КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. История становления и развития социологии как науки
Вопрос 4: «Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики» - 4 этап. Вопрос 3: «Психология как наука о поведении» (XX вв.) – 3 этап. Гештальт-психология (от нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура). Вопрос 2: «Психология как наука о сознании» (XII—XIX вв.) - 2 этап. Воздействие на ребенка окружающих людей ---- Чувства ребенка (аффекты) ----- Изменяют течение физиологических процессов ---- Формируется натура человека Ибн Рушд (Аверроэс) — философ и врач — отрицал бессмертие индивидуальной души, разделял душу и разум. Душа понималась как функция организма (чувственность), а разум - божественен и входит в индивидуальную душу извне. После смерти человека разум отделяется и продолжает существовать как часть универсального разума, присущего всему человеческому роду. Итак, изложенные взгляды на душу в различные исторические периоды, знакомят нас с тем, как складывалась область знаний, получившая в последующем название «Психология». Первый этап развития психологического знания можно рассматривать как фундамент будущей науки. Отличительной особенностью данного этапа является умозрительность взглядов, отсутствие практических подтверждений. Ценность сложившихся взглядов на душу состоит в том, что были сформулированы основополагающие принципы будущей науки. В связи с развитием естественных наук возникают предпосылки для анализа сознания, под которым понимается способность думать, чувствовать, желать. Основной метод изучения в этот период самонаблюдение и описание фактов. Период XII-XIX в.в. характеризуется как эпоха механики (царица всех наук того времени). В геометро-механическую (Галилея) и динамическую (Ньютона) картину природы было вписано и физическое тело человека с его психическими свойствами. 1-е достижение — открытие Гарвеем кровообращения. Сердце представлялось как помпа, перемещающая жидкость (для чего не требуется участие души). 2-е достижение — открытие рефлекса Декартом. Поведение человека имеет рефлекторную природу и объясняется без обращения к душе. Начиная с Декарта, происходит поворот в предмете психологии от души к сознанию. Его выражение: «Я мыслю, значит я существую» определило способ изучения психологических явлений — интроспекцию, т.е. «внутреннее зрение». Декартовская концепция сознания стала называться интроспективной. 3-е достижение — связано с именем Лейбница. Он открыл бессознательное в психике: «В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» (неосознаваемых восприятий). Осознание восприятий становится возможным, когда к простой перцепции (восприятие) присоединяется особый механический акт — апперцепция (внимание и память). 4-е достижение — связано с именем Гоббса. Он ввел понятие ассоциации - следствие разума (рационального). А нужен опыт, следовательно, возникает эмпирическая психология (экспериментальная психология). Итак, душа начинает пониматься как сознание. Открываются новые явления: бессознательное, перцепция, мышление, память. Источником знаний становится самонаблюдение (интроспекция). XIX век знаменует переход от механики к физиологии. В 70-х гг. XIX в. начинают созревать предпосылки для возникновения психологии как самостоятельной науки. Было установлено, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. Этим была создана почва для отделения психологии как от физиологии, так и от философии. Основой выделения психологии в самостоятельную науку стало применение опыта. Именно поэтому рождение психологии как самостоятельной науки связывается с организацией в 1879 г. лейпцигской лаборатории под руководством Вундта. Попытки поставить эксперимент в области имеющихся знаний обусловили возникновение экспериментальной психологии. Предметом экспериментальной психологии стали элементарные психические процессы — ощущения и простейшие физиологические восприятия. Основой экспериментальной психологии была физиология органов чувств (Мюллер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц). Но, начав эксперименты и теоретически, исследования на основе стихийно-материалистических взглядов, представители физиологической психологии стали испытывать влияние идеалистических философских теорий. Проникновение механизма в психологию укрепляло позиции сторонников интроспективного метода. Интроспективная психология — психологическая теория, считающая сознание совокупностью феноменов, сознаваемых только посредством интроспекции (самонаблюдения за своими переживаниями и психическими процессами). В рамках исследований, предметом которых оставалось сознание, можно выделить 5 разновидностей идеалистической психологии сознания, основанных на интроспективном методе исследования. 1. Теория элементов сознания (Вундт, Титченер). Основное- Все остальные явления психики — результат слияния элементов. 2. Теория актов сознания (Брентано). Данная теория возникает на базе идей Ф. Аквинского. Предмет психологии, по Брентано, не содержание сознания или «непосредственного» опыта, а особая психическая активность, состоящая из умственных действий или актов, которые являются основными динамическими характеристиками психики. К ним относятся: Важное положение его теории - интенциональность (направленность) актов на реальные предметы и психические образования. Теории элементов и актов сознания относятся к структурной психологии (название связано с поиском структуры сознания). Слабые ее стороны состоят в том, что ощущения и восприятия изучались в отрыве от мышления. 3. Теория потока сознания (Джемс). Предмет психологии — поток сознания, непрерывный, постоянно меняющийся, образующий непосредственный опыт каждого человека. Отдельные ощущения — лишь продукт потока, а не его часть. Поток — чувствования. хотения, размышления. Следовательно, задача психологии — описать и истолковать эти динамические состояния, их причины, условия и непосредственные результаты. Отсюда следует попытка понять связь психики с живым организмом, взаимодействием со средой. Он пришел к мысли, Напоминающей идею о рефлекторной природе психики, однако объективным принципом психологических исследований это не стало. Он инициатор психологического исследования проблемы самосознания личности и «Я». 4. Понимающая (описательная) психология (Дильтей). Теория Джемса обнаружила противоречия между: стремлением целостного понимания психической жизни человека и установками физиологической психологии, вычленявшую психические элементы. Возникают как бы 2 направления: а) психология описательная (понимающая), которая должна интроспективно описать целостные психические явления — сознание и личность человека; б) психология объяснительная (экспериментальная), где предмет — изучение сенсорных процессов, ассоциаций и элементов сознания в их причинной связи. Предмет описательной психологии: непосредственно переживаемая человеком изначальная структурная целостность и полнота его душевной жизни. Основной метод познания — «понимание» — интуитивное самопостижение субъектом своего духовного мира. Следовательно, задача психологии — изучать понимаемую в переживании внутреннюю реальность. Итак, тезис о существовании двух видов психологии в рамках понимающего направления способствовал отрыву последующих исследований сенсорных процессов (элементарных психических функций) от изучения высших психических функций. Кроме того, была поставлена проблема зависимости личности от исторического развития, однако ее решение не было осуществлено. Это одно из направлений идеалистической психологин возникшее в 1912 г. в Германии. Школу гештальтпсихолои ни возглавил М. Вертгеймер (1880—1944), а затем В. Келер (1887—1967) и К. Коффка(1886—1941). Гештальт-психология в качестве основного объяснительного принципа выдвигает целостное объяснение элементов психической жизни, несводимое к сумме его составляющих. Этому предшествовало учение Эренфельса о целостности как особом качестве восприятия. Но гештальт до него рассматривался как вторичное явление. Гештальт-психология прямо противоположно трактует отношения между ощущениями и целостными образами восприятия: - целостные образы восприятия — психическая реальность; - ощущения — продукт научного анализа (вторичны). Закономерности образования гештальтов таковы: - они возникают вследствие стремления психического поля сознания индивидов образовывать «хорошее», т.е. простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры. Следовательно, гештальт-психология на передний план выдвигает целостный характер восприятия. Однако целостный характер восприятия объясняется не целостностью предметов, а самодвижением психических структур человека к уравновешенному состоянию. Роль практического опыта по сути игнорируется, поскольку давалось своеобразное объяснение, истолкование без учета двигательной активности человека и т.д. Сделав исходным объектом восприятие, гештальт-психология перенесла его закономерности и сделала их действительными для всей психики вообще. Психика человека (и живых существ) изображалась как целостное «феноменальное поле», обладающее определенным строением, основные компоненты которого: а) «фигуры», т. е. части поля, которые как бы выделяются, выставляются вперед; б) «фон» — тот задний план, на котором воспроизводятся фигуры. Структура поля гибка и подвижна: фигура может стать фоном, и наоборот. По такому же принципу гештальта существует каждая «фигура»: одни части выделяются в ней как центральные, другие — периферические — образуют фон. Как восприятие, так и все другие области психики, подчиняются закону центрации: центральные части общего поля (фигуры) воспроизводятся как яркие, отчетливые. Изменение центра поля (фигуры) ведет к радикальному преобразованию. Перецентрация составляет основу движения восприятия, мышления и т.д. Сам момент перецентрации переживается человеком как внезапное усмотрение новых свойств объектов. Доказательство своеобразного и изначально целостного характера восприятия, несводимого к ассоциации ощущений, стало новым шагом в развитии идей о сознании. Вместе с тем, данное направление содержит в себе небесспорные положения: 1. Целостный характер восприятия объясняется не целостностью объектов, а самодвижением психических структур к уравновешенному состоянию. 