Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение административно-процессуального права с иными отраслями российского права




Особенная часть.

III. Административно-процессуальные нормы, регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.

II. Административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления.

- Нормы, регулирующие положение лиц, участвующих в производстве по
индивидуально-конкретному делу.

- Нормы, регулирующие принципы административного процесса.

- Нормы, регулирующие общий порядок рассмотрения индивидуально-
конкретных дел в сфере государственного управления.

- Нормы, регулирующие порядок вынесения решения (постановления) по
индивидуально-конкретному делу.

- Нормы, регулирующие порядок исполнения решения (постановления) по
индивидуально-конкретному делу.

- Нормы, регулирующие порядок обжалования решения (постановления) по
индивидуально-конкретному делу.

- Нормы, регулирующие порядок опротестования решения (постановления)
по индивидуально-конкретному делу.

- Нормы, регулирующие порядок пересмотра и отмены решения
(постановления) по индивидуально-конкретному делу.

- Нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов
государственного управления.

- Нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям
граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления.

- Нормы, регулирующие производство по административно-правовым
жалобам и спорам.

- Нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях.

- Нормы, регулирующие производство по делам об административных
правонарушениях.

- Нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам.

- Нормы, регулирующие лицензионное производство.

- Нормы, регулирующие регистрационное производство.

- Нормы, регулирующие исполнительное производство.

Не подлежит сомнению, что административно-процессуальные нормы наиболее тесно и многообразно связаны с материальными административно-правовыми нормами.

Краткая характеристика связей административно-процессуального права с другими отраслями российского права.

1. Административно-процессуальное право тесно связано с государственным (конституционным) правом. В отечественной правовой науке однозначно признано ведущее положение государственного права в системе российского права, поскольку оно не только регулирует соответствующую группу общественных отношений, но и закрепляет исходные принципы всех иных отраслей российского права, как материальных, так и процессуальных. Не составляет исключения и право административно-процессуальное, положение которого находит свое закрепление в нормах Конституции РФ.

Вот некоторые конкретные данные о положениях Конституции РФ, имеющих отношение к административно-процессуальному праву.

а) Закрепление Конституцией РФ принципа разделения
властей (ст. 10), среди которых важная роль отведена исполнительной
власти. Постоянная и многоплановая управленческая деятельность самой
многочисленной системы государственных органов - органов
исполнительной власти РФ и субъектов РФ представляет собой, как отмечалось, один из элементов предмета
административно-процессуального права.

б) Широкие права и свободы граждан РФ, а также их
обязанности, закрепленные Конституцией РФ, во многом
реализуются с помощью административно-процессуальных норм,
регулирующих, например, порядок рассмотрения предложений и заявлений
граждан, а также их жалоб органами исполнительной власти, предприятиями,
организациями, органами местного самоуправления, должностными лицами.

в) Принципиальное значение имеет указание Конституции РФ (п. «к» ст. 72), согласно которой к ведению РФ и субъектов РФ отнесено, в частности,
административное и административно-процессуальное законодательство.
Этим Конституция РФ впервые определила одно из
приоритетных направлений развития российского законодательства, что, естественно, имеет прямое отношение к административно-процессуальному праву.

г) Глава 6 Конституции РФ, ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Р Ф», другие законодательные акты закрепляют основы правового статуса органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ - Правительства России, федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главные направления деятельности исполнительной власти, юридические формы ее реализации и т. д. Административно-процессуальные нормы имеют самое непосредственное отношение к регулированию различных аспектов осуществления исполнительной власти на всех уровнях.

д) Конституция РФ (п.«т» ст.71) и федеральные законы создали необходимую правовую основу для регулирующего воздействия административно-процессуальных норм на соответствующие стороны осуществления государственно-служебной деятельности.

2. Административно-процессуальные нормы определенным образом связаны с материальным гражданским правом, обеспечивая реализацию некоторых разновидностей гражданско-правовых отношений. Основные формы взаимодействия норм названных отраслей российского права отражены в Гражданском кодексе РФ.

Так, например, в соответствии с п.З ст. 2 ГК «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Согласно п. 1 ст. 8 ГК гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов, в том числе органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Пункт 2 ст. 11 ГК устанавливает, что «защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд...»

В современных условиях заметно расширяется сфера совместного гражданско-правового и административно-процессуального регулирования все возрастающего числа отношений. Речь идет, например, о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, процедура, осуществление которой уже было предметом рассмотрения в данной монографии.

В соответствии со ст. 51 ГК юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Только с момента регистрации, осуществляемой с помощью административно-процессуальных норм, юридическое лицо считается созданным.

Заметный удельный вес в совместном регулировании двух названных отраслей российского права приобретает лицензионное производство, в котором материально-правовую сторону обеспечивает гражданское право, а процессуальную — нормы административно-процессуального права.

3. Административно-процессуальные нормы участвуют в реализации отношений, складывающихся в сфере действия финансового права.

Так, например, с помощью административно-процессуальных норм регулируется порядок принятия нормативных правовых актов Министерством финансов РФ посредством одноименного административного производства. В соответствии с п.27 ст.6 Положения о нем Министерство финансов Российской Федерации регистрирует выпуск ценных бумаг, а также лицензирует деятельность страховых организаций (п.31 Положения).

В области финансового права с помощью административно-процессуальных норм осуществляется лицензирование всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как это установлено ст. 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг». Лицензии выдает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг или уполномоченные ею органы на основании генеральной лицензии.

Административно-процессуальные нормы в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» регулируют порядок рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Основаниями для рассмотрения дел подобного рода являются заявления Центрального банка РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, финансовых организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представления прокурора.

4. Административно-процессуальные нормы взаимодействуют с российским
трудовым правом по нескольким направлениям.
Прежде всего это участие в
регулировании государственно-служебных отношений. В этом плане есть
основания говорить о ряде процедур, представляющих собой определенные
административные производства, например, по делам о поощрениях, по
рассмотрению предложений и заявлений работников, по делам о
рассмотрении их жалоб, производства по дисциплинарным делам, а также по
делам об административных правонарушениях, субъектами которых
являются, к примеру, должностные лица органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления и т. д.

5. Административно-процессуальные нормы участвуют в регулировании
отношений, складывающихся в сфере действия семейного права.
Так,
например, ст. 8 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает,
что «защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами или
органами опеки и попечительства».

Поскольку признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, то права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации брака в этих органах.

Как известно, семейное законодательство предусматривает основания для расторжения брака в органах загса, осуществляющих регистрацию названной процедуры.

С помощью административно-процессуальных норм разрешаются и иные вопросы, регулируемые нормами семейного права, например, регистрация ребенка в органах записи актов гражданского состояния, изменение имени или присвоенной ему фамилии с разрешения органов опеки и попечительства.

Административно-процессуальные нормы регулируют также порядок осуществления исполнительного производства по принудительному взысканию алиментов, розыска должника, уклоняющегося от уплаты алиментов, с помощью органов внутренних дел, что предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».

Такова в общих чертах связь административно-процессуального права с рядом материальных отраслей российского права.

4. Административно-процессуальные нормы: понятие и виды.

Административно-процессуальная норма — это установленное правомочным государственным органом РФ и субъекта РФ общее правило, регулирующее правовые отношения, возникающие при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий исполнительных органов государственной власти.

Учитывая некоторую условность любой классификации, представляется возможным выделить следующие группы административно-процессуальных норм, если за основу взять деление норм: 1) по содержанию; 2) по объему регулирования; 3) по юридической силе; 4) по кругу субъектов права, на которых распространяется действие нормы; 5) по видам административного производства; 6) по характеру диспозиции; 7) по действию в пространстве; 8) по действию во времени.

1. Деление административно-процессуальных норм по содержанию позволяет в общих чертах определить сферу их действия. С этой точки зрения следует подразделять:

а) нормы, регулирующие административно-процессуальные отношения,
складывающиеся в сфере экономической и составляющих ее
многочисленных отраслях — промышленности, строительстве, транспорте и т.д. Такого рода нормы содержатся, например, в ФЗ от 25 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

б) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в социально-
культурной сфере и отраслях, ее составляющих, к которым относятся
образование, наука, культура, здравоохранение и др. «Положение о
лицензировании деятельности по социальному обслуживанию населения».

в) нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в административно- политической сфере и отраслях, ее образующих, таких, как оборона,безопасность, внутренние дела, юстиция и др.

— в области безопасности - ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»;

2. По объему регулирования административно-процессуальные нормы делятся на общие и специальные. Данный критерий классификации является своеобразным дополнением предшествующего основания и вызывается необходимостью более дробной дифференциации административно-процессуальных норм в пределах названных сфер управления.

К общим относятся административно-процессуальные нормы, действие которых распространяется на многие отрасли государственного управления. Такие нормы содержатся, например, в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г., которым были утверждены «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

К специальным относятся административно-процессуальные нормы, регулирующие отношения, которые возникают преимущественно в пределах одной отрасли. Примером акта, содержащего такого рода нормы, может служить приказ МВД Российской Федерации от 23 ноября 1998 г., утвердивший «Правила разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности».

3. По юридической силе административно-процессуальные нормы

подразделяются на правила, изданные органами государственной власти различного уровня в соответствии с существующей своеобразной иерархией органов государственной власти. Так, административно-процессуальные нормы, содержащиеся, например, в федеральных законах, обладают большей юридической силой по сравнению с нормами административно-процессуального права, содержащимися, скажем, в нормативных актах федеральных министерств. Один пример. Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», является определяющим для иных актов, принимаемых органами исполнительной власти и регулирующих порядок рассмотрения обращений граждан структурами какого-либо ведомства. Примером такого акта может служить приказ ФСБ от 11 декабря 2000 г., утвердивший «Инструкцию о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах Федеральной службы безопасности».

4. По кругу субъектов права, на которых распространяется действие административно-процессуальных норм, они подразделяются:

a) нормы, устанавливающие правила поведения для граждан РФ. Такого рода административно-процессуальные нормы содержатся, например, в Указе Президента Российской Федерации от 7 ноября 2000 г. «О формах наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации», а также в Инструкции Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. «О порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»;

б) нормы, регулирующие порядок деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, внутренних подразделений этих органов. В качестве примера следует назвать постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. «О членах коллегии федерального органа исполнительной власти», приказ Федеральной архивной службы от 27 ноября 2000 г., которым была утверждена Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.

в) нормы, регулирующие порядок деятельности предприятий и учреждений, независимо от форм собственности. Такого рода нормы содержатся в актах, регулирующих порядок лицензирования определенных видов деятельности. К их числу относится, например, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

г) нормы, регулирующие деятельность политических и неполитических общественных объединений. Административно-процессуальные нормы данного вида содержатся, например, в приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г., которым утверждены Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации.

5. По видам административного производства следует различать:

а) нормы, регулирующие производство по принятию нормативных актов
органами исполнительной власти;

б) нормы, регулирующие производство по предложениям и заявлениям
граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;

в) нормы, регулирующие производство по административно-правовым
жалобам и спорам;

г) нормы, регулирующие производство по делам о поощрениях;

д) нормы, регулирующие производство по делам об административных
правонарушениях;

е) нормы, регулирующие производство по дисциплинарным делам в сфере
государственного управления;

ж) нормы, регулирующие регистрационное производство;

з) нормы, регулирующие лицензионное производство;
и) нормы, регулирующие исполнительное производство.

6) По характеру диспозиции административно-процессуальные нормы традиционно делятся на три вида:

а) нормы, обязывающие, содержащие меру должного поведения,
выраженного в активной форме. Эти нормы реализуются путем исполнения.
Примером могут служить нормы, содержащиеся в постановлении
Правительства РФ от 17 декабря 1995 г., которым утверждены «Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

б) нормы управомочивающие, т.е. содержащие меру возможного поведения субъекта права. Нормы этой группы реализуются путем использования. Они содержатся, например, в ФЗ от 13 января 1996 г. «Об
образовании», постановлении Правительства Российской Федерации от 15
апреля 2001 г., утвердившим Типовое положение об образовательном
учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном
заведении Российской Федерации);

в) нормы запрещающие, которые содержат меру должного поведения,
выраженного в пассивной форме. Эти нормы реализуются путем соблюдения. Соответствующая группа норм данного вида содержится, например, в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в других актах.

7) По действию в пространстве административно-процессуальные нормы делятся на:

а) нормы, действующие на территории РФ независимо от их отраслевой принадлежности. Такого рода нормы содержатся в федеральных законах, указах Президента РФ, актах федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, действуют на всей территории РФ, за исключением случаев, специально предусмотренным данным актом. Такие случаи предусмотрены, в частности ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении», когда чрезвычайное положение объявлено на части территории РФ;

б) нормы, действующие на территории субъекта РФ.
Основой для существования административно-процессуальных норм данной
группы является п. «к» ст. 72 Конституции РФ, согласно которой административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

8. По действию во времени административно-процессуальные нормы делятся на:

а) нормы, действующие в течение неопределенного времени, т.е. до тех пор, пока они не будут отменены соответствующим органом государственной
власти. Такие нормы составляют большинство действующих административно-процессуальных правил;

б) нормы, действующие определенный срок. Примером могут служить
нормы, содержащиеся в Федеральном конституционном законе от 30 мая
2001 г. «О чрезвычайном положении», согласно ст. 9 которого «срок действия чрезвычайного положения, вводимого на территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях — 60 суток».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.