Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология эпохи средневековья




Психология Античного периода (от Аристотеля до Декарта).

Аристотель (384—322 до н.э.) внес значительный вклад в развитие психологической науки. Им разработан курс общей психологии «О душе». При этом Аристотель изучил и обобщил все предыдущие взгляды на понятие души. Главная идея, выдви­нутая Аристотелем, состоит в том, что душу от тела отделить нельзя. Душа — не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. «Правильно думают те, кому пред­ставляется, что душа не может существовать без тела и не явля­ется телом»,- говорил Аристотель своим ученикам в Ликее.

В учении Аристотеля также отражены следующие вопро­сы:

- введено понятие о способностях и их иерархия как функ­ция души;

- установлено различение между чувственным восприятием и мышлением; открыта особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств (память, воображение или фантазия);

-установлена связь между представлениями, т.е. выявлены ассоциации;

- поставлена проблема характера «Человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки», тем самим установлена зависимость психического развития человека от его деятельности;

- определена мотивация (психологическая жизнь зависит в данный момент не только от прошлого, но и от потребного будущего;

- выдвинуты принципы, ставшие впоследствии основополагающими: развития, причинности и системности.

Таким образом, Аристотель обобщил все предыдущие взгляды на душу. Несмотря на ограниченность взглядов (с точки зрения современной науки) проблемология психологии как будущей науки обозначилась. Это такие проблемы, как природа души; ее функции; ее отношение к организму и макрокосму. Но главное — по взглядам Аристотеля — телесное и духовное он разуют целостность, следовательно, душа не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела.

Гераклит устанавливает Закон развития (Логос). По его взглядам весь мир — космос (вечно живой огонь), а душа его искорка (микрокосм). Логос — закон, по которому все течет, все изменяется. Для Гераклита микрокосм идентичен макрокосму. Следовательно, постигать себя (свою душу) — значит углубляться в Логос. Таким образом, ход вещей зависит не от произвола богов, а от Закона (Логоса). Отсюда вывод о том, что душа подчиняется закону.

Демокрит. В его понимании боги — сферические скопле­ния огненных атомов. Подобно богам человек также состоит из различного сорта атомов. Самые подвижные из них — ато­мы огня. Именно они образуют душу. Единым и для души, и для космоса он признал не сам по себе закон (Логос), а закон, в соответствии с которым нет беспричинных явлений (все они — неотвратимый результат соударения атомов). Случайными события только кажутся, но причину их мы не знаем.

Гиппократ. Медик Гиппократ искал причины здоровья и болезни. Определяющей причиной он считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). Пропорция была названа темпераментом. А классификация типов темперамента приняла следующий вид: сангвинистический — больше крови, холерический — желтой желчи, ме­ланхолический черной желчи, флегматический — слизи.

Таким образом, душевные качества людей ставились в зависимость от телесных. Отсюда вывод Гиппократа о том, что источник и причины индивидуальных различий людей находятся не во вне, а внутри организма.

Анаксагор является автором идеи организации (принцип системности). Суть идеи состоит в следующем: природа состоит из множества мельчайших частиц. Есть начало, благодаря которому из движения частиц возникают целостные вещи. Такое начало — «нус» (разум). Но не разум определяет преимущества человека, а его телесная организация определяет разумность.

Таким образом, идеи представленных здесь древнегречес­ких мыслителей, сформулированные сегодня в виде принци­пов развития, причинности и системности (организации), ста­ли на все времена основой объяснения душевных явлений. Применительно же к первому этапу развития психологическо­го знания (психология как наука о душе), надо сделать глав­ный вывод: душа рассматривалась как природное явление.

По-другому складывался взгляд на душу у софистов, Со­крата и Платона. Они рассматривали душу как проявление сферы культуры. Софисты — учителя словесности — свойства души стави­ли в зависимость от логико-лингвистических хитросплетений в процессе общения. Так, впервые ставится вопрос о духовной культуре и ее влиянии на душу.

Сократ заложил основы психологического мышления, ре­зультатом которого является ясное, отчетливое знание; дока­зал неразрывность общения и мышления, тем самым проде­монстрировав связь культуры и души.

Платон (родоначальник философского идеализма) не связывает душу с телесным. По его мнению: «Всякое знание есть воспоминание. Душа вспоминает то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения».

Платон дифференцирует понятие души на различные части и функции, а столетия спустя эти идеи возродились в учении 3. Фрейда.

Итак, в античную эпоху:

- заложен фундамент будущей психологической науки;

- сложилось 3 направления в воззрениях на душу:

1. происходящую не от всей природы, а только от живой (организм) — по взглядам Аристотеля;

2. происходящую от законов движения и развития материального мира (природа) — по взглядам Гераклита, Демокрита, Гиппократа;

3. происходящую от человеческой культуры (общения) - по взглядам софистов, Сократа и Платона.

Все эти положения образуют ядро объяснительных схем современной психологии. Содержательная сторона рассмотренных проблем стала отправным пунктом последующей эмпирической работы. Если во взглядах мыслителей Древнего Востока преобладала религиозная позиция, то во взгляде уче­ных Древней Греции — философская позиция.

Это время характеризуется, с одной стороны, приостанов­кой естественнонаучных исследований, с другой стороны, до­минированием религиозных взглядов. В странах Европы после распада Римской империи наступает религиозный застой. С разрушением древнегреческой цивилизации большая часть учений была утрачена.

Ф. Аквинский (томизм – католическая философия), опираясь и извращая учение Аристотеля, так определяет работу души:

Сначала душа совершает акт познания — ей является образ
объекта (ощущение или понятие). Затем она осознает, что ею произведен сам этот акт. Она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не
акт, а самое себя как уникальную сущность.

Таким образом, перед нами замкнутое сознание, из которо­го нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

А в странах Востока в VIII-ХП вв. происходит сближение с эмпирией (практикой), с позитивным знанием о природе.

Очагом развития науки стал арабский Халифат, где разви­вались физико-математические и медицинские науки. Следо­вательно, знание психологии стало развиваться в рамках ме­дицины. Яркими представителями этого времени стали Авиценна и Аверроэс.

Авиценна (Ибн Сина) стал один из первых исследователей в области возрастных особенностей человека. Он изучал связь между физическим развитием организма и его душевными осо­бенностями в различные возрастные периоды. При этом был установлен механизм воздействия на организм (физиологию) психического. Так, было замечено, что слова приводят к изме­нению пульса. С этим же связаны и аффекты (чувства).

Через это Авиценна определил роль воспитания в формировании человека:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.