2. В соответствии с их теорией в феноменальном психическом поле действуют те же закономерности, что и в любых физических системах, в электромагнитных полях (напряжение, сила, определенным образом направленные и изображаемые в виде векторов). В результате напряжения системы из неуравновешенного состояния стремятся перейти в уравновешенное. Эти идеи нашли свое воплощение в идее перестройки восприятия проблемной ситуации: выделение в ней новых отношений происходит под давлением напряженных неуравновешенных структур, ведущих к образованию новых гештальтов. Человек, таким образом, оказывается пассивным носителем феноменальных полей, обеспечивающих всю динамику психической жизни. Следовательно, гештальт-психология сущность мышления видит во внезапной перестройке восприятия проблемной ситуации. Здесь гештальт-психология обнаружила один из центральных механизмов мышления — выявление новых сторон предметов путем мысленного их включения и новые связи и отношения. Однако игнорируется роль практической и мыслительной деятельности индивида в подготовке подобной перестройки восприятия проблемной ситуации. Рассматривая с идеалистических позиций отношение психики к мозгу, они объявили феноменальные поля изоморфными электромагнитными полями в мозгу, к которым они свели всю физиологическую деятельность мозга. Если сопоставить все представленные здесь теории сознания, общим для них явилось то, что на место реального человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, ставится сознание. А вся деятельность — к деятельности сознания. И, несмотря на то, что в психологических исследованиях становится возможным эксперимент, все же основным методом остается интроспекция (заглядывание внутрь самого себя), что лишает исследование объективности. Исключительно поэтому во втором десятилетии XX в. предметом психологии стало не со знание, а поведение как результат действия сознания. Задача психологии – изучение зримого, наглядного в поведении человека, его поступков и реакций. Мотивы, вызывающие поступки, не учитываются. В XX в. возникает ряд психологических направлений, в рамках которых изучается не сознание, а поведение. Среди этих направлений можно выделить следующие: 1. Функционализм. Предмет психологии — не анализ содержания сознания, а выявление роли в приспособительском поведении тех или иных психических процессов. Функциональная психология представляет собой попытку совместить принцип психологии сознания с дарвинской эволюционной теорией и выдвигаемым принципом приспособлении к среде. Центральное положение — приспособительная функция сознания, психических феноменов, их участие в регуляции поведения. Восприятие, мышление, внимание рассматриваются не как статические психические образования, а как активные специфические операции организма, подготавливающие адаптацию. Психические функции объявлены основной функцией жизнедеятельности, не менее естественные, чем физиологические, обеспечивающие выживание организма. Таким образом, путем объективного метода изучения поведения возможно изучение психики. Однако психологи не ставили вопрос об обратном влиянии поведения на психику, следовательно, им чужда идея приспосабливания (в отличие от приспособления). 2. Гормическая психология (Мак Дауголл — английский психолог в США). Горме — стремление к определенной цели. В ранних работах Дауголл определяет психологию как науку, задача которой заключается в исследовании и объяснении поведения человека с целью успешного его регулирования и приспосабливания к меняющимся условиям обстановки. Поведение мотивируется и ориентируется умственной или психической структурой, следовательно, психолог должен изучать строение и функции психической структуры. Выделяет два аспекта в психической структуре: 1.Побудительно-мотивационный. 2.Познавательно-исполнительный. Теперь у него инстинкт — врожденная связь склонности с определенной способностью. Принцип развития психической структуры он видит в усложнении этой связи. 3. Объективная психология. Основатель данного направления — А.Пьерон — французский психолог в первом десятилетии XX в. Исходное положение его взглядов состоят в том, что живые существа имеют 2 свойства: 1)испытывать внешние воздействия; 2)способность действовать, осуществлять контакт с миром Центральное положение: психика служит для регуляции поведения. Предмет психологии — поведение. Под поведением он понимал единство регуляций, психической и исполнительной двигательной стороны во взаимодействии с окружающим миром Объективная психология отвергает интроспекцию и объявляет объективный метод, т.е. исследование различных действий человека, что вскрывает даже неосознаваемые человеком стороны его психики. 4. Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение). Основатель — американский психолог Дж. Уотсон. Он писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти». Уотсон исключил из психологии сознание, хотя его наличие не отрицалось. А вот поведение стало центром внимания. Бихевиористы считают, что человек — реактивная система, его поведение управляется внешней средой. Система поощрений и наказаний имеет решающее значение для того, к чему стремится человек и чего он избегает. 5. Психоанализ (3. Фрейд). Суть теории сводится к следующим основным положениям: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в обширной сфере психической жизни — неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях (инстинктов). Инстинкты - Само же поведение, скорее, детерминировано, чем произвольно. Это распространяется на все, что мы делаем, чувствуем. Итак, психоаналитическое направление подчеркивает значение бессознательных психических процессов в поведении человека. В развитие науки о поведении определенный вклад внесли И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов и другие российские психологи. Но и в психологии поведения очень быстро наметился кризис, поскольку за поведением (которое исследовалось объективно) все же стояли психические факты и явления (мысли, чувства, желания), которые не подвергались анализу. Изучать же поведение без чувств, мыслей и т.п. невозможно. Встал вопрос о более широком рассмотрении психических феноменов. Так возник новый этап в развитии психологических взглядов — этап изучения психики. Взгляды на предмет психологии в ХГХ—XX вв. стали претерпевать изменения под влиянием диалектического материализма. Так, если психология сознания решала основные вопросы о соотношении между бытием и сознанием с позиций идеализма, то уже бихевиористы — с позиций вульгарного материализма. Новый путь в психологию открылся на новых методологических правилах диамата. Начался новый этап в развитии психологии, науки, где объектом выступает не поведение, сознание или душа, а психика. Появился ряд теоретических концепций, в основе которых содержится социальная обусловленность психики. Отметим некоторые направления в этом ряду. Французская социологическая школа. В ее рамках развивается вопрос о социальной обусловленности человеческой психики. Так, социолог Дюркгейм видит социальность психики человека во включении в индивидуальное сознание коллективных представлений. Он отрицает социальность индивидуальных представлений. Леви-Брюль частично выявляет качественное различие мышления личностей, находящихся на разных стадиях общественного развития. Морис Гальбвакс также устанавливает социальную обусловленность явлений человеческой психики и поведения. Но в основном его концепция применима к памяти. Психология Пьера Жане. Предметом психологии выступает исследование человека в его связях со вселенной и особенно в его связях с другими личностями. Конкретизируя тип связей, которые должна изучать психология, он говорит «Психология является ничем иным, как наукой о человеческих действиях». Действия — не в духе поведенчества, а как форм;) отношения человека к миру, насыщенное психологическим содержанием. В свою очередь, и психические явления невозможно отделить от поведения, действия, движения. Поскольку психика — неотъемлемая часть деятельности, поведения, следовательно, анализ поведения — способ изучения характеристик и свойств психики, а не предмет психологии, как эк» было у бихевиористов. Новый шаг во взглядах П. Жане состоял в определении социальной обусловленности памяти и психики личности. Генетическая психология Ж. Пиаже. Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896—1980). Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия ре акции он выдвинул понятие операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию структуры) и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящий к Сеченову). Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте — на материале развития мышления и речи у ребенка. Вначале Пиаже испытал влияние Фрейда, считая, что человеческое дитя, появляясь на свет, движимо одним мотивом — стремлением к удовольствию, и не желает ничего знать о реальности, с которой вынуждено считаться только из-за требований окружающих. Позже он признал исходным моментом и развитии детской психики реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, т. е. элементы мысли, данные в движениях, которые регулируются чувственными впечатлениями). Гуманистическая психология. Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К. Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр X. Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э. Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К. Роджерс, Э. Маслоу и Г. Олпорт. Выводы по лекции: 1.Психология как самостоятельная наука — относительно молодая, возникла в XX в. 2.Причинами выделения психологии в самостоятельную - Переход от интроспекции к опыту; - Выделение собственного предмета исследования; - Естественнонаучная база. 3. Историческое развитие представлений о предмете психологии шло от души к психике. Основными этапами развития взглядов на предмет психологии стали: - Наука о душе; - Наука о сознании; - Наука о поведении; - Наука о фактах, закономерностях и механизмах психики. 4. Разные объяснительные принципы с различных общеметодологических позиций предопределяют существование разных психологических направлений, имеющих свой предмет исследования.
3.1. Г. Спенсер и эволюционизм. 3.2. «Социологизм» Э. Дюркгейма. 3.3. «Понимающая социология» М.Вебера. 3.4. Исторический материализм К. Маркса.
4.1. Эмпирическое направление. Чикагская школа в социологии 4.2. Структурный функционализм. Т. Парсонс. Р. Мертон 4.2. Символический интеракционизм. Дж. Г. Мид 4.3. «Критическая социология» Франкфуртской школы. Идеи Г. Маркузе 4.4. Неофрейдизм. 4.5. Теория социального обмена. Дж. Хоманс. П. Блау 4.6. Концепция постиндустриального общества Д. Белла 4.7. Феноменология. А. Шюц 4.8. Этнометодология. Г. Гарфинкель 4.9. Структурализм. Р. Барт, М. Фуко 4.10. «Теория коммуникативного действия» Ю. Хабермаса 4.11. Теория самореферентных систем Н. Лумана 4.12. Теория структурации Э. Гидденса 4.13. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |