КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет административно-процессуального права
В основе анализа административно-процессуального права как отрасли российского права ведущее место принадлежит характеристике предмета данной группы правовых норм. Проблема предмета административно-процессуального права, а также вариант ее решения были предложены В. Д. Сорокиным в докторской диссертации «Вопросы теории административно-процессуального права», защищенной в 1968 г. На взгляд ученого, формирование научных представлений о предмете процессуальной отрасли российского права в отличие от предмета материальной отрасли происходит под воздействием различных обстоятельств. На предмет процессуальной отрасли права существенное влияние оказывает характер предмета той материальной отрасли, с которой она наиболее тесно связана и, образно говоря, носит ее имя. Подобная обусловленность определяется прежде всего назначением любой процессуальной отрасли — обеспечить реализацию правовых норм материальных отраслей, и главным образом своей одноименной материальной отрасли. Так, вряд ли нуждается в доказательствах тот факт, что, например, гражданское процессуальное право «обслуживает» гражданское материальное право и ряд примыкающих к нему иных материальных отраслей. Административно-процессуальное право имеет своей задачей реализацию материального административного права и ряда иных материальных отраслей. Аналогичным образом проявляется связь между материальным и процессуальным уголовным правом. Однако при всей зависимости процессуальных отраслей от соответствующих материальных, первые не могут рассматриваться как производные от вторых. Каждая процессуальная отрасль сохраняет свое самостоятельное положение, хотя ее предмет и формируется под влиянием особенностей группы общественных отношений, которая составляет Предмет правового регулирования одноименной материальной отрасли. Предмет процессуальной отрасли права выглядит более сложным в структурном отношении, нежели предмет материальной отрасли, поскольку включает в себя следующие элементы: • фактическое общественное отношение, ставшее предметом регулирования материальной отрасли; • материальное правовое отношение, опосредующее данное общественное отношение и являющееся, следовательно, его своеобразной второй стадией. В сферу действия того или иного процессуального права «попадает» соответствующее материальное правовое отношение, поскольку фактическое отношение, приобретая форму правового отношения с целью достижения правового результата, может это сделать только с помощью соответствующих процессуальных норм, регулирующих процедуру достижения требуемого или желаемого юридического результата. В этой связи то, что в процессуальной отрасли права называется «индивидуальными юридическими делами», на самом деле и есть не что иное, как материальные правовые отношения, причем не только административных, но и иных отраслей материального права. Главное а том, что фактическое общественное отношение — «индивидуальное юридическое дело» — необходимо приобретает форму материального правового отношения. Это для фактического отношения второй неизбежный этап его развития. Таким образом, предмет административно-процессуального права складывается из трех видов отношений. Если называть эти отношения в логической последовательности, то они выглядят так: фактическое (простое) общественное отношение — материальное правовое отношение — процессуальное отношение. При этом последний элемент указанной схемы — административно-процессуальное отношение — не перестает одновременно быть и материальным административно-правовым отношением. Например, гражданин обратился с жалобой в орган исполнительной власти. Спрашивается, какое отношение между этими субъектами возникает? Ответ может быть только один: возникает материальное административно-правовое отношение. Далее вступают в действие регуляторы, обеспечивающие установленный законом порядок рассмотрения данного «индивидуального юридического дела», — это административно-процессуальные нормы. При этом материальное административно-правовое отношение остается до полного разрешения индивидуального юридического дела. Когда же происходит принятие решения по жалобе гражданина, прекращаются и материальные и процессуальные административные отношения. Продолжая характеристику предмета административно-процессуального права, следует отметить, что на этот предмет оказывает влияние и наличие соответствующего вида процесса — административного. Как уже отмечалось, процессуальное право регулирует не только отношения, складывающиеся в ходе осуществления того или иного вида процесса, но и различные стороны самой этой процессуальной деятельности путем установления определенных правил ее отправления. Нормативное регулирование процессуальной деятельности определенных органов государственной власти составляет немалую по объему задачу соответствующей процессуальной отрасли российского права. В наиболее сложном виде эта задача стоит перед административно-процессуальным правом, от которого требуется регулирование широкой и многообразной процессуальной деятельности многочисленных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На предмете процессуальной отрасли российского права отражается то обстоятельство, что помимо «обслуживания» своих, одноименных, отраслей они участвуют в реализации определенных групп правовых норм и иных материальных отраслей российского права. Для того чтобы очертить круг отношений, составляющих предмет административно-процессуального права, прежде всего необходимо обратиться к характеристике предмета материального административного права. Поскольку отношения, регулируемые материальным административным правом, входят основной частью в предмет административно-процессуального права, постольку характеристика предмета материального административного права будет приемлема и для характеристики предмета процессуального административного права. Напомним, что предмет материального административного права составляют управленческие отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в связи с практической деятельностью механизма реализации исполнительной власти. Административное право часто проявляет свою регулятивную роль и там, где действуют нормы иных материальных отраслей российского права, т.е. там, где складываются управленческие по своей сути отношения, входящие в предмет трудового, финансового, природоохранного, предпринимательского и даже гражданского и других отраслей права, что не исключает их из механизма административно-правового регулирования. В итоге предмет административно-процессуального права представляет собой сложное структурное явление, объединяющее три составные части: а) общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса; б) общественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, финансового, семейного и других отраслей российского права, связанные с решением задач государственного управления, т.е. осуществления исполнительной власти, и требующие для своей реализации процессуальных действий органов исполнительной власти; в) саму процессуальную деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом. Здесь достаточно отчетливо выступает, пожалуй, самая существенная особенность предмета любой процессуальной отрасли российского права. Эта особенность состоит в том, что если в предмет материальной отрасли входят только качественно обособленные общественные (фактические) отношения, то в предмет процессуальной отрасли входят не только эти отношения, но и процессуальная деятельность соответствующих государственных органов, в первую очередь органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому у процессуальной отрасли двуединая задача: регулировать правовые отношения, с одной стороны, и сам порядок их реализации, т.е. определенную разновидность процесса, — с другой. Отсюда следует, что предметом административно-процессуального права Российской Федерации являются материальные правовые отношения, складывающиеся в связи осуществлением задач государственного управления, и административно-процессуальная процедура их реализации,
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |