Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Медико-социальные и психологические аспекты смерти

Читайте также:
  1. Антропологические и аксиологические аспекты науки.
  2. Аспекты деятельности учителя-словесника: психолого-педагогический, художественно-исследовательский, социально-психологический.
  3. Банківська система: принципи побудови, цілі, механізм функціонування.
  4. Банковская система: структура и характеристика её элементов.
  5. Банковская тайна в сфере банковского маркетинга: правовые аспекты регулирования
  6. Возрастные аспекты внимания, памяти, научения, сознания
  7. Возрастные аспекты эмоций
  8. Вопрос 2. Речевая деятельность. Функции речи, её структурные единицы. Мозговая организация (основные нейропсихологические факторы).
  9. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов, этапы функционирования и развития.
  10. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРБАНИЗАЦИИ.
  11. Законодательные аспекты социальной защиты лиц пожилого и старческого возраста в РФ
  12. Индивидуально-психологические особенности личности осужденных



 

 

Смерть — прекращение жизнедеятельности организма в вследствие этого его гибель; в более широком смысле — необратимое прекращение обмена веществ в живой суб­станции, сопровождающееся разложением белковых тел. В зависимости от причин, обусловливающих наступле­ние смерти, у высших животных и у человека различа­ют:

- физиологическую смерть, или естественную, насту­пающую в результате физиологического (естественного) старения;

- патологическую смерть, или преждевременную, вы­зываемую болезненными состояниями организма, пора­жением жизненно важных органов.

Вопросы, связанные с изучением механизмов процесса умирания, а также возникающих при этом клинических, биохимических и морфологических изменений в организ­ме, составляют предмет науки танатологии Причины и меха­низмы смертельного исхода в каждом конкретном случае именуются как танатогенез. Состояние, пограничное меж­ду жизнью и смертью, называется терминальным. Оно включает 3 стадии.

Стадии умирания:

- предагональное состояние.

Сознание пациента еще сохранено, но оно спутано, артериальное давление постепенно снижается, пульс рез­ко учащается и становится нитевидным, дыхание учаща­ется и углубляется, кожные покровы бледнеют. Предаго­нальное состояние при многих хронических заболевани­ях может продолжаться в течение нескольких часов и заканчивается развитием терминальной паузы (кратко­временное прекращение дыхания), продолжающейся от 5—10 с до 3—4 мин. и сменяющейся агональным перио­дом.

- агония (от греч. борьба).

Характеризуется кратковременной активизацией ме­ханизмов, направленных на поддержание процессов жиз­недеятельности. Вначале за счет растормаживания под­корковых центров отмечается некоторое повышение ар­териального давления, увеличение частоты сердечных со­кращений, иногда даже восстановление сознания на несколько минут. Вслед за этим кажу­щимся улучшением состояния резко падает артериаль­ное давление (до 10—20 мм рт. ст.), сердечные сокращения урежаются (до 20—40 в мин/), дыхание становится неравномерным, поверхностным, с редкими, короткими и глубокими дыхательными движениями и, наконец, со­всем прекращается, сознание угасает. Происходят непро­извольные мочеиспускание и дефекация. Зрачки расши­ряются, исчезает роговичный рефлекс. Наблюдаются об­щие тонические судороги, температура тела снижается на 1-2 градуса. Продолжительность агонального периода у пациентов, умирающих от хронических заболеваний, может быть несколько часов, после чего развивается кли­ническая смерть.

- клиническая смерть.

Продолжительность этого периода 5-6 мин. Это обра­тимый этап умирания, при котором исчезают внешние проявления жизнедеятельности организма (дыхание, сер­дечные сокращения), однако не происходит еще необра­тимых изменений в органах и тканях. В этот короткий период еще возможно восстановление жизненно важных функций с помощью реанимационных мероприятий.



Запомните! Признаки клинической смерти:

отсутствие пульса на сонной артерии;

— артериальное давление равно нулю;

— отсутствие дыхания;

— нет реакции зрачков на свет (зрачки не сужаются);

— отсутствие сознания.

Вслед за периодом клинической смерти развиваются необратимые изменения, характерные для биологической смерти, при которой восстановления функций различ­ных органов достичь не удается.

Признаки биологической смерти:

— помутнение роговицы, размягчение глазного яблока;

— снижение температуры тела до температуры окру­жающей среды;

— трупные пятна;

— трупное окоченение.

 

Констатация биологической смерти производится вра­чами отделений стационара (если больной скончался в боль­нице), поликлиник и скорой помощи (в тех случаях, ког­да пациент умер дома), а также судебно-медицинскими эк­спертами (при осмотре трупа на месте его обнаружения), по совокупности признаков биологической смерти.

Если больной умер в стационаре, то факт его смерти и точное время ее наступления записывает врач в истории болезни. Труп раздевают, укладывают на спину без по­душки с разогнутыми коленями, опускают веки, подвя­зывают нижнюю челюсть, накрывают простыней и остав­ляют в отделении на 2 часа (до появления трупных пя­тен). По истечении этого срока медицинская сестра запи­сывает чернилами на бедре умершего его фамилию, ини­циалы, номер «медицинской карты стационарного боль­ного». Труп с сопроводительным документом, заполнен­ным врачом, перевозят на специальной каталке в патологоанатомическое отделение для последующего вскры­тия. Вещи и ценности умершего передают его родственникам под расписку.

Человек — единственное живое существо, знающее о неизбежности смерти и способное заранее себя к ней гото­вить. Впрочем, по-видимому, даже он не осознает этого как следует. 3. Фрейд в своей работе «О войне и смерти» поделился профессиональным наблюдением: «По существу никто не верит в собственную смерть или — что то же самое — каждый из нас, не осознавая того, убежден в своем бессмертии». С одной стороны, смерть является дей­ствительно неизбежным и, следовательно, естественным моментом, с другой, зная это, мы никак не желаем с ней примириться. Не желаем настолько, что в глубине души отказываемся принимать ее естественность. Человеческая смерть непостижима для нас. Нельзя осмыслить и выра­зить в понятии процесс умирания, уход из пространства и времени реальной жизни. Смерть сводит «на нет» все пре­тензии человека утвердиться в своей исключительности, она мешает ему чувствовать себя «венцом творения».

Тему смерти и ее непосредственную связь с определе­нием сущности человека наиболее глубоко изучал Н. Фе­доров. Человек знает смерть не как «свою», а как нечто происходящее с другим, т.е. «чужую». Вывод о смерт­ности человека сделан путем обобщения опыта истории. Но таким образом судить о сущности человека означает не понимать, что человек смертен не по творению, а по греху.

Смерть — наказание за грех, но в первотворении Бог создал человека не для смерти. Недаром в «Символе веры», одной из главных молитв христианской религии, акцент делается на чаянии о воскрешении мертвых. Согласить­ся с тем, что «человек» и «смертный» — синонимы зна­чит признать невозможность изжить грех, победить смерть и тем обожиться.

Смерть не зло, а необходимое и неизбежное звено в системе «Жизнь — Смерть», в которой существует все живое. Наше время попыталось смягчить муки страха перед смертью, открыв целую галерею откровений о «жиз­ни после смерти». Надежда на бессмертие приковала взгляды многих людей к религиям Востока: идея пере­воплощения успокаивает.

Но православная церковь и русская религиозная фи­лософия не признают ни обещания блаженства после смер­ти, ни перевоплощения. Если смерть есть наказание за грех, есть наследие падшего бытия, то умирание не мо­жет быть ничем иным, кроме «отпадения в одиночестве гибнущей твари». Умирание само по себе не знает откро­вения о загробной жизни и воскресении. Человек в своем индивидуальном одиночестве не спасается от смерти как продолжения первородного греха. Преодолеть смерть мож­но только соборными усилиями, на пути соборного изжи­вания греха, обожения — таков лейтмотив русской рели­гиозной философской мысли.

Стоит ли размышлять о смерти?

Если она неизбежна, с ней нам не справиться? Вспом­ним Канта: «Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей».

Внутренняя психологическая перестройка отношения к смерти идет, и смерть теряет свои устрашающие очер­тания. Как пишет В. Токарева: «...природа задолго гото­вит человека к смерти. Она делает его все равнодушнее, потихоньку гасит в нем свет, как служитель театра после спектакля. Сначала гасит свет на сцене, потом в зале, потом в фойе и, напоследок, в гардеробе».

Некоторые ученые, исходя из убеждения в неизбежно­сти смерти как необходимого момента жизнедеятельнос­ти, считают, что человек должен в себе воспитать разум­ное отношение к ней.

Достаточно мудро рассуждал древнегреческий фило­соф Эпикур: «Смерть для нас ничто, так как когда мы существуем смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы уже не существуем».

В русской культуре, наряду с негативным отношением к смерти, сложилось в рамках православно-христианс­кой традиции положительное понимание смерти и ее роли в жизни человека. Жизнеутверждающее отношение к смерти составляет ядро православной догматики, соглас­но которой не в самой смерти и смертности заключается положительный момент. Речь идет о том, что от нашей готовности встретить смерть и противостоять ей со всеми нашими мужеством, верой и надеждой зависит полнота реальной жизни людей.

Единственная возможность вырасти в меру жизни — значит непоколебимо стать перед лицом смерти, быть го­товым к ней без страха и без самоутверждения. «Быть готовым» — это не особое состояние, это жизнь и все в жизни. Каждое слово, каждое движение, все самое малое должно быть совершенно, чтобы, если смерть застанет в этот миг, можно было бы сказать: это последнее действие было самым прекрасным, что сумел сделать данный че­ловек. Другими словами, смерть — благо, но только при условии, что она выступает как постоянное напоминание живущим о необходимости быть готовыми к встрече с вечностью в любой момент времени, быть готовыми «дер­жать ответ» за все свои земные деяния.

Здорового человека не занимает мысль о смерти, его вни­мание занято заботами повседневной жизни. Проходят годы, люди стареют, теряют родных, друзей. Мысль о близости смерти все чаще посещает стареющего человека, в старости люди чувствуют смерть более близкой. «Под старость, — писал В.О. Ключевский, — глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди, живешь воспоминаниями, а не надеждами». Не­редко пожилые люди, измученные болями, невыносимыми условиями жизни, ждут смерти, как избавления от муче­ния. Но это, конечно же, не правило. Подавляющее боль­шинство стариков хочет жить — при всех своих болях и недугах, мучаясь и тоскуя, но воспринимая каждый новый день, каждый новый восход солнца как подарок.

Медицинским сестрам часто приходится иметь дело с пациентами, переживающими по поводу потерь. Это может быть и потеря конечности в результате ампутации, потеря возможности передвигаться самостоятельно в ре­зультате болезни, потеря зрения и надвигающаяся смерть, потеря самой жизни. Причем, когда мы говорим о потере жизни, мы имеем в виду и того, кто ушел от нас, потеряв жизнь, и тех (или того), кто переживает потерю в связи с уходом из жизни близкого человека. Естественная реак­ция человека на потерю — чувство горя, горевание. Если пациент и его родные не переживают горе в связи с поте­рей, у них могут возникнуть различные эмоциональные, психические и социальные проблемы. Чувство горя, горевание помогает человеку адаптироваться к потере.

Каждый человек реагирует на потерю по-своему. Но, тем не менее есть группа определенных реакций на потерю.

В 1969 г. одна из основательниц движения «Осозна­ние смерти» доктор Элизабет Каблер-Росе (США) опреде­лила пять эмоциональных стадий, которые проходит че­ловек, получивший известие о предстоящей потере (смер­ти). Время, которое необходимо каждому человеку для того, чтобы пройти эти 5 стадий, сугубо индивидуально. Причем часто человек может переходить от одной стадии к другой как вперед, так и возвращаться к уже пройден­ной стадии.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2783; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Антропологические и аксиологические аспекты науки.
  2. Аспекты деятельности учителя-словесника: психолого-педагогический, художественно-исследовательский, социально-психологический.
  3. Банківська система: принципи побудови, цілі, механізм функціонування.
  4. Банковская система: структура и характеристика её элементов.
  5. Банковская тайна в сфере банковского маркетинга: правовые аспекты регулирования
  6. Возрастные аспекты внимания, памяти, научения, сознания
  7. Возрастные аспекты эмоций
  8. Вопрос 2. Речевая деятельность. Функции речи, её структурные единицы. Мозговая организация (основные нейропсихологические факторы).
  9. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов, этапы функционирования и развития.
  10. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УРБАНИЗАЦИИ.
  11. Законодательные аспекты социальной защиты лиц пожилого и старческого возраста в РФ
  12. Индивидуально-психологические особенности личности осужденных




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.67.122
Генерация страницы за: 0.006 сек.