Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Предпосылки возникновения социологии





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Лекция 2. История становления и развития социологии как науки.

1. Предпосылки возникновения социологии.

2. О.Конт – основатель социологии.

3. Классический период развития социологии.

3.1. Г. Спенсер и эволюционизм.

3.2. «Социологизм» Э. Дюркгейма.

3.3. «Понимающая социология» М.Вебера.

3.4. Исторический материализм К. Маркса.

4. Основные направления современной социологии.

4.1. Эмпирическое направление. Чикагская школа в социологии

4.2. Структурный функционализм. Т. Парсонс. Р. Мертон

4.2. Символический интеракционизм. Дж. Г. Мид

4.3. «Критическая социология» Франкфуртской школы. Идеи Г. Маркузе

4.4. Неофрейдизм.

4.5. Теория социального обмена. Дж. Хоманс. П. Блау

4.6. Концепция постиндустриального общества Д. Белла

4.7. Феноменология. А. Шюц

4.8. Этнометодология. Г. Гарфинкель

4.9. Структурализм. Р. Барт, М. Фуко

4.10. «Теория коммуникативного действия» Ю. Хабермаса

4.11. Теория самореферентных систем Н. Лумана

4.12. Теория структурации Э. Гидденса

4.13. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье

 

1. Изменения в экономической, политической и социальной сфере общества в XVIII – XIX веках.

· Смена феодального уклада капиталистическим.

· Появление новых социальных классов (пролетариат и буржуазия)

· Новые социальные явления, которые не могли быть объяснены с позиций существовавшей философии и требовали специального анализа, отдельной науки (усиление социального расслоения, классовая борьба, появление рабочего движения)

2. Изменение мировоззренческих установок в структуре философского знания. Появление позитивистских тенденций. Создание мировоззренческой и методологической основы для появления науки об обществе как целостной системе.

 

Обществознание (социология), занимавшее промежуточное положение между абстрактными философскими концепциями, с одной стороны, и естественно-научными дисциплинами, с другой, как раз и явилось тем полем научных изысканий, на котором отрабатывались принципы новой позитивной философии. Стали общепринятыми критика прежних философско-схоластических концепций общественного устройства и попытки создания науки об обществе на основе широкого применения методов естественных наук. В силу этого в область социального познания стали вторгаться не только естественно-научные методы (наблюдение, эксперимент и т.д.), но и некоторые модели натуралистического характера (механицизм, биологизм, органицизм и т.д.). Поэтому с момента своего появления социология несла на себе и блеск научной респектабельности, и естественно-научный схематизм, отражающий уровень развития естествознания.



· Появление идеи о том, что общество – это система.

· Попытка распространения законов естественных наук на объяснение общественных наук.

· Первые попытки рассмотрения хозяйственно-экономической жизни независимо от политической.

· Выработка методов количественного исследования социальных закономерностей.

 

II. Огюст Конт – основатель социологии.

 

Огюст Конт (1798 - 1857) – основоположник социологии как самостоятельной науки.

 

Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

 

О. Конт первым решил использовать научный метод для изучения общества. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной физикой, а затем социологией, что значит "наука об обществе".

Конт родился во Франции в 1798 г. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, глубоко на него повлияли.

В своих основных работах Конт выступил против метафизических взглядов эпохи Просвещения, господствовавших во Франции до революции. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка.

Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции: социальная статика и социальная динамика.

Социальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, полагал Конт, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большой мере присуща стабильность, он проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно потому, что она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

Закон 3-х стадий интеллектуальной эволюции человечества.

Изучив весь ход развития человеческой мысли, Конт сделал вывод, что есть некий великий закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через 3 различных теоретических стадии:

· Теологическая [с древности до 1300 г.] (фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений;

имеет место господство сверхъестественного, поскольку оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.

· Метафизическая [1300-1800 гг.] (абстрактная, состояние отвлечённое) — теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами»

«идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и т. д. Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.



· Научная [XIX в.] (положительная, состояние позитивное) — на этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество

на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.