КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Под СПД понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты
Вопросы Тема 1.Социально-педагогическая работа в контексте современной науки 1. Теория и методика социально-педагогической работы как учебная дисциплина 2. Основные теоретические подходы к изучению социально-педагогических явлений 3. Сущность и содержание социально-педагогической работы 4. Понятийное пространство социально-педагогической работы (самостоятельно).
1. Учебная дисциплина «Теория и методика социально-педагогической работы» является частью комплексной профессиональной подготовки специалистов по социальной педагогике и социальной работе. Данный курс рассматривает теоретико-методологические вопросы социально-педагогической деятельности и социальной работы в условиях разных образовательных сред развития личности. Цели курса – вооружить студентов знаниями теории социально-педагогической работы в стране и за рубежом, ее философских, социально-правовых, социально-медицинских и других аспектов; помочь в приобретении навыков и умений, необходимых в повседневной практической деятельности в области социальной помощи различным категориям нуждающихся; сформировать целостное и ценностное отношение к решению насущных социальных проблем в Беларуси. Задачи курса: – дать системное и целостное представление о сущности теории и методики социально-педагогической работы, ее функциях и категориях, философско-антропологических основах и нравственно-гуманистических истоках; – сформировать целостное и ценностное отношение к теории и практике социально-педагогической работы как к системе обобщенного социального знания, изучения и преобразования конкретных социальных проблем и социальных ситуаций развития личности; – раскрыть актуальную проблематику различных отечественных и зарубежных моделей теории и практики социально-педагогической работы; – помочь в научном осмыслении состояния и перспектив формирования теории и практики социально-педагогической работы в Республике Беларусь на современном этапе с учетом белорусской ментальности, отечественного и зарубежного опыта.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать: – содержание основных разделов курса «Теории и методики социально-педагогической работы» как науки и учебной дисциплины; – теоретико-методологические основы, концептуальные подходы, мировоззренческий потенциал, проблемы и тенденции развития социальной работы и социальной педагогики; – сущность и содержание основных этапов развития теории и методики социально-педагогической работы в стране и за рубежом; – категориальный аппарат теории и методики социально-педагогической работы; – цели и задачи современного образования в области теории и методики социально-педагогической работы; – принципы, методы, формы и средства учебной и научно-исследовательской деятельности в сфере теории и методики социально-педагогической работы; – важнейшие проблемы и тенденции развития теории и методики социально-педагогической работы в Республике Беларусь на современном этапе во взаимосвязи с мировым и отечественным опытом; уметь: – использовать методы научно-методологического анализа социальных процессов, явлений, понятий, теорий в социокультурной картине мира с позиций теории и методики социально-педагогической работы; – владеть методами социального моделирования в теории и методике социально-педагогической работы применительно к современной действительности; – творчески применять полученные знания на практике, работая в открытом социуме с различными категориями воспитанников, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Программа курса включает следующие разделы: 1. Теоретические основы социально-педагогической работы. 2. Общие технологии социально-педагогической работы. 3. Содержание и методика социально-педагогической работы в школе. Курс «Теория и методика социально-педагогической работы» предполагает промежуточную форму контроля в виде зачета и курсовой работы, а итоговую форму контроля – в виде экзамена. Объем данного курса составляет 206 часов аудиторных занятий. Из них 98 часов лекционных занятий и 108 часов семинарских и практических занятий.
2. СПР, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специального исследования. Теоретическое обоснование социальной педагогики и СПР в настоящее время идет в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной педагогики как отрасли научного знания и роль СПР в контексте развития таких научных дисциплин как педагогика, социология, социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной педагогики и СПР и их специфического объекта исследования, и, в-третьих, выявляются их взаимодействие с другими науками о человеке и обществе. Исторический анализ зарубежного и отечественного опыта становления СПР как области научного знания подтверждает, что первые ступени ее теоретического обоснования связаны с развитием благотворительной деятельности. Активная, творческая природа человеческого существования по-разному интерпретируется и учитывается в различных моделях теории социальной педагогики и практической организации СПР. Остановимся на основных подходах к изучению социально-педагогических явлений. В настоящее время вполне определенно обозначились 3 доминирующих по влиянию на теорию СПР научные дисциплины – социология, психология и педагогика. Соответственно, это определяет различные теоретические подходы к СПР: 1. психолого-ориентированный подход, 2. социолого-ориентированный подход и 3. комплексные теории. Так, в основе 1. психолого-ориентированного подхода находится познание закономерностей психологического развития и статуса человека в обществе. Одной из разновидностей этого подхода является проблемно-ориентированная модель помощи (кризис-интервентная), где изучение человека, его сознания и поведение, а также помощь в сложной жизненной ситуации основывается на признании огромной роли прошлого опыта индивида, который глубоко уходит корнями в детство и юность, а воздействие и роль его обычно не вполне осознаются (психоаналитическая теория З.Фрейда). Целостность человека в этой связи видится в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого с настоящим, решением текущих проблем. Изучение воздействия прошлого опыта на человека на его современное состояние, на противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяет добиваться известных успехов в СПР. В данном контексте можно говорить о том, что предлагаемая модель СП помощи задает некоторую стратегию действий человека как субъекта социально-педагогической деятельности. От этого зависит выбор технологий помощи клиенту, характер общения с ним, методов экспертизы его состояния и социального положения. Еще одной весьма распространенной традицией в развитии психолого-ориентированного подхода является бихевиористическая модель. Основной идеей, определяющей суть данной разновидности теоретического видения СПР, является утверждение о том, что поведение человека определяется воздействием на него окружающей среды, которая контролирует его и организуется путем воздействия различного рода стимулов. Эту модель еще называют «психологией поведения». С бихевиористической точки зрения СПР характеризуется как «социальное обучение». В основе социального обучения лежит процесс подражания, копирования культурных стандартов образа жизни, культуры поведения. Иначе говоря, человек по наблюдаемым образцам поведения моделирует и окружающий мир, и собственные действия. В последнее время в западной теоретической традиции как относительно самостоятельная ветвь сформировалась гуманистическая модель СПР, которую нередко называют экзистенциально-гуманистической. Основные положения гуманистической модели СПР исходят из понимания человека как целостной личности, находящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением. Человек является высшей ценностью. Он способен индивидуально воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать свои жизненные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Гуманистическая модель СПР исходит из необходимости того, что человек доложен самостоятельно думать, действовать, принимать решения и отвечать за них. Только на ее основе могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная индивидуальная и социальная субъективность. При этом огромная роль отводится представлениям человека о самом себе «Я-концепции», центральным звеном, которой является понятие «самоценность». 2. Социолого-ориентированный подход к СПР сводится к познанию закономерностей социального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов. Определенное влияние на данный подход оказывает социологический функционализм, структурно-функциональный анализ и системное социологическое знание. В этой связи СПР рассматривается, во-первых, как часть более широкой социальной системы. Во-вторых, сама СПР представляется как система деятельности ряда учреждений, совокупность социальных действий, идей, общественных связей и отношений. В-третьих, деятельность социального педагога также представляется в виде совокупности функций, взаимосвязанных ролей, как система, имеющая свою внутреннюю структуру. В-четвертых, человек, нуждающийся в СПР, также рассматривается как психобиосоциальная система и имеет свою сложную структуру и определенные функции. 3. Комплексно-ориентированный подход ориентируется на целостное видение социальных проблем человека. При этом широкое развитие получает ролевая теория, основателем которой считается Якоб Леви Морено. В ее развитии важную роль сыграли социология, психология и педагогика. Представление о личностных ролях, используемое в ролевой модели СПР, предполагает, что люди строят сое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимым индивидуально-личностным сознанием. Таким образом, социальная роль – это поведение, которое ожидается от человека другими людьми при выполнении им социальных функций. Действуя согласно этим ожиданиям, человек исполняет свою социальную роль «любящая мать», «строгий отец», «преданный сын». И здесь может возникнуть расхождения между ожиданиями и реальным поведением, что может привести к конфликтам. Таким образом, при организации СПР эффективным является комплексное использование теоретических подходов и моделей, включающих методологические основы психологии, социологии, правоведения, экономики и других наук, особенно тех, которые носят интегративно-комплексный характер.
3. Цель деятельности социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека (социальная, психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве. Социально-педагогическая деятельность, одно из основных понятий теории и практики социальной педагогики; особый вид общественной и педагогической деятельности, которая осуществляется в условиях реальной среды (социума) предполагает работу, как с личностью, так и со средой. Цель социально-педагогической деятельности – социальное воспитание, социальное обучение и образование личности, а также преобразование и оздоровление окружающей среды, формирование в ней воспитывающих отношений. Социально-педагогическая деятельность направлена на содействие личности в ее социализации, освоении социокультурного опыта, практики социального функционирования. Посредством СПД общество влияет на среду, социальные отношения между отдельными общностями, группами, личностями. СПД содействует разрешению острейших социальных проблем человека в системе адаптации к новым жизненным реалиям, удовлетворения жизненно важных потребностей, защиты прав и интересов человека. Она распространяется на все возрастные группы населения на протяжении всего жизненного пути человека, оказывая целенаправленную педагогически ориентированную помощь в развитии, воспитании, адаптации, коррекции, реабилитации, предотвращении проблем, которые могут возникнуть у человека. Отличительной особенностью СПД является ее направленность на решение проблем человека, имеющего различного рода девиации, нуждающегося в особой социально-педагогической помощи и поддержке в результате определенной жизненной проблемы (сиротство, инвалидность, материальное неблагополучие, безработица, миграция, алкоголизм, безработица, миграция, алкоголизм, наркомания и др.), находящегося в экстремальной ситуации (техногенная катастрофа, потеря близких людей, внезапная инвалидность). Сегодня СПД все активнее внедряется в сферу медицинских, геронтологических, пенитенциарных учреждений, содействуя разрешению проблем адаптационного, реабилитационного, обучающегося и воспитывающего характера. Она осуществляется, как правило, через анализ и познание сути человеческой проблемы, взаимодействие и сотрудничество с индивидом, группой на уровне субъективности. При этом характерным для СПД является разрешение человеческой проблемы, прежде всего через поиск механизмов влияния и воздействия на среду обитания человека, активизации собственного потенциала, внутренних резервов человека на преодоление личной проблемы. Для определения сущности и особенностей любого вида деятельности необходимо выявить его концептуальные и процессуальные составляющие, прежде всего его объект и субъект. Согласно В.А. Сластенину, объектом СПД, с одной стороны, выступает растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог, и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Так как СПД явление развивающееся, находящееся в процессе научных поисков, то возможно и иное толкование, также не снимающее двойственности объекта СПД. В широком смысле к объекту СПД относят связи, взаимодействия, способы и средства регуляции процессов социализации, социального воспитания, поведение социальных групп и личностей в обществе. В узком смысле – ситуации риска, проблемы нарушения тех, кто нуждается в помощи (социально незащищенные, маргинальные, имеющие различного рода отклонения в поведении люди, группы риска). В основе этих подходов к определению сущности объекта СПД лежит дискуссия, истоки которой кроются в педагогической традиции конца XIX – начала XX веков. 1. С точки зрения И.Г. Песталоцци, П. Наторпа и др. Объектом социальной педагогики и СПД выступает социальное воспитание подрастающего поколения. Задача социальных педагогов - интеграция воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа, создания социально-педагогического и социально-психологического «поля» для полноценного становления каждого человека на всем протяжении его жизненного пути. 2. Развивая педагогические идеи Р.Оуэна, Г. Ноль, Г. Боймер и другие, социально-педагогическую деятельность можно определить как социальную помощь обездоленным детям, опеку и профилактику правонарушений несовершеннолетних, внешкольную работу по месту жительства, воспитательную работу в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, прежде всего с детьми делинквентного поведения. Современная социально-педагогическая теория и практика продолжают развиваться по этим направлениям. Сторонники первого подхода преобладают среди теоретиков социальной педагогики, тогда как среди практических работников большей популярностью пользуется второй, адаптивный подход. Столь же многомерен и субъект СПД. Субъект – человек, познающий внешний мир (объект), воздействующий на него и взаимодействующий с ним в процессе своей практической деятельности. К субъектам СПД можно отнести: социальных педагогов, родителей, педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов. В тоже время к субъектам СПД относят: органы государственной власти, общественные и благотворительные организации, социально-педагогические центры системы защиты населения, учреждения и организации здравоохранения, культуры, спорта, внутренних дел и др. В этой связи можно выделить 3 уровня специалистов, учреждений и организаций, которые выступают в роли субъектов СПД: прямые (ведущие), сопутствующие и косвенные (опосредованные). Очевидно, что ведущим субъектом СПД является – социальный педагог. Однако социальное воспитание и СПР эффективны лишь в случае активной позиции тех, на кого они направлены, - самой личности, ее семьи, группы общения. Таким образом, очевидно, сто сложность современной СПР определяется, с одной стороны, неоднозначностью ее объекта и субъекта, а с другой – отсутствием единых методологических и теоретических позиций, определяющих процессуальную сторону данного вида деятельности. СПР носит процессуальный характер. Несмотря на различные точки зрения, относительно процессуального содержания структурных компонентов СПР, в самом общем виде СПР представляет собой последовательность целенаправленных действий по достижению определенной социально-педагогической цели и имеет определенную структуру. Основными компонентами СПР являются: 1. Определение цели и задач социально-педагогического характера; 2. Формирование плана действий участников процесса по достижению цели и задач деятельности; 3. Определение содержания и направлений работы; 4. Диагностика, включающая изучение личности и среды, выявление социально-педагогической проблемы; 5. Прогнозирование, моделирование и конструирование СПР; 6. Отбор конкретных технологий, методов и способов деятельности; 7. Организация и осуществление практической деятельности по реализации избранных технологий помощи; 8. Анализ результатов СПР. СПД предполагает комплексную и интегративную помощь, поскольку решение проблем человека сопряжено с объединением усилий специалистов различного профиля (социальный педагог, психолог, социальный работник, психотерапевт, юрист и др.), а также различных социальных институтов (семья, школа, семейно-соседская община, общество сверстников, учреждения культуры, досуга, спорта и туризма и т. д.). СП проблема может получить свое разрешение, если помощь будет адресной, личностно-ориентированной и строиться на основе принципа самоактивности. Основным критерием результативности СПР являются позитивные изменения в воспитательной среде человека, в самом человеке, в его взаимоотношениях с окружающей средой, другими людьми в системе поведения, действий и поступков.
Специфика социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической (М.А. Галагузова)
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |