Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №21 Основные концепции мотивации

Вопрос №1. Классические теории мотивации

Первоначальные концепции (Концепция (лат. conceptio) — 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 1) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и так далее) мотивации глубоко укоренились в нашей культуре. Многие менеджеры, особенно те, кто не имеет специальной подготовки, все еще испытывают сильное их влияние. И вполне вероятно, что вы встретитесь с такими примерами в работе. Более того, появляется искушение самому применить эти простые и прагматические подходы. Люди, являющиеся подчинен­ными в современных организациях, обычно гораздо более образо­ваны и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому их мотивы трудовой деятельности окажутся более сложными и трудными для воздейст­вия, если не понять хотя бы что-то в природе мотивации. Краткий исторический обзор теорий мотивации поможет вам лучше осоз­нать, что эффективность мотивации, как, впрочем, и все в управ­ленческой деятельности, связана с конкретной ситуацией.

1. Метод кнута и пряника. За много лет до того, как слово «мотивация» вошло в лек­сикон руководителей, было хорошо известно, что можно наме­ренно воздействовать на людей для успешного выполнения за­дач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой.

2. Школа научного управления Примерно в 1910 г. возникла «школа научного управления». Жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сде­лали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным приме­нением специализации и стандартизации, было впечатляющим.

Основные положения::

глупость заработков на грани голода

понятие «достаточной дневной выработки»

оплата труда тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу.

Увеличение производительности труда – как результат вышеуказанных действий

3. Психологический аспект мотивации Постепенно жизнь обычных средних людей начала улуч­шаться. И чем больше она улучшалась, тем лучше менеджеры начинали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.

Теория подсознательного 3. Фрейда распространилась по всему миру. Хотя попытки применить в управлении психологи­ческие мотивы были и раньше, только с появлением работы Э. Мэйо стало ясно, какие потенциальные возможности откры­ваются, а также то, что мотивация по типу кнута и пряника не­достаточна.

Эксперименты Мэйо или концепция человеческих отношений. Мэйо был одним из немногих академически образован­ных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области пси­хологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе экспе­римента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923-192 гг. После внимательного изучения ситуации Э. Мэйо определил, что условия труда прядильщика давали мало воз­можностей для общения друг с другом и что их труд был мало­уважаем, поэтому на предприятии наблюдалась большая теку­честь кадров данной категории работников. Э. Мэйо чувствовал, что решение проблемы снижения текучести кадров лежит в из­менении условий труда, а не в увеличении вознаграждения за него, С разрешения администрации он в качестве эксперимента установил для прядильщиков два 10-минутных перерыва для отдыха. Результаты проявились немедленно и были впечатляю­щими. Текучесть рабочей силы резко снизилась, улучшилось моральное состояние рабочих, а выработка сильно возросла. Ко­гда' впоследствии инспектор решал отменить эти перерывы, си­туация вернулась к прежнему состоянию, доказав таким обра­зом, что именно нововведение Э. Мэйо улучшило состояние дел на участке.

Эксперимент укрепил уверенность Э. Мэйо в том, что для руководителей важно принимать во внимание психологию ра­ботника. Выводы, к которым пришла группа исследователей ме­неджмента, позволили основать новое направление менеджмен­та — концепцию «человеческих отношений», которая доминиро­вала в теории управления до середины 1950-х гг.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №2 Формирование мотивационных комплексов в процессе активизации деятельности персонала | Вопрос №2 Содержательные теории мотивации труда. Теория иерархии потребностей по А. Маслоу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.