КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о формах организации обучения,
Технология концентрированного обучения. Урочные и внеурочные формы организации обучения. Развитие организационных форм учебной работы. Понятие о формах организации обучения, их функции и классификации. Формы организации учебной работы ЛЕКЦИЯ 21
их функции и классификации.
Форма - есть способ существования любого явления. В современной педагогике различают: - формы обучения, - формы организации обучения. Формы обучения — это виды организации взаимодействия учащихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между собой и с преподавателем в рамках того или иного вида занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная). Форма организации обучения - вид занятия, исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которому свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения. Формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем Анализ этих определений позволяет выделить следующие основные признаки формы организации обучения: - пространственно-временная определенность (режим занятия, место проведения занятия, состав учащихся и педагогов); - последовательность этапов работы или структура занятия; - степень самостоятельности учащихся; - дидактическая цель занятия. Формы организации обучения способствуют реализации функций педагогического процесса: - обучающей, - развивающей, - воспитывающей.
Наряду с этим, они выполняют и специфические функции: - интегративную, - коммуникативную, - управленческую.
Интегративная функция - состоит в том, что благодаря форме организации обучения цели, содержание, методы и средства обучения обретают признаки системности, становятся доступными для восприятия как завершенная, целостная единица взаимодействия педагога и учащихся. Коммуникативная функция - организация общения в учебном процессе — от этой функции прежде всего зависит степень активности и характер общения учащихся с педагогом и друг с другом.
Управленческая функция - означает, что форма организации обучения может рассматриваться как средство управления обучением, воспитанием и развитием учащегося и одновременно в качестве средства подготовки учащихся к управленческой деятельности.
Соотношение между формами организации обучения и его методами.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования н модернизации. К сожалению, понятие форма организации обучения не имеет в дидактике достаточно чёткого определения. Многие ученые попросту обходит этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории. Это ведет к терминологической путанице, даже в отдельных научных публикациях эти категории смешиваются и понятие метод обучения употребляется как синоним формы учебной работы. Понятно, что в науке это недопустимо. Рассмотрим различие между формой организации обучения и методом обучения. На предыдущих лекциях мы рассматривали с вами метод обучения как способ обучающей работы преподавателя и организации учебной работы учащихся по решению таких дидактических задач, как овладение знаниями, выработка умений и навыков по применению знаний на практике, проверка и оценка знаний учащихся. Для решения каждой из этих задач имеются определенные методы. Таким образом, понятие метод обучения характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса. Понятие же формы организации обучения имеет иной смысл. Латинское слово форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Например, преподаватель может обучать группу учащихся, т.е. проводить коллективное обучение, или заниматься с одним учеником — индивидуальное обучение. В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучаемых. Вместе с тем она может отражать также временную регламентацию учебных занятий. Так было время, когда учащиеся занимались с утра до обеда, однако определенного разграничения и перерывов между отдельными видами учебных занятий не существовало. Далее, занятия можно проводить в классе и можно осуществлять выход (экскурсию) к изучаемым объектам, что характеризует форму обучения с точки зрения места его проведения.
Классификации форм организации обучения.
Итак, существуют различные классификации форм организации обучения, отличающиеся по тому, какие критерии лежат в их основе: 1 - число учащихся, 2 - место учебы, 3 - продолжительность занятий, 4 - доминирующая функция, 5 -дидактическая цель, 6 - вид деятельности. По числу учащихся выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы (аудиторные и внеаудиторные). К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т.п., а ко вторым — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т. д. По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности. Однако, будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана с внутренней, содержательно-процессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Взять, например, ту же экскурсию. В одном случае она может посвящаться изучению нового материала, в другом — новый материал учащиеся усваивают на уроке, а экскурсия проводится с целью его закрепления, связи теории с практикой. Ясно, что эти экскурсии будут иметь различный внешний вид и на них будут использоваться разные методы обучения. Все это показывает, что без глубокого осмысления методов обучения нельзя рассматривать структуру и дидактические основы использования различных форм организации учебных занятий.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 13040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |