Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Медико-социальные и психологические аспекты смерти




 

 

Смерть — прекращение жизнедеятельности организма в вследствие этого его гибель; в более широком смысле — необратимое прекращение обмена веществ в живой суб­станции, сопровождающееся разложением белковых тел. В зависимости от причин, обусловливающих наступле­ние смерти, у высших животных и у человека различа­ют:

- физиологическую смерть, или естественную, насту­пающую в результате физиологического (естественного) старения;

- патологическую смерть, или преждевременную, вы­зываемую болезненными состояниями организма, пора­жением жизненно важных органов.

Вопросы, связанные с изучением механизмов процесса умирания, а также возникающих при этом клинических, биохимических и морфологических изменений в организ­ме, составляют предмет науки танатологи и Причины и меха­низмы смертельного исхода в каждом конкретном случае именуются как танатогенез. Состояние, пограничное меж­ду жизнью и смертью, называется терминальным. Оно включает 3 стадии.

Стадии умирания:

- предагонально е состояние.

Сознание пациента еще сохранено, но оно спутано, артериальное давление постепенно снижается, пульс рез­ко учащается и становится нитевидным, дыхание учаща­ется и углубляется, кожные покровы бледнеют. Предаго­нальное состояние при многих хронических заболевани­ях может продолжаться в течение нескольких часов и заканчивается развитием терминальной паузы (кратко­временное прекращение дыхания), продолжающейся от 5—10 с до 3—4 мин. и сменяющейся агональным перио­дом.

- агония (от греч. борьба).

Характеризуется кратковременной активизацией ме­ханизмов, направленных на поддержание процессов жиз­недеятельности. Вначале за счет растормаживания под­корковых центров отмечается некоторое повышение ар­териального давления, увеличение частоты сердечных со­кращений, иногда даже восстановление сознания на несколько минут. Вслед за этим кажу­щимся улучшением состояния резко падает артериаль­ное давление (до 10—20 мм рт. ст.), сердечные сокращения урежаются (до 20—40 в мин/), дыхание становится неравномерным, поверхностным, с редкими, короткими и глубокими дыхательными движениями и, наконец, со­всем прекращается, сознание угасает. Происходят непро­извольные мочеиспускание и дефекация. Зрачки расши­ряются, исчезает роговичный рефлекс. Наблюдаются об­щие тонические судороги, температура тела снижается на 1-2 градуса. Продолжительность агонального периода у пациентов, умирающих от хронических заболеваний, может быть несколько часов, после чего развивается кли­ническая смерть.

- клиническая смерть.

Продолжительность этого периода 5-6 мин. Это обра­тимый этап умирания, при котором исчезают внешние проявления жизнедеятельности организма (дыхание, сер­дечные сокращения), однако не происходит еще необра­тимых изменений в органах и тканях. В этот короткий период еще возможно восстановление жизненно важных функций с помощью реанимационных мероприятий.

Запомните! Признаки клинической смерти:

отсутствие пульса на сонной артерии;

— артериальное давление равно нулю;

— отсутствие дыхания;

— нет реакции зрачков на свет (зрачки не сужаются);

— отсутствие сознания.

Вслед за периодом клинической смерти развиваются необратимые изменения, характерные для биологической смерти, при которой восстановления функций различ­ных органов достичь не удается.

Признаки биологической смерти:

— помутнение роговицы, размягчение глазного яблока;

— снижение температуры тела до температуры окру­жающей среды;

— трупные пятна;

— трупное окоченение.

 

Констатация биологической смерти производится вра­чами отделений стационара (если больной скончался в боль­нице), поликлиник и скорой помощи (в тех случаях, ког­да пациент умер дома), а также судебно-медицинскими эк­спертами (при осмотре трупа на месте его обнаружения), по совокупности признаков биологической смерти.

Если больной умер в стационаре, то факт его смерти и точное время ее наступления записывает врач в истории болезни. Труп раздевают, укладывают на спину без по­душки с разогнутыми коленями, опускают веки, подвя­зывают нижнюю челюсть, накрывают простыней и остав­ляют в отделении на 2 часа (до появления трупных пя­тен). По истечении этого срока медицинская сестра запи­сывает чернилами на бедре умершего его фамилию, ини­циалы, номер «медицинской карты стационарного боль­ного». Труп с сопроводительным документом, заполнен­ным врачом, перевозят на специальной каталке в патологоанатомическое отделение для последующего вскры­тия. Вещи и ценности умершего передают его родственникам под расписку.

Человек — единственное живое существо, знающее о неизбежности смерти и способное заранее себя к ней гото­вить. Впрочем, по-видимому, даже он не осознает этого как следует. 3. Фрейд в своей работе «О войне и смерти» поделился профессиональным наблюдением: «По существу никто не верит в собственную смерть или — что то же самое — каждый из нас, не осознавая того, убежден в своем бессмертии». С одной стороны, смерть является дей­ствительно неизбежным и, следовательно, естественным моментом, с другой, зная это, мы никак не желаем с ней примириться. Не желаем настолько, что в глубине души отказываемся принимать ее естественность. Человеческая смерть непостижима для нас. Нельзя осмыслить и выра­зить в понятии процесс умирания, уход из пространства и времени реальной жизни. Смерть сводит «на нет» все пре­тензии человека утвердиться в своей исключительности, она мешает ему чувствовать себя «венцом творения».

Тему смерти и ее непосредственную связь с определе­нием сущности человека наиболее глубоко изучал Н. Фе­доров. Человек знает смерть не как «свою», а как нечто происходящее с другим, т.е. «чужую». Вывод о смерт­ности человека сделан путем обобщения опыта истории. Но таким образом судить о сущности человека означает не понимать, что человек смертен не по творению, а по греху.

Смерть — наказание за грех, но в первотворении Бог создал человека не для смерти. Недаром в «Символе веры», одной из главных молитв христианской религии, акцент делается на чаянии о воскрешении мертвых. Согласить­ся с тем, что «человек» и «смертный» — синонимы зна­чит признать невозможность изжить грех, победить смерть и тем обожиться.

Смерть не зло, а необходимое и неизбежное звено в системе «Жизнь — Смерть», в которой существует все живое. Наше время попыталось смягчить муки страха перед смертью, открыв целую галерею откровений о «жиз­ни после смерти». Надежда на бессмертие приковала взгляды многих людей к религиям Востока: идея пере­воплощения успокаивает.

Но православная церковь и русская религиозная фи­лософия не признают ни обещания блаженства после смер­ти, ни перевоплощения. Если смерть есть наказание за грех, есть наследие падшего бытия, то умирание не мо­жет быть ничем иным, кроме «отпадения в одиночестве гибнущей твари». Умирание само по себе не знает откро­вения о загробной жизни и воскресении. Человек в своем индивидуальном одиночестве не спасается от смерти как продолжения первородного греха. Преодолеть смерть мож­но только соборными усилиями, на пути соборного изжи­вания греха, обожения — таков лейтмотив русской рели­гиозной философской мысли.

Стоит ли размышлять о смерти?

Если она неизбежна, с ней нам не справиться? Вспом­ним Канта: «Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей».

Внутренняя психологическая перестройка отношения к смерти идет, и смерть теряет свои устрашающие очер­тания. Как пишет В. Токарева: «...природа задолго гото­вит человека к смерти. Она делает его все равнодушнее, потихоньку гасит в нем свет, как служитель театра после спектакля. Сначала гасит свет на сцене, потом в зале, потом в фойе и, напоследок, в гардеробе».

Некоторые ученые, исходя из убеждения в неизбежно­сти смерти как необходимого момента жизнедеятельнос­ти, считают, что человек должен в себе воспитать разум­ное отношение к ней.

Достаточно мудро рассуждал древнегреческий фило­соф Эпикур: «Смерть для нас ничто, так как когда мы существуем смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы уже не существуем».

В русской культуре, наряду с негативным отношением к смерти, сложилось в рамках православно-христианс­кой традиции положительное понимание смерти и ее роли в жизни человека. Жизнеутверждающее отношение к смерти составляет ядро православной догматики, соглас­но которой не в самой смерти и смертности заключается положительный момент. Речь идет о том, что от нашей готовности встретить смерть и противостоять ей со всеми нашими мужеством, верой и надеждой зависит полнота реальной жизни людей.

Единственная возможность вырасти в меру жизни — значит непоколебимо стать перед лицом смерти, быть го­товым к ней без страха и без самоутверждения. «Быть готовым» — это не особое состояние, это жизнь и все в жизни. Каждое слово, каждое движение, все самое малое должно быть совершенно, чтобы, если смерть застанет в этот миг, можно было бы сказать: это последнее действие было самым прекрасным, что сумел сделать данный че­ловек. Другими словами, смерть — благо, но только при условии, что она выступает как постоянное напоминание живущим о необходимости быть готовыми к встрече с вечностью в любой момент времени, быть готовыми «дер­жать ответ» за все свои земные деяния.

Здорового человека не занимает мысль о смерти, его вни­мание занято заботами повседневной жизни. Проходят годы, люди стареют, теряют родных, друзей. Мысль о близости смерти все чаще посещает стареющего человека, в старости люди чувствуют смерть более близкой. «Под старость, — писал В.О. Ключевский, — глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди, живешь воспоминаниями, а не надеждами». Не­редко пожилые люди, измученные болями, невыносимыми условиями жизни, ждут смерти, как избавления от муче­ния. Но это, конечно же, не правило. Подавляющее боль­шинство стариков хочет жить — при всех своих болях и недугах, мучаясь и тоскуя, но воспринимая каждый новый день, каждый новый восход солнца как подарок.

Медицинским сестрам часто приходится иметь дело с пациентами, переживающими по поводу потерь. Это может быть и потеря конечности в результате ампутации, потеря возможности передвигаться самостоятельно в ре­зультате болезни, потеря зрения и надвигающаяся смерть, потеря самой жизни. Причем, когда мы говорим о потере жизни, мы имеем в виду и того, кто ушел от нас, потеряв жизнь, и тех (или того), кто переживает потерю в связи с уходом из жизни близкого человека. Естественная реак­ция человека на потерю — чувство горя, горевание. Если пациент и его родные не переживают горе в связи с поте­рей, у них могут возникнуть различные эмоциональные, психические и социальные проблемы. Чувство горя, горевание помогает человеку адаптироваться к потере.

Каждый человек реагирует на потерю по-своему. Но, тем не менее есть группа определенных реакций на потерю.

В 1969 г. одна из основательниц движения «Осозна­ние смерти» доктор Элизабет Каблер-Росе (США) опреде­лила пять эмоциональных стадий, которые проходит че­ловек, получивший известие о предстоящей потере (смер­ти). Время, которое необходимо каждому человеку для того, чтобы пройти эти 5 стадий, сугубо индивидуально. Причем часто человек может переходить от одной стадии к другой как вперед, так и возвращаться к уже пройден­ной стадии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 14551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.