КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос №2 Формирование мотивационных комплексов в процессе активизации деятельности персонала
Человек, выполняя работу, руководствуется в деятельности не одним мотивом, а разнонаправленными мотивами или сложной цепочкой последовательно связанных мотивов, что осложняет использование стимулов. Поэтому в реальном измерении мотивация представляет собой мотивационный комплекс, т.е. определенное единство связанных между собой стимулов и мотивов, включающих:
Для характеристики каждого из этих признаков мотивации выделим три группы мотивов: 1. непосредственно связанные с трудом; 2. непосредственно связанные с организацией; 3. связанные с жизнедеятельностью человека. Мотивы, непосредственно вытекающие из процесса выполнения труда, Мотивы, непосредственно связанные с организацией, ее функционированием в качестве специализированного социо-экономического института, выражаются группой социальных потребностей, к которым относятся самореализация, достижение, признание и т.д. Такие мотивы связаны со следующими стимулами: планированием карьеры, многообразием социально-психологических и статусных позиций, созданием оргструктур, обеспечивающих развитие активности персонала. Стимулы в значительной мере ориентированы на общее и профессиональное развитие персонала, образуя прочное и долговременное единство между организационными ценностями и личностными мотивами персонала. Мотивация, связанная с жизнедеятельностью человека, ориентирована на удовлетворение потребностей, полностью основанных на материальных (финансовых) ресурсах: зарплате, отсроченных стимулах, льготах и привилегиях, предоставляемых организацией работающему персоналу и бывшим работникам предприятия. Поскольку ресурсы материального стимулирования всегда ограничены, наиболее эффективными способами преодолеть порог безразличия становится не наращивание величины стимула, а маневрирование материальными стимулами. В этом случае искусство мотивации будет состоять в образовании связей между количественными и временными характеристиками стимулов и мотивов, а также в разнообразии материальных стимулов, способных соответствовать мотивам более высокого порядка. В распоряжении системы управления всегда должно быть достаточно стимулов, чтобы их использовать для образования единства с мотивами. Мотивационные комплексы, обладающие большей устойчивостью, позволяют пользоваться ими, управляя персоналом, в течение длительного времени и, следовательно, достичь целей, постановленных на перспективу, и решить сложные, пролонгированные задачи. Мотивационные комплексы позволяют образовать более широкое поле сотрудничества между организацией и персоналом и, следовательно, создать благоприятные условия для преодоления кризисных явлений экономического и управленческого порядка. Они позволяют непосредственно влиять на персонал не только в сфере производства, но и вне организации. Образование сложных и дееспособных мотивационных комплексов, как показывают современные зарубежные исследования, становится практической и самостоятельной управленческой задачей.
Вопрос №3 Прямое и косвенное стмулирование По характеру направленности на персонал стимулы бывают прямые и косвенные. Прямые стимулы — это те, которые используются в качестве управленческого воздействия в виде материальных или морально-психологических предложений персоналу с целью вызвать определенную ответную активность. Прямое стимулирование осуществляется по следующим правилам:
Таким образом, прямое стимулирование связано с получением не Прямое стимулирование становится обременительным, если планируемого результата не последует. Временной фактор прямого стимулирования столь же значим, как и фактор количественный или содержательный. Схема стимул — время действия стимула — результат выступает как условие эффективности прямого стимулирования. Косвенные стимулы ориентированы на создание внутренней организационной среды, которая способствует удовлетворению значимых потребностей персонала в различных областях жизнедеятельности. Непосредственно косвенные стимулы реализуются в следующих концептуально-организационных формах:
Все условия, связанные с косвенным стимулированием, можно объединить в три группы. Первая группа — концептуально-организационные основания, связанные исключительно с базовыми факторами построения организации. Вторая группа — управленческие факторы, включающие практические методы, приемы управления организацией. Третья группа — социально-экономические возможности организации по использованию косвенного стимулирования. Очевидно, что при правильной и современной концепции построения организации ее возможности стимулирования в значительной степени могут быть реализованы только при условии экономической мощи, определенного уровня экономического развития, а также величины организации. У малого предприятия значительно меньше возможностей использовать косвенные стимулы, чем у крупного, относящегося к современной отрасли промышленности. Рассмотрим некоторые из условий косвенного стимулирования. 1. Концепция деятельности организации прямо связана с ее общественным назначением, участием в разделении общественного труда и ориентацией на удовлетворение потребностей общества. 2. Чем шире общественный слой или социальная группа, потребности которых организация способна удовлетворить, тем в большей степени ее миссия отвечает назначению общественного производства. Таким образом, общественный диапазон деятельности организации и составляет содержание ее концептуальной направленности. 3. Косвенные стимулы — это стимулы, рассчитанные на длительное время, поэтому они неактуальны для организаций, выполняющих какие-либо коммерческие спекулятивные функции. 4. Косвенные стимулы прямо или опосредованно увязываются с удовлетворением потребности не только организации, но и персонала. Развитие организации основывается на балансе интересов персонала и организации в лице ее' владельцев и топ-менеджеров. 5. Косвенное стимулирование становится более разнообразным и по затратам нередко опережает расходы на прямое стимулирование. При этом повышается значимость морально-психологических стимулов, поскольку именно они являются основой удовлетворения возросших социальных потребностей персонала. Вопрос №4 Взаимосвязь мотивации и эффективностью труда. Мотивация как процесс менеджмента
Мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы, своих обязанностей. Однако между мотивацией и конечным результатом деятельности нет прямой зависимости. Может быть так, что человек, очень мотивированный на выполнение своей работы, дает результаты хуже, чем человек менее или даже слабо мотивированный. Отсутствие однозначной связи между мотивацией и конечным результатом деятельности обусловлено тем, что на результаты труда оказывает влияние множество других факторов: 1. квалификация 2. способность работника, 3. правильное понимание им выполняемой задачи, 4. влияние на процесс работы со стороны окружения и т.п. Разрыв между мотивацией и результатами труда порождает серьезную управленческую проблему: как оценивать результаты работы отдельного работника и как его вознаграждать? Если вознаграждать только по результатам труда, то тогда можно демотивировать работника, получившего низкий результат, но старавшегося и затратившего большие усилия. С другой стороны, если вознаграждать работника в зависимости от мотивации, без учета реальных результатов его труда, то можно вызвать ухудшение результатов работы менее мотивированных, но производительных работников. Решение данной проблемы носит ситуационный характер. Менеджеры должны знать и помнить о том, что в руководимом ими коллективе данная проблема может возникать, и ее решение совсем не столь очевидное и легкое. Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий: 1. возникновение потребности, 2. поиск путей ее устранения, 3. определение целей (направления) действия, 4. осуществление действия, 5. вознаграждение за осуществление действия 6. устранение потребности. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, однако, для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, приводимая ниже модель может быть приемлема и полезна. Возникновение потребности. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Поиск путей устранения потребности. Потребность возникла и создает проблемы для человека, он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить или не замечать. Возникает необходимость что-то делать, что-то предпринять. Определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов: 1. что я должен получить, чтобы устранить потребность; 2. что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; 3. в какой мере я могу добиться того, что желаю 4. насколько то, что я могу получить, может устранить потребность. Осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете позволят ему получить что-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то в процессе осуществления действия на этой стадии может происходить корректировка целей. Получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется, насколько выполнение действий дало желаемый результат и в зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию. Устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, стимулирует ли устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. Процесс мотивации очень сложен. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |