КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция. Право средневекового Китая
План. Интервью
1.Источники права средневекового Китая. Общая характеристика сборника «Уголовное установление Тан (Тан люй шу и)» и законов Великой династии Мин» 2.Правовое положение основных групп населения. 3.Регулирование имущественных отношений, семейное и наследственное право. 4.Основные понятия и принципы уголовного права и судебного процесса. Библиография. Источники. 1.Законы Великой Династии Мин со сводным комментарием и приложением постановлений/ Перевод с китайского, исследование, примечания и приложения Н. П. Свистуновой. М. 1997 2.Законы Великой династии Мин // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века/ сост. проф. В.А. Томсинов. М.: «Зерцало», 2000 3.Уголовное установление Тан с разъяснениями (Тан люй шу и)/ Введ., пер. с кит. и комментарии В.М. Рыбакова, Цзюани 1-8. СПБ., 1999; Цзюани 9 – 16. СПБ., 2002
4.Уголовное установление Тан // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В двух томах. Т I. Древний мир и средние века/ Отв. Ред. Д. ю. н. проф. Н. А. Крашенинникова. М.: Норма, 2005 Литература 1.История Востока: В 6т. Т.2. Восток и средние века. М., 1995 2.История государства и права зарубежных стран / Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М.: 1998. Ч.I 3.История государства и права зарубежных стран: учебно – методическое пособие / Отв. ред., д.ю.н. проф. Н. А. Крашенинникова. М.: Норма, 2005 4.Козина Е. М. Социально – правовое положение зависимого населения в Китае // Рабство в странах Востока в средние века. М.: 1986 5.Крашенинникова Н. А. История права Востока., М.: 1994 6.Качанов Е. И. Основы Средневекового Китайского права (VII-XIII вв.). М.:1986 7.Попов П. С. Краткий исторический очерк уголовного законодательства Китая с древних времен до второй половины X века. СПБ., 1880 8.Рыбаков В. М. Правовые привилегии и понятие «Тени»/ по материалам Танского Кодекса(«Тан люй шу и»)/ Общество и государство в Китае. М., 1981 9.Рыбаков В. М. Танское законодательство о преступлениях против имущества//Петербургское востоковедение Вып. I. СПБ., 1992 10. Танское Законодательство о преступлениях против имущества/ Пер. с кит., вступ. и коммент. В.М. Рыбакова ч. I // Народы Азии и Африки. 1985, №6
11.Томсинов В. А. История государства и права зарубежных стран (Древность и средние века). Учебно – методическое пособие к семинарским занятиям. М.: Издательство «Зерцало»,2000 На развитие права средневекового Китая большое влияние оказали этико – политические конфуцианства, выступающего за приоритет морали над законом и политико – правовые концепции легизма, провозгласившие жесткое законодательное регулирование государством всех сторон жизни. Именно эти учения в сочетании с древнейшей традицией заложили основы средневекового китайского права. В VI в. до н.э. создает свое учение великий философ древности Конфуций. Основной философской идеей конфуцианства является идея гармонии как главного условия всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире и, следовательно, и счастья людей. Она включает в себя как гармонию между людьми и природой, так и гармонию между самими людьми, выражающуюся в их поведении. Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм («ли»), закладываемых воспитанием и исполняемых в силу долга, как наиболее полно соответствующих человеческой природе. Гармоничное общество, согласно учению Конфуция, созданное на основе «веления Небес», верховной организующей силе мирового устройства – это совокупность групп (объединение людей), каждая из которых должна существовать в социальных и правовых условиях, максимальных для осуществления отведенных ей функций. Главной цементирующей идеей такого объединения является идея «сяо» - сыновней любви, почитания старших, а также вышестоящих на иерархической лестнице. При этом общество рассматривается как большая семья, во главе которой стоит правитель, на несколько ступеней возвышающийся над главой обычной семьи. В IV – первой половине до н.э. начался периож преодоления раздробленности, укрепления центральной власти путем подавления сепаритизма родовой аристократии. В это время и было создано легистское учение об управлении народом и государством, наиболее ярким представителем которого был Шан Ян, отстаивающий абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определяет всю жизнь подданных. Теоретическую основу легизма составили представления о применении законов «фа», как наиболее действенного инструмента достижения практической пользы государства и правителя. Представители «легистов»(школы закона) стремились в короткие сроки улучшить мир, считая, что все население средневекового Китая, включая претендующую на власть высшую аристократию, должно полностью зависеть от указаний правителя. Средством установления такой зависимости должны стать законодательно вводимые награды и наказания. Легисты считали, что необходимо наказывать любого за малейшее нарушение приказов государя. После длительной борьбы конфуцианства и легизма на рубеже III в. до н.э. - I в. н.э. происходит слияние этих течений, что привело к оформлению кардинально нового учения – ортодоксального конфуцианства, вобравшего в себя отдельные положения как первого, так и второго течений политико – правовой мысли. Доминирующей идеей этой идеологии была конфуцианская идея неравенства людей, социальных, ранговых различий, а также различий в зависимости от места в семье, пола, возраста. Основным тезисом ортодоксального конфуцианства, завершившего свое оформление к периоду правления династии Тан, являлось утверждение того, что надежное управление государством возможно лишь при комплексном использовании позитивных норм «ли» и негативных, запрещающих норм «фа». Ортодоксальное конфуцианство не отвергало закона, строгих наказаний, взаимодействия с моралью. Отсюда следовало, что мораль и право совпадали. Мораль вырабатывала стиль поведения, а право с помощью наказаний запрещало от него отклоняться. Нормы господствующей конфуцианской морали отныне стали насаждаться силой, строгой карой закона («фа»). Слияние конфуцианства и легизма способствовало тому, что нормы «ли» приобрели большую обязательность и формализм. Это нашло отражение и в праве, в котором закреплялись нормы конфуцианской морали. Так, в Танском кодексе (VII в. н.э.) ссылки на конфуцианские нормы морали «ли» встречаются более 60 раз. Вместе с тем в традиционном праве сохранились многие легистские положения. Так, например, легистские требования круговой поруки, коллективной ответственности, поощрения доносов приобрели силу законов, но при определении меры наказания суды чаще всего руководствовались высказываниями Конфуция, осуждающего донос на родителей и родственников, как нарушение священного принципа «сяо», что нашло отражение в Танском законодательстве. Кодекс предусматривал наказание смертной казнью за донос на прямых родственников в 1-м и 2-м поколениях. Главной целью закона становится репрессия, санкция, дополняющая традиционные принципы повиновения старшим, воле правителя. Жизнь китайского общества регулировалась, с одной стороны, совокупностью традиционных морально – этических норм («ли»), а с другой – системой наказаний («син»). При этом считалось, что только элитарные слои китайского общества всегда соблюдают в своем поведении нормы «ли» и потому не подлежат наказанию со стороны государства. Те же, кто не следуют предписаниям морали, нуждаются в насильственном наказании. Становление в Китае писанного права претерпело длительную эволюцию. Источниками права средневекового Китая были правовые обычаи, судебная практика, императорские указы, законы. Согласно исторической традиции писанные законы в Китае появились в государстве Шань, а уже в X в. до н.э. в Чжоу, якобы существовал уголовный кодекс, насчитывающий 3 тыс. статей. Появление писанных законов в Китае фактически относится к VI – V вв. до н.э. Одним из первых писанных законов был закон о поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э., закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения. В 536 г. до н.э. в Древнем Китае был найден бронзовый треножник с текстом «Обозрение законов», основой которого стало понятие «у син», пяти видов наказаний за преступления: клеймение, обрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже V –IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, об орудиях казни и пытки. Этот сборник положил начало последующей практики разработки сборников законов. «Книга законов царства Вэй» была дополнена еще рядом глав, в частности нормами права в военном деле, о государственном коневодстве и о финансах. Писанные законы не вытеснили и широко распространенных в общинах норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений, в частности поземельных. Начиная с Хань сборники законов строились на уголовно – правовых нормах «люй», которые дополнялись новыми – «лин». Со временем термином «люй» стали обозначать нормы уголовного права, а «лин»- административного. В период династии Тан собрания законов разной силы и степени важности подразделялись на четыре группы: «люй», «лин», «кэ» и «ми». Законы «люй» фиксировали преступления и содержали точные меры наказания. Законы «лин» устанавливали правила и образцы поведения, а также регулировали взаимоотношения между «благородными» и «презираемыми», знатными и низкорожденными. Законы «кэ» и «ми» также относились к области административных правоотношений, но уже не в общегосударственном масштабе, а в пределах административной деятельности отдельных ведомств. Они регулировали правила награждения, субординации, а так же правила и инструкции, относившихся к внутреннему распорядку. Наиболее известны в средние века в Китае следующие своды законов: «Свод законов династии Тан» (VII в.), «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов» (960 – 963 гг.), «Свод законов из 900 статей» (XI в.) и «Свод законов династии Мин» (конец XIVв.). Основу свода уголовных установлений Тан составили указы основателя династии Тан императора Гао – цзу, а также нормы юридических сборников, созданные в эпоху правления императоров династии Суй. Смена правящих династий не прерывала преемственности права в средневековом Китае. Рассматриваемый правовой памятник был создан в период утверждения власти императорской династии Тан. Данный период совпал со временем интенсивных работ по систематизации действующего права. Кодекс «Уголовные установления Тан (Тан люй шу и)» - первый полностью дошедший до нас правовой памятник средневекового Китая, представляет собой сборник предписаний «люй» - норм главным образом уголовно – правового характера. Образцом для составления Танского кодекса послужил один из кодексов предыдущей династии Суй *. *свод законов, действовавший в годы правления Кай – Хуана (589-600 гг.), замененный более жестким кодексом времен правления Да-е (605 – 617гг.),непосредственно предписывающим начало правления династии Тан в 618 г. – см. «История государства и права зарубежных стран»: Учебно – методическое пособие (отв. ред. д.ю.н. проф Н.А. Крашенинникова).М.:Норма, 2005г, с.169. Полностью работа над кодексом была закончена лишь к 653 г. Существенным отличием Танской кодификации от других является наличие в ней разъяснений («шу и»), что отражено в самом названии памятника. Своеобразна структура кодекса. Он состоит из 30 цзюаней (частей - свитков), в каждом из них выделяются: основная норма, разъяснения к ней, комментарии, подразделяемых на 502 статьи, которые сведены в 12 разделов. В шести разделах можно выделить можно выделить следующие структурные аспекты: · Цзюани 1 – 6 (57 статей)- наказания и нормы их применения; · 7-8 цзюани (33 статей)- охрана и обеспечение запретов; · 9-11 цзюани (59 статей)- служебные обязанности и порядок их исполнения; · 12 – 14 цзюани (46 статей) – семья и брак · цзюань 15 (28 статей) – государственные конюшни и хранилища; · цзюань 16 (24 статьи) – самовластные мобилизационные действия. Наряду со сводом уголовных установлений в середине VII в. в Китае создается целая серия сборников правовых норм, регламентирующих разнообразные сферы общественной жизни. Так, в 651 г. появился сборник под названием «Тан лин», нормы которого определили структуру и регламентировали деятельность органов государственного управления, государственные повинности различных групп населения. Регулированию деятельности административных ведомств были посвящены нормы юридического сборника «Тан лю дянь», также созданного в середине VII в. В 960 – 963 гг. было составлено «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов», почти целиком повторяющее Танский кодекс.
Законодательная работа по кодификации законов продолжалась в последующие годы. В конце XI в. в Китае было создано специальное бюро по пересмотру и кодификации законов, которое, в частности, подготовило «Свод законов династии Мин», воспроизводивший могие положения предшествующих кодексов. Основу рассматриваемого правового свода составляет сборник законодательных актов основателя династии Мин императора Чжу – Юань – Чжана, составленный в конце XIV в. Назначение и юридическая природа сборника «Законов Великой династии Мин» раскрываются в предисловии к нему. По признанию императора, он издает законы с той целью, чтобы народ и сановники знали их, а также для того, чтобы внушить страх перед наказанием за совершения преступления. По распоряжению императора сборник его законов был размножен в столице и на местах. Вместе с тем в предисловии говорится о том, что сборники своих законов император предназначал для судий при вынесении наказании на основании данных им законов. Ведущее место занимают в нем нормы, определяющие меры наказаний за те или иные преступления. Большое место занимают также нормы, регламентирующие деятельность должностных лиц государственного управления. Большое место в сборнике отводится вопросу регулирования брачно – семейных отношений. Имеются нормы, регламентирующие хозяйственную деятельность, имущественные отношения. Таким образом, в данном правовом своде представлены самые разнообразные сферы жизни средневекового китайского общетва. Кодификация права продолжилась и после установления в Китае маньчжурской династии Цин (1644 – 1912 гг.). Уже в 1642 г., после захвата маньчжурами Пекина, началась работа по изучению Минского кодекса, одной из целей которой было внесение в него исправлений и изменений в соответствии с новыми политическими условиями. В результате этой работы в 1647г. был создан кодекс, подавляющее большинство положений которого было заимствовано из старого кодекса династии Мин (1369 – 1644гг.), причем часть из них в виде основных, коренных положений («люй»), которые не разрешалось изменять.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |