КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технико-экономические требования
Конструктор должен хорошо знать технологию производства, её современные достижения. Непременное требование технологичности - соответствие конструкции масштабам выпуска и условиям производства. Очень важным показателем технологичности является простота и целесообразность конструкции. Изделие необходимо создавать из наименьшего количества простых деталей минимального веса при наиболее удобном их изготовлении и лёгкой сборке. При образовании конструктивных форм желательно применять простые (цилиндрические и плоские) поверхности, их сочетание при наименьшем числе обрабатываемых поверхностей и минимальной их площади. При выборе материала и формы детали, её размеров и допусков, кроме эксплуатационных требований, надо учитывать технологические возможности современного производства вообще и конкретного производства в целом. Конструкция, технологичная для массового производства, может быть нерациональной для мелкосерийного и т.д. При разработке конструкции изделия следует стремиться к достижению минимальных затрат времени, труда и средств, необходимых для изготовления в конкретных условиях данного производства. В этом случае конструкция будет считаться технологичной. Производственно-технологические требования Технологичной называют такую конструкцию, для создания которой требуются наименьшие затраты времени, труда и средств при заданном объеме выпуска в условиях данного производства. Например, в серийном и массовом производствах более технологична та конструкция, в процессе изготовления деталей которой удается получить форму заготовки, максимально приближенную к конечной форме детали. Технологичность детали в большей мере определяется формой и размерами заготовки, которые должны быть, возможно, близкими к форме и размерам готовой детали. Следует переносить основную часть работы по формированию детали из механической обработки, как более трудоёмкой и дорогой, на обработку давлением или литьём. Общие показатели технологичности оцениваются коэффициентами сборности (блочности) изделия, коэффициентами использования рациональных материалов и удельной материалоёмкости, Коэффициент сборности, характеризующий простоту монтажа изделия, вычисляют по формуле Ксб где - общее количество составных частей изделия; - количество специфицируемых составных частей изделия, входящих непосредственно в данное изделие, записанных в разделы спецификаций «Комплекты». «Сборочные единицы». «Комплекты», «Прочие изделия» и имеющих собственные спецификации. Коэффициент использования рациональных материалов определяют, когда в конструкции целесообразно максимально использовать отдельные виды материалов, например, полимерные, лёгкие магниевые и алюминиевые сплавы, сортовой прокат и т.д. Коэффициент использования материала где - общая масса изделия;. - суммарная масса рассматриваемого материала в изделии. Удельную материалоёмкость вычисляют как отношение массы готового изделия (М) к её главному параметру (В): При определении удельной материалоёмкости за основной параметр В принимается один из главных показателей назначения изделия, например, производительность машины и т.п. Рассмотрим примеры взаимодействия между эксплуатационными и производственно-технологическими требованиями. При повышении точности обработки и уменьшении шероховатости контактирующих поверхностей в подшипнике скольжения увеличивается его долговечность, т. е. улучшаются эксплуатационные показатели, однако повышаются затраты труда и средств, т. е. ухудшаются производственно-технологические и экономические показатели. Из этого противоречия следует, что не рекомендуется необоснованно завышать точность обработки поверхностей. Использование в конструкции стандартных деталей упрощает ее ремонт и позволяет автоматизировать изготовление таких деталей. Следовательно, улучшаются как эксплуатационные, так и производственно-технологические показатели, т. е. они взаимодействуют, а не противоречат один другому. Экономический фактор играет первостепенную роль в конструировании. Частности конструкции не должны заслонять основной цели конструирования - увеличения экономического эффекта машин. Многие конструкторы считают, что экономически конструировать — значит уменьшать стоимость изготовления машины, избегать сложных и дорогих решений, применять наиболее дешевые материалы и наиболее простые способы обработки. Это только небольшая часть задачи. Главное значение имеет то, что экономический эффект определяется величиной полезной отдачи машины и суммой эксплуатационных расходов за весь период работы машины. Стоимость машины является только одним не всегда главным, а иногда и очень незначительным составляющим этой суммы. Экономически направленное конструирование должно учитывать весь комплекс факторов, определяющих экономичность машины и правильно оценивать относительное значение этих факторов, Это правило часто игнорируют. Стремясь к удешевлению продукции, конструктор нередко добивается экономии в одном направлении и не замечает других, гораздо более эффективных путей повышения экономичности. Более того, частная экономия, осуществляемая без учета совокупности всех факторов, нередко ведет к снижению суммарной экономичности машин. Главными факторами, определяющими экономичность машин, являются: · величина полезной отдачи машины (коэффициент использования); · долговечность; · надежность; · расходы на оплату труда операторов; · потребление энергии; · стоимость ремонтов. Коэффициент использования машины представляет собой отношение времени фактической работы машины за определенный период к длительности этого периода. Средний за период эксплуатации коэффициент использования где, H — период эксплуатации машины, h — фактическое время работы машины за этот период. Если машина работает до полного исчерпания своего механического ресурса, то h представляет собой долговечность машины D (общую возможную ее наработку за период эксплуатации). Тогда Величина для машин, работающих по календарному режиму, зависит главным образом от: 1) числа рабочих смен и 2) холостого времени (простои из-за неисправностей машины, недогрузка из-за нарушений производственного ритма). Рентабельность машины выражается отношением полезной отдачи машины От за определенный период к сумме расходов Р за тот же период: Существует обширная категория машин (неавтоматизированные металлорежущие станки, автомобили, дорожные, строительные, сельскохозяйственные и тому подобные машины), которые не могут функционировать без постоянно прикрепленного оператора. Здесь расходы на труд относительно велики и не поддаются существенному сокращению. Соответственно невелико значение стоимости машины в сумме эксплуатационных расходов, как это показано в предыдущем примере. У машин, которые длительное время могут функционировать без участия оператора (электродвигатели, электрогенераторы, насосы, компрессоры и т. п.), расходы на труд состоят только из стоимости периодического ухода и наблюдения за их работой. В некоторых отраслях промышленности, использующих высокомеханизированное оборудование с большим числом однотипных единиц (текстильная промышленность), значительного сокращения расходов на труд можно достичь переходом на многостаночное обслуживание. К машинам, у которых расходы на труд минимальны, относятся полуавтоматы и автоматы. В этой категории машин относительная роль стоимости машины выше. У тепловых машин фактор энергопотребления отодвигает на задний план стоимость машины, а иногда и расходы на труд. Есть машины, у которых расход энергии незначителен вследствие высокого КПД (электрогенераторы, редукторы и т. п.). Если к тому же невелик и расход на оплату труда, то стоимость машины приобретает доминирующее значение. Стоимость машины при прочих равных условиях в решающей степени зависит от серийности выпуска. При массовом выпуске стоимость машины невелика и ее роль в эксплуатационных расходах гораздо меньше, чем у машин мелкосерийного или тем более индивидуального выпуска, Следует отметить, что наряду с уменьшением индивидуальной стоимости машин существует более эффективный способ снижения стоимости машиностроительной продукции в целом — сокращение номенклатуры объектов производства путем выбора рационального типажа машин и удовлетворения потребностей народного хозяйства наименьшим числом их типоразмеров У машин некоторых классов большое значение имеют расходы на амортизацию, обслуживание и ремонт производственных зданий и сооружений. Как общее правило, экономический эффект в наибольшей степени зависит от величины полезной отдачи и долговечности машины. Эти факторы должны стоять в центре внимания при конструировании машин. Столь же большое значение имеет надежность, определяющая объем и стоимость ремонтов, производимых за время эксплуатации машин. На практике расходы на ремонт могут достигать очень большой величины, превышая в некоторых случаях стоимость машин в несколько раз. Иногда расходы на ремонт поглощают большую часть доходов, приносимых машиной, что делает эксплуатацию машины нерентабельной. В настоящее время назрела задача перехода на безремонтную эксплуатацию, под этим понимают: ü устранение капитальных ремонтов; ü устранение восстановительного ремонта и замена его комплектационным ремонтом, осуществляемым сменой износившихся деталей, узлов и агрегатов; ü устранение вынужденных ремонтов, вызванных поломкой н износом детален, систематическим проведением планово-предупредительных ремонтов.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |