Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая поддержка умирающего человека и его близких




Стадии горевания.

1-я стадия. Психологический шок, в особенности если эта потеря внезапна, может перейти в психические при­падки и истерику. Шок приводит к реакции отрицания («Этого не может быть!»), иногда отрицание приводит к желанию изоляции от окружающих. Чисто рассудочно человек может понимать истинное положение вещей, но на уровне эмоций он его попросту не приомлет.

2-я стадия. Обостренная реакция злости, гнева, ярос­ти. Злость может быть направлена на семью или обслу­живающий персонал. Если раньше еще была надежда, то на втором этапе ее сменяет отчетливое понимание проис­ходящего. Он спрашивает себя: «Почему именно мне это выпало?» Он страдает от этой мысли.

3-я стадия. Сделка (торговля). Сделка с небом, с судь­бой, с жизнью, с высшими силами. Человек обращается к Богу со своими просьбами, мольбами, он обещает ему что-то сделать, если он даст ему возможность дожить доопределенной даты или исцелить его самого или его близ­кого.

4-я стадия. Депрессия, человек испытывает растерян­ность и отчаяние. Человек поглощен осознанием своих поступков, накопившейся за всю жизнь вины. В этот пе­риод человек часто плачет, отчужден, теряет интерес к дому и собственной внешности.

5-я стадия. Принятие, полное смирение. Человек же­лает лишь отдохнуть, уснуть. Принятие потери может рассматриваться как наиболее положительная реакция, поскольку она сопровождается большим желанием сде­лать все возможное, чтобы смягчить боль утраты.

 

Беспомощность, зависимость умирающего человека от окружающих, его изолированность требует всесторонне­го понимания и заботы медицинского работника.

Большинство врачей и сестер, которые изо дня в день сталкиваются со смертью, часто не просто «профессио­нально» подходят к этому явлению, но всеми силами ста­раются защитить себя от воздействия, жестки, замкну­ты. «Привыкли видеть смерть, закалились», — говорят об этом в повседневной жизни.

Элизабет Кюблер-Росс считает, что в наше время уми­рание выглядит ужаснее, чем раньше: одиноко, безлично и так «механизированно». Одиночество, безличное об­служивание начинается уже тогда, когда больного выры­вают из привычной обстановки и поспешно доставляют в больницу. Попадая в приемное отделение клиники, боль­ной видит, что врачи, сестры больше интересуются рент­геном, ЭКГ, анализом крови. Вопросы задаются его близ­ким, а не ему самому. Медленно, постепенно, но неизбеж­но больного начинают рассматривать как предмет, он перестает быть личностью. Больному хотелось бы, чтобы среди людей, снующих вокруг него, считающих его пульс, проверяющих функцию легких, изучающих его анализы, хотя бы один человек остановился около него, а он задал бы ему всего один вопрос. Все делается для спасения личности, но никто не смот­рит на человека как на личность.

Больной не хочет, чтобы о нем забыли! Он кричит, предъявляет новые претензии, жалуется, как бы давая понять: «Я еще жив, не забывайте этого! Вы ведь слыши­те мой голос, я еще не умер!»

К просьбам больного необходимо относиться с глубо­ким вниманием — исполнять «последнее» желание уми­рающего, каким бы оно ни было. Забота родных, внима­ние друзей, посещение ими больных также необходимо.

Что можно сказать умирающему? Это будет зависеть от конкретной обстановки, но в любом случае необходи­ма высокая тактичность. Характер и широта работы с умирающим зависит от его физического состояния, осо­бенностей его личности, от его эмоциональной настроен­ности, мировоззрения. Если у больного отмечается выра­женная реакция отрицания, если он и знать не желает о смерти, то говорить с ним о смерти нельзя, это было бы грубой ошибкой. Верить утверждениям больных, что они могут перенести любое известие, что им «спокойно мож­но сказать все», следует лишь в особенных случаях, в этом отношении надо быть очень осторожным, посколь­ку такие утверждения очень часто ничего не значат. Из­менения личности, ее перестройка, возникающая в ре­зультате хронического заболевания, измененное состоя­ние самого сознания больных часто не позволяет сооб­щить ему правду. В таких случаях лучше беседовать с родственниками.

Необходимо следить за тем, чтобы у постели больно­го, даже находящегося в бессознательном состоянии, не прозвучали ранящие слова, не говорилось ничего обид­ного.

Все исследователи подчеркивают, что одним из важ­нейших средств работы с умирающими является стремле­ние помочь всеми силами тому, чтобы они высказались. Рассказ больного о своих самых сокровенных пережива­ниях помогает рассеять его страхи и сомнения, устра­нить его изолированность, замкнутость. Если больной будет ощущать заботу о себе, ему будет легче переносить удары судьбы. В этот чрезвычайный период жизни мно­гому можем научиться и мы. Мертвые учат живых — гласит латинская пословица. То же можно сказать и об умирающих.

В больницах следует уделять больше внимания и воп­росу о размещении умирающего в палате. Часто смерть является огромным потрясением для остальных больных. Смерть одного из больных в палате таит в себе опасность «психической инфекции». Неожиданная смерть еще бо­лее глубоко потрясает соседей но палате. Поэтому очень важно вовремя изолировать умирающего. Уход за таки­ми больными в небольших палатах более интенсивен, что благоприятно и для самих больных, и для окружающих: не наносится вред остальным больным.

Поскольку период утраты включает в себя не только болезнь, но и смерть, сестринская помощь в виде психо­логической поддержки должна быть направлена и на род­ственников, переживающих и понесших потерю.

После того как родственники узнали от врача правду о заболевании и тяжести состояния пациента, сестра мо­жет отвечать на последующие вопросы, связанные с ухо­дом и обеспечением достойного качества жизни. Следует помочь родственникам снять вину и напряжение от вы­нужденной разлуки с больным, находящимся в лечебном заведении. Некоторых родственников нужно научить, как наносить визиты к больному. Следует при этом вести себя так, как если бы они находились в домашних условиях, например, сидеть и читать книгу, газету, вместе смот­реть телевизор, поскольку для умирающего, больного че­ловека бывает важно само присутствие близких, ощуще­ние, что он не одинок.

Ухаживая за умирающими и помогая их семьям пере­жить потерю, нужно стараться оказывать им поддержку, нужно помнить, что семья и близкие умирающего чело­века проходят те же стадии горевания, которые прохо­дит он сам.

Членам семьи будет легче пережить потерю, если они будут видеть, что уход за близким им человеком осуще­ствляется добросовестно, в палате поддерживается ком­фортная обстановка.

Сообщение близким о смерти больных телеграммой — дело естественное. Все, что принадлежало умершему, не просто предметы, подлежащие инвентаризации, - это дорогая память для близких, поэтому такт по отношению к ним требует бережного сохранения этих вещей. Близ­кие родственники умершего требуют заботы, сочувствия, особого внимания. Прежде всего следует быть готовым к проявлению сильных аффектов, уметь не только стерпеть их, но и помочь тем, кого постигло несчастье.

 

Эвтаназия.

Эвтаназия (от греч. хорошо и смерть) — намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого боль­ного с целью прекращения его страданий. Термин эвтаназия впервые употреблен английским философом Ф. Бэ­коном в XVII столетии для определения «легкой смерти» и с XIX в. приобрел значение умертвить кого-либо из жалости.

В последние годы широко обсуждается вопрос о допус­тимости эвтаназии. Однако проблема не нова. К эвтана­зии прибегали в глубокой древности. В первобытных пле­менах убивали соплеменников, ставших обузой. В Cпаpте сбрасывали со скалы младенцев, родившихся слабыми и больными, поощряли самоубийство стариков. Теперь мы считаем подобные обычаи варварскими и не достой­ными цивилизованного общества. Тем не менее эвтаназия узаконена в некоторых странах. Нидерланды — первая в мире страна, в которой официально разрешена практика прерывания жизни неизлечимо больных людей. Голланд­ский парламент значительным большинством голосов одоб­рил законопроект, легализирующий эвтаназию. Теперь ее может проводить по многократно выраженному жела­нию больного врач, проконсультировавшись со своими коллегами.

В американском штате Орегон закон о медицинском самоубийстве был принят в 1994 г., но вступил в силу лишь с ноября 1999 г. после ожесточенных судебных разбирательств по поводу его отмены.

В Дании разрешена «пассивная эвтаназия», решение о которой может принять сам больной.

Активная эвтаназия — это прямое причинение смерти больному, находящемуся в терминальном состоянии, на­пример, путем «смертельной инъекции».

Пассивная эвтаназия — это особая тактика лечения, ухода за терминальными больными, в основе которого лежит отказ от экстраординарных методов лечения, «в результате чего смерть причиняет сама природа».

В 1998 г. китайское правительство разрешило приме­нять эвтаназию для умирающих.

Нынешняя концепция отношений «врач-пациент» про­возглашает уважение моральной автономии личности и признание права пациента на сотрудничество с доктора­ми. Осторожность и нерешительность врачей и юристов, занимающихся проблемами легализации эвтаназии, вполне понятны и оправданы. Так же, как и стремление людей достойно умереть.

Проблема эвтаназии обсуждается с медицинской, эти­ческой и философской точек зрения. В дискуссии актив­но участвует церковь, категорически отвергающая любое самоубийство.

Россия не готова к принятию закона об эвтаназии. В современных условиях подобный закон может в любую минуту превратиться в удобную ширму для устранения неугодных и бесконтрольной торговли органами для транс­плантации.

Конечно, можно принять законы, регламентирующие каждый шаг при эвтаназии, чтобы попытаться не допус­тить злоупотреблений, но они вряд ли окажутся эффек­тивными. И так будет до тех пор, пока жизнь человека не станет в нашей стране самой большой ценностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 14350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.