КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая профессия, ее миссия и место в профессиональной сфере человека
Сущность педагогической деятельности и требования к личности педагога Лекция 19
1. Педагогическая профессия, ее миссия и место в профессиональной сфере человека. 2. Социально и профессионально обусловленные требования к личности педагога. 3. Структура педагогической деятельности. 4. Уровни развития профессионализма педагога.
В условиях реформирования высшей и средней школы, при которых вариативность и дифференциация образования, свобода образовательного выбора, инновационный характер образовательных учреждений (гимназии, лицеи, колледжи, образовательные комплексы) стали реальностью, предъявляются повышенные требования к профессиональной подготовке учителя (преподавателя), его педагогическому мастерству, профессиональной компетентности и общей культуре. Кризис традиционной педагогики, несостоятельность авторитарного подхода к воспитанию подрастающего поколения с одной стороны и переориентация общественного сознания, связанная с актуализацией проблем человека в современном мире – с другой, выдвинули на первый план проблему гуманизации образования. Принципы реализации гуманистической направленности педагогической деятельности в высшей школе предполагают: пересмотр и переоценку всех компонентов педагогического труда и его структуры; организацию обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей и жизненных устремлений учащихся; применение стиля педагогического общения и утверждение паритета отношений в учебно-воспитательном процессе; очеловечивание учебного материала, означающее включение аксиологической и культурологической составляющих в его содержание; дифференциация содержания обучения и учебной деятельности, соотношение учебного материала с индивидуально-типологическими особенностями учащегося. К.Роджерсом, одним из основателей гуманистической психологии, выделены системообразующие качества образа нового педагога: понимание ценности и значимости каждого человека; способность к личностному ответственному выбору; значимость радости учения как творчества; открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; эмпатическое понимание образа мыслей и поведения учащегося. Деятельность педагога трудна и уникальна, имеет сложную организацию и динамическую структуру. В качестве структурных компонентов любой деятельности, а значит и педагогической выделяются: «мотив – цель – действия – операции» (А.Н.Леонтьев). Профессиональная педагогическая деятельность есть система и последовательность педагогически целесообразных действий педагога, направленных на достижение поставленных целей путем решения педагогических задач. Н.В.Кузьмина выделяет в психологической структуре деятельности педагога пять функциональных компонентов: гностический (познавательный), проектировочный, конструкторский, организаторский, коммуникативный. Эффективность решения педагогических задач и ситуаций зависит от наличия или отсутствия вышеопределенных компонентов, их соотношения. По временному признаку педагогические задачи делятся на стратегические, обусловленные далекими перспективами; тактические, определяемые близкой перспективой; оперативные, диктуемые конкретной ситуацией. Предъявляются особенные требования к умению педагога формулировать задачи и решать их. В соответствии с развивающей функцией образования важнейшими педагогическими задачами для учителя выступают развитие в каждом ученике уникальной личности и организация процесса обучения на основе индивидуального подхода. Основные пути решения этих задач следующие: дифференциация содержания обучения и учебной деятельности обучаемых; выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика как персональный путь реализации его личностного потенциала. Исследуя специфику профессиональной деятельности педагога, многие исследователи пришли к выводу о том, что важнейшим условием ее (деятельности) продуктивности выступает собственная личность педагога. Качество образования, эффективность педагогического процесса определяются не только высоким профессионализмом и продуктивными технологиями, а прежде всего особенностями личности учителя. Другими словами, при решении педагогических задач учитель опирается на систему знаний и умений, а также личностные качества.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |