КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инсценировка
Судья. Чем вы занимаетесь? Бродский. Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю… Судья. Никаких «я полагаю». Стойте как следует! Смотрите на суд! У вас есть постоянная работа? Бродский. Я думал, что это – постоянная работа. Судья. Отвечайте точно! Бродский. Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Судья. Почему вы не работали? Бродский. Я работал. Я писал стихи. Судья. А кто признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам? Бродский. Никто. А кто причислил меня … к роду человеческому? Судья. А вы учились этому? Чтобы быть поэтом? Бродский. Я не думал, что это даётся образованием. Я думаю, это… от Бога… Судья. Бродский систематически не выполняет обязанностей советского человека по производству материальных ценностей и личной обеспеченности, что видно из частой перемены работы. Предупреждался органами МГБ в 1961 году и в 1963 – милицией. Обещал поступить на постоянную работу, но выводов не сделал, продолжал не работать, писал и читал на вечерах свои упадочнические стихи. Из справки Комиссии по работе с молодыми писателями видно, что Бродский не является поэтом. Его осудили читатели газеты «Вечерний Ленинград». Поэтому суд применяет Указ от 4 мая 1961 года: сослать Бродского в отдалённые местности сроком на пять лет с применением обязательного труда. 6-й чтец (стихотворение исполняется на фоне музыки А. Вивальди). Я входил вместо дикого зверя в клетку, выжигал свой срок и кликуху гвоздём в бараке, жил у моря, играл в рулетку, обедал черт знает с кем во фраке. С высоты ледника я озирал полмира, трижды тонул, дважды бывал распорот. Бросил страну, что меня вскормила. Из забывших меня можно составить город. Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна, надевал на себя что сызнова входит в моду, сеял рожь, покрывал чёрной толью гумна и не пил только сухую воду. Я впустил в свои сны воронёный зрачок конвоя, жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок. Позволял своим связкам все звуки, помимо воя; перешёл на шёпот. Теперь мне сорок. Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность. Но пока с горем рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность.
2-й ведущий. Ссылку поэт отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норинской. Критик. «Деревня находится километрах в тридцати от железной дороги, окружена болотистыми северными лесами. Иосиф делал там самую разную физическую работу. Когда мы с писателем Игорем Ефимовым приехали к нему в октябре 1964 года, он был приставлен к зернохранилищу – лопатить зерно, чтоб не грелось. Относились к нему в деревне хорошо, совершенно не подозревая, что этот вежливый и спокойный тунеядец возьмёт их деревню с собой в историю мировой литературы» (Я. Гордин). (Фонограмма песни «Зимним вечером на сеновале», 1 куплет.) 2-й чтец. В деревне Бог живёт не по углам, как думают насмешники, а всюду. Он освещает кровлю и посуду и честно двери делит пополам. В деревне он в избытке. В чугуне Он варит по субботам чечевицу, приплясывает сонно на огне, подмигивает мне, как очевидцу. Он изгороди ставит. Выдаёт девицу за лесничего. И в шутку устраивает вечный недолёт объездчику, стреляющему в утку. Возможность всё это наблюдать, к осеннему прислушиваясь свисту, единственная, в общем, благодать, доступная в деревне атеисту. 2-й ведущий. В ссылке поэт гораздо лучше осознал свои поэтические задачи и своё поэтическое кредо, не зная только, позволят ли ему реализовать свои возможности до конца. Бродский. И вот я скажу вам… напоследок: главное не изменяться, я сообразил это. Я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти. Внутри какая-то неслыханная бесконечность и отрешённость, Ия разгоняюсь всё сильнее и сильнее. Единственное, о чём можно пожалеть, что мне помешают сказать об этом всем остальным, - не будет возможности написать эти главные стихи. Но даже когда я буду знать, что я чист перед Богом (и перед землёю), потому что я поступил так, как это нужно небу. (Из письма Иосифа Бродского.) (Песня «Как славно вечером в избе» исполняется под гитару.) 2-й ведущий. В защиту несправедливо изгнанного поэта выступили представители творческой интеллигенции: Анна Ахматова, Корней Чуковский, Константин Паустовский, Самуил Маршак, Дм. Шостакович. Возмущенные отклики появились в международной прессе. Их голоса были услышаны: под давлением общественности Бродский был освобождён. Но с 1957 года по 1972 в советской печати было опубликовано лишь четыре его стихотворения. Бродский. Покидая Россию не по собственной воле, о чём вам, должно быть, известно… (Фонограмма песни «Неоконченный отрывок», 1 куплет и припев. На экране – фотографии цикла «СССР в лицах и фактах».) Бродский. Я верю, что вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге… 1-й ведущий. С 1972 года русский поэт Иосиф Бродский живёт в Соединённых Штатах Америки.
4-й чтец. Не приходи сюда. Нас нет, Орфей. Не вызвать нас, подобно Эвридике. Мы – только тени от строки твоей. Снег падает, и лица наши дики. Перед тобой виновная земля Тебя не ждёт и тяготится нами, Поскольку тени в вытертых пальто Ни встречи не достойны, ни разлуки. И только тем знакомы небу, что, Не удержав тебя, разжали руки… Татьяна Вельтская. «На возможный приезд Бродского». Бродский. Те 15 лет, что я провёл в США, были для меня необыкновенными, поскольку все оставили меня в покое. Я вёл такую жизнь, какую, полагаю, и должен вести поэт – не уступая публичным соблазнам, живя в уединении. Может быть, изгнание и есть естественное условие существование поэта… Критик. В США Бродский в полной мере реализовал все те возможности творческого роста, а также издательской активности, которые ему предложили двухсотлетняя демократия, сверх развитые рыночные отношения и чрезвычайно мощная система поддержки университетского образования. В 1991 году стал профессором литературы в колледже Маунт Холлиок в штате Массачусетс. С мая 1992 года назначен Поэтом-Лауреатом Конгресса США. 1-й ведущий. «Часть речи», «Новые стансы к Августе», «Урания», «В Англии», «Конец прекрасной эпохи», «Римские элегии»… Это названия поэтических сборников, которые вышли за границей. Много места в его стихах занимают темы смерти и любви, семьи, частной жизни (На экране – названия сборников.)
4-й чтец (читает на фоне пьесы в исполнении гитариста Джесси Кук.) Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером подышать свежим воздухом, веющим с океана. Закат догорал на галёрке китайским веером, и туча клубилась, как крышка концертного фортепиано. Четверть века назад ты питала пристрастие к люля и к финикам, рисовала тушью в блокноте, немножко пела, развлекалась со мной; но потом сошлась с инженером-химиком и, судя по письмам, чудовищно поглупела. Теперь тебя видят в церквах в провинции и в метрополии на панихидах по общим друзьям, идущих теперь сплошною чередой; и я рад, что на свете есть расстояние более немыслимое, чем между тобой и мною. Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем ничего уже не связано; никто их не уничтожил, но забыть одну жизнь, человеку нужна, как минимум, ещё одна жизнь. И эту долю я прожил. Повезло и тебе: где ещё, кроме разве что на фотографии, ты пребудешь всегда без морщин, молода, весела, глумлива? Ибо время, столкнувшись с памятью, узнает о своём бесправии. Я курю в темноте и вдыхаю гнильё отлива. 3-й чтец. Снег идёт, оставляя весь мир в меньшинстве. В эту пору – разгул Пинкертонам., и себя настигаешь в любом естестве по небрежности оттиска в оном. За такие открытья не требуют мзды; тишина по всему околотку. Сколько света набилось в осколок звезды, на ночь глядя! как беженцев в лодку. Не ослепни, смотри! Ты и там сирота, отщепенец, стервец, вне закона. За душой, как ни шарь, ни черта. Изо рта – пар клубами, как профиль дракона. Помолись лучше вслух, как второй Назорей, за бредущих с дарами в обеих половинках земли самозваных царей и за всех детей в колыбелях. (Песня «Не забывай никогда…» исполняется под гитару.) 1-й ведущий. Одно из стихотворений Иосифа Бродского было предложено для написания отзыва участникам областной олимпиады по русскому языку. Послушайте отрывок из сочинения выпускницы гимназии №1 г. Лиды Ольги Герасимович. Пока существует мир, люди всегда будут пытаться решить для себя загадку его происхождения, будут обращаться к вопросам религии и искусства, будут задумываться о судьбе, об истине, о Боге. Бродский был одним из тех, кто во времена атеизма размышлял о христианских ценностях. Его поэзия – попытка охватить всё культурное наследие человечества, переосмысление философских вопросов, раскрытие тайн бытия. Стихотворение «Колыбельная» относит читателя к событиям древности – ко времени, когда родился Христос. Стихотворение необычно тем, что представляет собой колыбельную, обращение матери к сыну. Немногим под силу дать новую трактовку вечным образам, сохранив в то же время их изначальное обаяние, не нарушив их исторической правдивости. Бродскому удалось передать внутреннее мужество матери Христа принять свой удел от Бога. Любовь и нежность к сыну освещается осознанием тяжкой судьбы, предназначенной ему. Великое благословение получила Мария от Бога: ей суждено быть матерью Спасителя. Но в то же время это является и жесточайшим испытанием, ведь для матери нет ничего страшнее, чем муки сына… 5-й чтец (стихотворение исполняется на фоне мелодии Шуберта).
