![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функционально-эксплуатационные требования
Основные требования к деталям, узлам и механизмам Одним из важнейших показателей, определяющих спрос на проектируемый объект, является его качество. Обеспечение необходимого качества возможно при удовлетворении эксплуатационных, производственно-технологических, экономических и эргономических требований, предъявляемых к деталям, узлам и механизмам. Любая автоматическая система, машина создаются для выполнения определённых функций в течение заданного срока службы. Функциональная пригодность конструкции в это время определяется степенью надёжности машины, показателями работоспособности. К эксплуатационным требованиям относятся требования работоспособности, технического обслуживания и ремонта, а также включают с себя показатели назначения (функциональные показатели), надежность, массу, габариты, КПД, точность и др. Работоспособность — способность изделия выполнять заданные функции с параметрами, установленными в техническом задании (ТЗ). Техническое обслуживание — этап эксплуатации, направленный на поддержание надежности и готовности технических объектов и их элементов к штатной эксплуатации. В этот этап входят работы по профилактике, контролю, регулированию, смазке и др. Ремонт — это совокупность технических мероприятий, осуществляемых с целью восстановления работоспособности устройств. Показатели назначения входят в техническое задание, в котором указывается назначение объекта, его состав, структура, особенности и ряд технико-экономических показателей: ü технические характеристики — вид и скорость движения, производительность, надежность, масса, габариты, КПД, точность; ü энергетические характеристики — источники питания, мощность, КПД; ü устойчивость к внешним воздействиям, влияющим на работу объекта; ü стоимость и другие показатели, зависящие от назначения ü объекта проектирования. Отметим одно из противоречий, возникающих в группе эксплуатационных требований: для обеспечения требований технического обслуживания и ремонта необходимо предусмотреть в конструкции подходы к ряду агрегатов и узлов, что реализуется обычно введением люков, откидных крышек и т. д. Это приводит к увеличению массы конструкции, что нежелательно для технических характеристик изделий. Надежность — свойство изделий выполнять в течение заданного времени или заданной наработки свои функции и сохранять в заданных пределах эксплуатационные показатели. Надежность характеризуется безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью. Безотказность — свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов. Отказ машины может происходить не только по причине разрушения отдельных узлов или деталей, но и по причине выхода за пределы норм погрешностей выполнения машиной своего функционального назначения. Очень часто приходится останавливать машину, потому что она выполняет свою работу, свои функции с такими ошибками (отклонениями), при которых либо полностью нарушается технологический процесс производства, либо производимые изделия и операции получаются непригодными (брак). Практически эти два фактора -поломка деталей и нарушение точности работы конструкции -определяют функциональную надёжность машины. Оба фактора зависят от выполнения функционально-эксплуатационных требований, заложенных в конструкцию машины. Долговечность — свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Ремонтопригодность — приспособленность изделия к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонта. Сохраняемость — свойство изделия сохранять обусловленные эксплуатационные показатели в течение срока хранения, установленного в технической документации, а также после срока хранения и транспортирования. Свойство безотказности существенно для изделий, выход из строя которых вызывает катастрофические последствия, например отказ устройств летательного аппарата может привести к его гибели. Отметим, что у объектов, эксплуатирующихся на земле, после отказа возможно восстановление работоспособности. В наиболее ответственных системах для повышения надежности используется резервирование. Под резервированием понимают метод повышения надежности путем введения резервных и дублирующих частей, являющихся избыточными по отношению к минимальной, функциональной структуре изделия, необходимой и достаточной для выполнения заданных функций. Например, при низкой надежности электродвигателя для повышения надежности электропривода в конструкцию вводят второй (резервный) двигатель, а на КА для открытия активных замков дублирование осуществляется трижды. Для повышения надежности возможно использование предохранительных устройств, например предохранительных муфт, ограничивающих вращающий момент, передаваемый на последующие звенья передачи. Массогабаритные показатели важны при создании технических объектов. Конструктор должен обеспечить требования ТЗ по массе. Основой минимальных массы и габаритов механизма является правильный выбор материала, рациональной конструктивно-силовой схемы, формы и размеров деталей, применение композитов и т. д. При выборе материала целесообразно использовать металлы с высокой удельной прочностью, неметаллы и композиты. При выборе формы детали балочного типа необходимо выбрать рациональное сечение и обеспечить равнопрочностъ. При разработке любой конструкции актуален вопрос материалоемкости, так как стоимость материала в общей стоимости изделия доходит до 80% в машиностроении, а в автомобильной промышленности — до 70%. Важным параметром любого механизма является КПД. Одной из важнейших задач конструктора является обеспечение максимального КПД передачи. Повысить КПД можно путем перехода к более совершенным типам передач, у которых меньше потери на трение, например заменой передачи винт — гайка скольжения на шариковинтовую передачу (ШВП) или роликовинтовую передачу (РВП). При использовании подшипников скольжения нужно применять такие материалы для вала и подшипника, чтобы они образовывали антифрикционную пару, определяемую низким коэффициентом трения, высокой износостойкостью при правильном выборе смазочного материала. При высоком КПД снижается расход энергии. В механизмах, узлах и деталях должна быть обеспечена необходимая точность. Снижение точности ухудшает эксплуатационные характеристики изделия, а завышение увеличивает стоимость конструкции. Разрушение деталей - следствие недостаточной их объёмной и поверхностной прочности. При существующих в настоящее время ассортименте машиностроительных материалов, методах изготовления и современном состоянии науки о прочности практически для любых конструкций нет деталей и узлов, которым нельзя было бы придать неограниченную долговечность и гарантировать от разрушения. То обстоятельство, что разрушение деталей всё же происходит, объясняется конструктивными и технологическими дефектами, неправильной эксплуатацией или случайностью. Конструктивные дефекты - это прежде всего неверная оценка степени нагружения детали, местоположения опасных сечений и наиболее нагруженных точек детали. Обычные методы расчёта позволяют определить напряжения с удовлетворительной точностью лишь для сравнительно немногих простейших случаев деформации. Расчёты большинства сложных деталей на прочность основаны на упрощениях, которые не всегда выдерживаются в реальных условиях. Главные факторы, обусловливающие отклонения истинных величин напряжений от величин, определяемых расчётом, следующие: ü отклонение расчётной схемы от действующих условий нагружения; ü отклонение фактической величины действующих сил от номинальных значений; ü отклонение фактических напряжений от номинальных. Эти отклонения объясняются влиянием сопряжённых деталей, упругими свойствами системы, неточностями изготовления, монтажа, перегрузками вследствие превышения расчётных режимов эксплуатации, изменением характеристик прочности в связи с изменением температуры при работе детали и в результате действия вибраций, изменением формы и размеров деталей в результате износа. Таким образом, для предохранения деталей от разрушения конструктор должен учитывать следующие функционально-эксплуатационные требования: ü объёмную и поверхностную прочность при статистических и динамических нагрузках; ü жёсткость конструкции; ü износостойкость трущихся узлов; ü тепло- и хладостойкость деталей; ü вибростойкость конструкции. Второй фактор отказа машины (нарушение функциональной точности машины) - это следствие отклонений формы, размеров и расположения деталей, составляющих конструкцию. Такие отклонения возникают в результате ошибок при изготовлении деталей и узлов машины, неизбежных деформаций в конструкции под влиянием действующих нагрузок, износа трущихся деталей, неточностей монтажа и регулировки, температурных изменений. Ошибки изготовления, зазоры в подвижных соединениях узлов машины обычно учитываются конструктором в процессе разработки конструкции на основе теории точности. Влияние факторов деформации деталей и их износа достаточно трудно учесть, во-первых, потому, что ещё недостаточно разработана теоретическая база для проведения таких расчётов, а во-вторых, эти факторы непрерывно изменяются в процессе эксплуатации машины. Поэтому наряду с проведением теоретических расчётов точности работы машины конструкторы всегда предусматривают в ней возможности выполнения необходимых регулировок и автоматических компенсаторов изменения формы, размеров и расположения деталей. Следовательно, для установления нормальной функциональной точности работы машины конструктору необходимо учитывать такие функционально-эксплуатационные требования: а) статическую и динамическую точность работы устройства; б) жёсткость деталей и узлов конструкции; в) износостойкость трущихся поверхностей машины. Последние два фактора влияют одновременно и на точность работы машины, и на фактор разрушения деталей. Все вышеперечисленные функционально-эксплуатационные требования являются основой для создания рациональной конструкции машины. Однако не всегда удаётся даже при самых старательных поисках найти решение, полностью отвечающее таким требованиям.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |