляет собой архитектурный ансамбль, но своеобразный, такой, в котором отдельные элементы представляют собой не здания, построенные из кирпича или камня, а группы деревьев и кустарников, аллеи, площадки, мосты, скульптуры. Все это задумывается и размещается архитектором в определенной художественной последовательности.

С древних времен к архитектуре предъявляются функциональные, технические и архитектурно-художественные требования. Так еще более двух тысяч лет тому назад древнеримский теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион1 отмечал, что архитектурные сооружения должны обладать тремя качествами: пользой, прочностью и красотой.

Действительно, совершенно очевидно – здания должны быть полезны. Сооружения самых различных эпох имели определенное назначение, определенные, говоря сегодняшним языком, функции. Для удовлетворения этих функций они создавались. Ненужных зданий никогда не строили, уже хотя бы потому, что строительство каждого из них связано с большими материальными затратами.

Здания должны быть прочны. В подавляющем большинстве они создаются на длительное время. Поэтому первоочередной задачей строителя является обеспечение устойчивости, незыблемости сооружения посредством использования прочных материалов и выполняемых из них конструкций.

Здания должны быть красивыми и по объему и по интерьеру, поскольку могут оказывать глубокое эмоциональное воздействие на человека.

Польза, прочность, красота не могут существовать в архитектуре отдельно. Чем теснее связаны между собой планировочные решения, конструкции и художественные формы сооружения, тем выше и значительнее его архитектурное качество.

Другой архитектор теоретик итальянец Андреа Палладио2, но уже в XVI в. писал "В каждой постройке должны быть соединены три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота, ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но не удобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести".

Из этих слов великих архитекторов своего времени становится ясно, что польза, прочность, красота не мыслятся в архитектуре порознь. И чем теснее связаны они между собой, тем выше и значительнее архитектурное качество сооружения.

Однако в архитектуре определяющим требованием во всех случаях должно быть полноценное функциональное решение, т.е. соответствие помещений здания протекающим в них функциональным процессам. При этом конструкции и весь тектонический3 строй здания требуется выби-

1 Витрувий Марк Поллион или Луций (2-я пол. I в. до н.э.), римский архитектор. Автор трактата "Десять книг об архитектуре". Служил в армии Помпея и Цезаря в качестве командира саперных войск. Витрувий был не только инженером и зодчим, но и изобретателем, чертежником, автором технических иллюстраций. К числу построенных им сооружений принадлежит базилика (храм Фортуны) в современном г. Фано, водопровод в Риме, мосты через Рейн в Галии.

2 Андреа Палладио (1508 – 1580, настоящая фамилия ди Пьетро) – итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца, загородной виллы, церковного здания. Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой, автор трактата "Четыре книги об архитектуре" (1570).

3 Тектоника – от греч. относящийся к строительству. Архитектоника – от греч. строительное искусство.

рать с учетом функциональных и архитектурно-художественных требований.

Под тектоникой (архитектоникой) в архитектуре понимают художественное выражение закономерностей строения, работы конструкций и материалов здания, соотношение нагрузки и опоры, а также ритмические членения, пропорции, масштабность, контрастное или нюансное сочетание объемов и их элементов, использование цвета и т.п.

Художественные достоинства сооружения состоят не только в его украшении лепкой, орнаментом, скульптурой, колоннами, карнизами, но, прежде всего в выразительности всей композиции4, т.е. общей, взаимоувязанной группировки наружных, внутренних объемов здания и окружающей среды. Основу здания составляют так называемые общие формы (объемы). Именно они и являются главным художественным средством в руках архитектора. Изменением пропорций зданий и их частей можно добиться подчас различного результата. Украшения, декоративные детали зданий, которые называют в отличие от общих форм – частными, также имеют очень большое значение в архитектуре, но все же они не главное, а вспомогательное средство в палитре здания. Декоративная обработка должна обязательно вытекать из всей композиции здания и быть тесно связана с его конструкцией. Это – золотое правило архитектуры.

В каждую эпоху существовали определенные виды построек, которые отвечали потребностям общества того времени. Наступала другая эпоха, и старые типы сооружений заменялись новыми, иногда совершенно иными, имевшими другие планы и составы помещений.

То же касается и технической стороны строительства. В каждой из стран в то или иное время, в зависимости от географических условий и уровня производительных сил, использовались свои особые строительные материалы и конструкции. Конструктивная сторона архитектуры – важнейший и органический фактор при определении композиции здания. Конструкции сами по себе способны порождать значительный эстетический эффект, таким образом, они входят в эстетическую характеристику здания. История архитектуры свидетельствует о постоянном изменении строительных материалов и создаваемых из них конструкций. Эти изменения обуславливались развитием производительных сил и теми новыми задачами, которые выдвигала жизнь. Изменения эти происходили не только от эпохи к эпохе, но и в более ограниченных пределах времени.

Изменялись также исторические понятия о красоте, о художественной гармонии. Развивались и изменялись эстетические критерии в области архитектуры. То, что казалось выразительным и красивым в строительстве древних греков и римлян, совершенно не было понято зодчими средних веков; строители эпохи Возрождения, в свою очередь, отвергали готику5 – архитектурный стиль предшествующего времени – по отношению к искусству был впервые применен в XVI и XVII столетиях в уничижительном смысле: так определяли искусство, в широком смысле доренес-

4 Композиция – от. лат. составление, связывание.

5 Термин – готика итал. готский от названия германских племен готов.

санское и неитальянское. По сути, он означал "варварский". Во времена возрождения готики в XVIII веке термин потерял оскорбительный оттенок и стал применяться в отношении средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса.

Поэтому в каждую эпоху присутствует различие в назначении и форме зданий и сооружений, применяемых строительных материалов и конструкций, понятие о красоте и художественной гармонии. Отсюда возникает еще одно понятие в архитектуре – стиль. В его понимание входят все основные элементы архитектуры – планировка, конструкции и художественные формы – общие и частные, т.е. типичная для данной эпохи планировка зданий, характерные для нее материалы и конструкции, и естественно, типичные средства художественного порядка, все это и определяет архитектурный стиль, его черты и признаки. Более емко, можно дать следующее определение понятию стиль. Стиль – это совокупность основных черт и признаков архитектуры данного времени и данного народа, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон.

Архитектурный стиль складывается в определенную историческую эпоху, вместе с ней живет, развивается и вместе с ней же отмирает или переходит в иной стиль, во многом от него отличающийся и складывающийся еще в его пределах. Отсюда необходимо сделать вывод: угасший, отошедший в прошлое стиль не может быть возрожден вновь, как не может быть оживлена и создавшая его эпоха.

Но, несмотря на то, что архитектура минувших эпох не может быть возрождена, ее, тем не менее, надо изучать. Творческая переработка лучших приемов классического зодчества, не утративших своего значения и сегодня, дает много полезного архитекторам современности. Изучая архитектуру прошлого, нельзя ограничиться знакомством лишь с внешними элементами тех или иных стилей. Для глубокого понимания архитектуры той или иной эпохи следует внимательно анализировать планы зданий, их объемную структуру, использованные в них конструкции и, разумеется, общий тектонический и пластический строй их фасадов и интерьеров.

Архитектура – одновременно и техника и искусство. Проектирование и возведение зданий ведется на основе инженерно-технических знаний. Вместе с тем она является искусством, так как архитектор, проектируя будущее здание, мыслит художественными, эмоциональными образами.

Еще раз вернемся к трактату Витрувия об архитектуре. К сожалению, сами папирусные свитки, на которых он был написан, не сохранились до наших дней, однако сам труд дошел до нас благодаря монахам средневековья, которые его переписывали. Трактат Витрувия был очень ценен, ибо в течение долгого времени это была единственная книга, из которой можно почерпнуть тайны зодческого мастерства. Во втором томе этого труда написано одно гениальное определение. На первый взгляд оно может показаться ни чем не примечательно, и многие, наверное, механически прочли бы его. Однако исследователи истории техники считают, что именно это определение стало одной из отправных точек развития строительства. Эта замечательная фраза гласит: конструкции здания делятся на две группы – вертикальные и горизонтальные элементы.

Действительно каждое здание состоит из совокупности взаимосвязанных элементов выполняющих в нем различные функции: фундаментов, стен, каркаса, перекрытий, перегородок и крыш.

Фундаменты – подземные несущие конструкции, устанавливаемые под вертикальными несущими конструкциями здания (стенами или стойками каркаса), которые передают силовые воздействия от здания на грунт.

Стены – разделяются на наружные и внутренние по их расположению в плане и на несущие, самонесущие и ненесущие по статической функции.

Каракас состоит из вертикальных (колонны) и горизонтальных (балки или ригели) стержневых элементов, концентрированно воспринимающих внешние нагрузки и воздействия и сосредоточенно передающих их основанию через фундаменты колонн.

Перекрытия – горизонтальные несущие и ограждающие конструкции, воспринимающие вертикальные и горизонтальные силовые воздействия и передающие их на несущие стены или каркас.

Перегородки делят внутреннее пространство здания на отдельные помещения, не имеют фундаментов и устанавливаются непосредственно на перекрытия.

Крыша – наружная несущая и ограждающая конструкция, которая воспринимает вертикальные и горизонтальные нагрузки и воздействия. В качестве ограждающей конструкции крыша имеет основную функцию – гидроизоляцию внутреннего пространства от атмосферных осадков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системы маркетинговой информации и маркетинговых исследований | Основы цифрового звука
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.