Родила тебя в пустыне я не зря. Потому что нет в помине в ней царя. В ней искать тебя напрасно. В ней зимой стужи больше, чем пространства в ней самой.
У одних – игрушки, мячик, дом высок. У тебя из игр ребячьих – весь песок.
Привыкай, сынок, к пустыне, как к судьбе. Где б ты ни был, жить отныне в ней тебе.
Я тебя кормила грудью. А она приучила взгляд к безлюдью, им полна.
Той звезде – на расстоянье страшном – в ней твоего чела сиянье знать, видней.
Привыкай, сынок, к пустыне, под ногой, окромя неё, твердыни нет другой.
В ней судьба открыта взору. За версту в ней легко признаешь гору по кресту.
Не морские, знать, в ней тропы! Велика и безлюдна она, чтобы шли века.
Привыкай, сынок, к пустыне, как шепоть к ветру, чувствуя, что ты не только плоть.
Привыкай жить с этой тайной: чувства те пригодятся, знать, в бескрайней пустоте.
Не хужей она, чем эта: лишь длинней, и любовь к тебе – примета места в ней.
Привыкай к пустыне, милый, и к звезде, льющей свет с такою силой в ней везде,
будто лампу жжёт, о сыне в поздний час вспомнив, тот, кто сам в пустыне дольше нас.
1-й ведущий. Стихотворение «Колыбельная» помогает приблизиться к пониманию христианских символов, взаимоотношений человеческого и божественного. Бродский писал, что способ думать, которым пользуется поэт, сообщает мысли особое ускорение, которое заводит его гораздо дальше, чем он мог предположить. Быть может, творчество – это то, что человек получает от Бога, свыше. 2-й ведущий. Декабрь 1987 года. Стокгольм. Шведская академия наук. Сорокасемилетний поэт Иосиф Бродский награждается Нобелевской премией по литературе за «всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины». Он стал пятым нобелевским лауреатом в русской литературе вслед за Иваном Буниным, Михаилом Шолоховым, Борисом Пастернаком, Александром Солженицыным. Нобелевскую речь, как и стихи, поэт читал по-русски, а затем дал интервью. Журналист. Изменился ли поэт Иосиф Бродский со времени первых стихов 60-х годов до сегодняшнего дня? Бродский. Думаю, что изменился. Должен был измениться. Время не проходит бесследно. Журналист. Какую линию вы продолжаете в русской поэзии, кто ваши учителя? Бродский. Этот список довольно большой. Начиная с Кантемира, - Державин, Баратынский, Александр Сергеевич, конечно, Вяземский. В ХХ веке наиболее существенными для меня были Цветаева, Мандельштам, Ахматова, Пастернак, Клюев. Из последнего поколения Заболоцкий. Журналист. Что вы хотите сказать молодым поэтам, которые начинают свой путь в литературе? Бродский. Что говорить… надеюсь, они понимают, какую дорогу они себе выбрали. (Стихотворение исполняется на фоне музыки А. Вивальди.)
6-й чтец. Только пепел знает, что значит сгореть дотла. Но я тоже скажу, близоруко взглянув вперёд: не всё уносимо ветром, не всё метла, широко забирая по двору, подберёт. Мы останемся смятым окурком, плевком, в тени под скамейкой, куда угол проникнуть лучу не даст. И слежимся в обнимку с грязью, считая дни, в перегной, в осадок, в культурный пласт. Замаравши сосок, археолог разинет пасть отрыгнуть; но его открытие прогремит на весь мир, как зарытая в землю страсть, как обратная версия пирамид. «Падаль!» - выдохнет он, обхватив живот, но окажется дальше от нас, чем земля от птиц, потому что падаль – свобода от клеток, свобода от целого: апофеоз частиц. 1-й ведущий. Судьба отмерила ему ещё 9 лет. Иосиф Бродский умер в возрасте 55 лет, 28 января 1996 года. Дата его смерти символична: 28 января (по старому стилю) скончались Пётр Великий и Достоевский, 29 – Пушкин.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |