Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-процессуальное право как отрасль российского права

Дополнительная

Основная

Литература

 

1. Миронов А.Н. Административно-процессуальное право: Учебное пособие. – Форум, 2010.

2. Административная ответственность за нарушения общественного порядка: законодательство и практика его применения органами внутренних дел. Учебное пособие. М. 2007.

3. Административные правонарушения: понятие, состав, квалификация. Учебное пособие. М. 2006.

4. Кисин Б.Р. Селиванов В.В. Квалификация административных правонарушений, подведомственных органам внутренних дел /милиции/. Учебное пособие. М. 2006.

5. Ответственность граждан и должностных лиц за административные правонарушения. Учебное пособие. М. 2005.

1. Султанов Э.М. Образцы процессуальных документов по делам об административных правонарушениях: Учебное пособие / Э.М. Султанов, М.В. Султанова. – Ставрополь: СФ КрУ МВД РФ, 2008.

2. Производство по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами внутренних дел. Учебное пособие. М. 2005.

3. Административная юрисдикция. Курс лекций. - М. 2004.


Для того чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление, определить критерии выделения его в самостоятельную отрасль, следует исследовать его вглубь. Вертикальное строение права предполагает наличие в нем следующих элементов: отрасль, подотрасль, институт, субинститут, нормы.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (на­пример, имущественные отношения регулируются отраслью граж­данского права, управленческие — отраслью административного права, отношения, связанные с совершением преступлений — от­раслью уголовного права и т.п.).

Существование единого предмета правового регулирования и обусловленного им единого метода правового регулирования, есте­ственно, требует иного подхода и к проблеме определения основа­ний деления российского права на отрасли, поскольку традицион­ная схема, основанная на признании наличия у каждой отрасли своего предмета и метода, не дает ясного ответа на вопрос об осо­бенностях метода отраслевого.

Единый предмет правового регулирования как социальная сис­тема складывается из элементов, представляющих собой предметы отраслевого регулирования. Их существование есть объективная реальность, порожденная потребностями социально-правовой сре­ды, в которой складываются группы общественных отношений, ну­ждающиеся в регулировании соответствующей группой норм, вхо­дящих в систему российского права.

Поэтому существование предмета регулирования каждой отрасли российского права не вызывает ни малейших сомнений с той, одна­ко, оговоркой, что каждый предмет отраслевого регулирования — это органическая часть более высокой системы, а именно единого пред­мета правового регулирования для всей системы российского права.

Следовательно, предмет регулирования, т.е. наличие соответст­вующей, отличающейся от иных группы общественных отношении, сложившихся в социально-правовой среде, является первым признаком выделения отрасли российского права.

Для того чтобы соответствующая группа общественных отноше­ний была признана предметом регулирования отрасли права и вы­ступила в роли своего рода «потребителя» правового регулирования, она должна отвечать ряду требований.

Во-первых, эта группа отношений должна обособленно сформи­роваться в процессе эволюционного развития. При этом она долж­на обладать своеобразной качественной характеристикой. Если та­кая характеристика не просматривается, то в данном случае речь может идти о группе норм, которая выступает как предмет правово­го института, формирующегося в «недрах» какой-либо отрасли, уже реально существующей в системе российского права. Поэтому воз­никает потребность в выработке правил, специально предназначен­ных для регулирования именно этой специфической группы обще­ственных связей и явлений социально-правовой среды.

Во-вторых, формирование интересующей нас группы отноше­ний претерпевает процесс соответствующего структурного развития. В ходе структурного формирования, данные отношения приобрета­ют новые свойства, приводящие к определенной дифференциации и одновременному объединению новых видов отношений, относя­щихся к данной видовой группе.

В конечном счете, рассматриваемая группа общественных от­ношений приобретает отчетливые черты социальной системы, имеющей свои элементы, которые взаимодействуют между собой и тем самым придают системе необходимое ей свойство целостности. В этом, как известно, проявляется действие принципа относитель­ности систем.

Отсюда мы выходим на второй признак выделения отрасли рос­сийского права — наличие у данной группы правовых норм соответст­вующей степени системной организации, т.е. определенной внутренней структуры, элементами которой являются институты.

Таким образом, мы имеем два признака отрасли российского права. И тем не менее картина остается неполной. Наглядно это можно показать на примере процессуальных норм российского права, группы которых заметно различаются по масштабам регули­рования и, следовательно, по их социальной роли.

Для того чтобы выступать в качестве отрасли, данная группа процессуальных норм, имеющая свой предмет, а также соответст­вующую структурную организацию, должна еще обладать реальной способностью взаимодействовать с другими отраслями российского права, как подсистемами одного и того же уровня, что составляет третий признак выделения отрасли российского права.

Административно-процессуальное право есть отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, которые возникают в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственно­го управления органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также иными компетентными субъектами.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Протокол № 1. по теме № 2: «Предмет и система курса «Административно-процессуальное право» для курсантов 2 курса обучающихся по специальности 030901 - Правовое обеспечение | Предмет административно-процессуального права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.