Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №2 Содержательные теории мотивации труда. Теория иерархии потребностей по А. Маслоу

Процессуальные.

Содержательные

Основной принцип

Результат

Решение

Проблема

Текучесть рабочей силы

из­менении условий труда

улучшилось моральное состояние рабочих

выработка сильно возросла.

Снижение текучести кадров

для руководителей важно принимать во внимание психологию ра­ботника

Психологические теории мотивации труда Однако эксперименты Э. Мэйо не привели к разработке модели мотивации, которая бы адекватно объяснила побуди­тельные мотивы к труду. Психологические теории мотивации труда появились гораздо позднее; они возникли в 1940-х гг. и в настоящее время продолжают развиваться.

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что побуждает че­ловека к труду. Однако исследование поведения человека на ра­бочем месте дает некоторые общие объяснения мотивации и по­зволяет создать прагматические модели мотивации его труда.

Исследователи разделяют современные теории мотивации на два типа:

Содержательные теории базируются на идентификации потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи бу­дут описаны работы А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. МакКлеллан-да и Ф. Герцберга. Более современные процессуальные теории мотивации исходят в первую очередь из того, как ведут себя лю­ди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуалъные теории, которые мы будем рассматривать, — это теория ожидания, теория справедливости и комплексная модель моти­вации Портера-Лоулера.

Человек испытывает потребность, когда ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя кон­кретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определен­ные потребности, которые каждый человек может почувство­вать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать эти общечеловеческие потребности по опре­деленным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей, однако большин­ство психологов соглашаются, что потребности можно класси­фицировать как первичные и вторичные.

Первичные потребности являются по своей природе физиоло­гическими и, как правило, врожденными. Пример таких потребно­стей - потребности в пище, воде, дышать, спать и т.д. Первичные потребности заложены гене­тически, Вторичные потребности потребности психологические: потребности в успе­хе, уважении, привязанности, власти; потребность в принадлежно­сти кому или чему-либо, вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потреб­ности людей различаются в большей степени, чем первичные.

В 1943 г. психолог А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Он считал, что потребности формируют иерархию, в которой любая другая становится мотиватором только лишь после того, как низшая в иерархии будет пройдена. Выглядит иерархия следую­щим образом (см. рис. 2).

1. Физиологические потребности — нужда в пище, воде, сне и других вещах, необходимых для обеспечения жизни.

2. Потребности безопасности — нужда в безопасности, за­щите, порядке, мире.

3. Потребности в любви — нужды любви и принадлежно­сти. Люди сытые и находящиеся в безопасности ощущают нужду в друзьях и семье, в принадлежности к группе; эти нужды назы­ваются социальными потребностями.

4. Потребности в уважении — статус, престиж, слава, успех, внимание.

5. Потребности в самовыражении — высший уровень, по А. Маслоу, — нужда в превращении потенции в действительность, достижении того, чего можно достичь. Эта потребность может осуществиться в разных вещах — написании поэмы, воспитании семьи или чем-то подобном.

Теория А. Маслоу основана на исследовании пациентов с нервными расстройствами и применяется в различных областях в настоящее время, в том числе и в менеджменте.

Потребности, которые удовлетворены, не действуют как мотиваторы. Заключенный не увеличит свои порывы к труду иначе как за обещание дополнительного куска хлеба. Высокооп­лачиваемый специалист связывает свою мотивацию в наивыс­шей исполнительности с нуждой в самовыражении. Между эти­ми двумя крайностями лежат потребности и других уровней, кото­рые будут использоваться умными менеджерами и будут игнориро­ваться авторитарными управленцами с жестким руководством.

 

 


Рис. 2. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Теория А. Маслоу оказала большое влияние на развитие со­временного менеджмента. Однако жизнь показала, что в ней есть ряд очень уязвимых моментов. Так, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, воз­раст, пол, и так далее); не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это пред­ставлено в «пирамиде» А. Маслоу; удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №21 Основные концепции мотивации | Вопрос №3 Теория К. Альдерфера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.