Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторая стадия- стадия возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей(стадия действия юридических норм)




На данной стадии, на основе созданных правовых норм возникают права и обязан­ности у конкретных субъектов правоотношений, когда физи­ческие и юридические лица оказываются в системе правовой связи и когда правам одной стороны соответствует юридичес­кая обязанность другой. Элементом в МПР выступает юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для достижения конкретных интересов субъекта права в рамках правовых норм.

Таким образом, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или фактический состав.

(3). Третья стадия - стадия реализации субъективных юридических прав и обязанностей. Эта стадия показывает, как предписания правовых норм выполняются на практике, в реальных жизненных усло­виях. Речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм и при наличии юридических фактов. Здесь выявляется какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, а какая из сторон призванная его удовлетворить, т.е. юридическую обязанность.

Следрваиельно, одна сторона осуществляет свои права, а дру­гая сторона соответственно выполняет возложенные на нее юридичес­кие обязанности, удовлетворяющие права первой стороны.

В результате право оказывает реальное воздействие на общест­венную жизнь, определяя поведение и деятельность юридичес­ких и физических лиц.

Данная стадия воплощается именно в таком элементе МПР, как правоотношение.

(4). Четвертая стадия - это стадия применения права, т.е. реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей, а именно позволяет субъекту право удовлетворить свои интересы.

Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – реализуются в поведении конкретных субъектов.

Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

При с о б л ю д е н и и субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Таким образом, он не препятствует (не реализует свои собственные интересы), которые бы противоречили интересам или осуществлению своих прав другой стороне (контрсубъекту).

При и с п о л н е н и и обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы другой сторон (контрсубъекта) и не ставить ему препятствие в какой-либо форме (напр., невыполнение или частичное невыполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента).

При и с п о л ь з о в а н и и субъект получает благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц.

Анализ перечисленных форм реализации позволяет выявить одну общую закономерность: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов другой стороне (контрсубъектов).

(5) Пятая стадия является факультативной (факультативной называется потому, что осуществляется только лишь в случае возникших препятствий по реализации субъективного права управомоченного лица). Она вступает в действие тогда,

§ когда беспрепятственная форма реализации права не удается и

§ когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность.

Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

В таких условиях управомоченный имеет еще одно средство: право на защиту, с помощью которого он, через специальные органы возбуждает правоприменительный процесс.

Субъективное право на защиту выступает здесь в качестве возможности посредством юрисдикционных органов применить в отношении обязанного лица меры государственно-принудительного свойства в целях устранения препятствий в реализации своих прав.

Нарушившая сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первом плане выделяется ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ, которая выражается в необходимости претерпеть применение к ней мер принудительного свойства.

Поэтому охранительное правоотношение построено по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть с целью восстановить справедливость с помощью права, чтобы удовлетворить неудовлетворенные интересы управомоченного лица (носителя субъективных прав). Без власти, без принудительной силы снять препятствия (помехи) бывает просто невозможно. И поэтому юрисдикционный орган с помощью принудительных элементов (мер защиты, ответственности) «сковывает» интересы обязанного лица (нарушившей стороны) и на этой основе дает возможность удовлетворить либо доудовлетворить интересы управомоченного лица.

Подобную форму правоприменения называет ОХРАНИТЕЛЬНОЙ, ибо она устраняет препятствие и обеспечивает укрепление законности.

Данная факультативная стадия (осуществляемая только лиши в случае препятствий) отражается в таком факультативном элементе МПР, как охранительные правоприменительные акты.

3.2. Элементы механизма правового регулирования

В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяются четыре основных элемента его механизма:

§ норма права;

§ правоотношение;

§ акты применения права;

§ акты реализации прав и обязанностей.

Перечисленные элементы механизма правового регулирования имеют следую­щее правовое содержание.

(1). Нормы права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, т.к. в ней залоджена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции.

В зависимости от выбора сонований нормы права могут быть классифицированы на следующие виды:

а) исходные (нормы начала, нормы принципы, нормы дефиниции, определительно-установочные), нормы-правила поведения (регулятивные и охранительные нормы) общие (это предписания, охватывающие своим действием, как правило все правовые институты той или иной отрасли права) и специальные (Особенна часть УК) — в зависимости от функциональной роли в механизме правового регулирования;

б) конституционные, гражданские, уголовные, административные и т.д. — т.е. по предмету правового регулирова­ния;

в) императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные — по методу правового регулирования;

г) материальные и процессуальные — по характеру поведения субъектов права.

д) управомочивающие, обязывающие и запрещающие – по форме выражения предписаний.

(2). Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить, кто и как будет выполнять требования нормы права.

Правоотношение является индивидуализированным от­ношением, т.е. отношением между отдельными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами), кото­рые связаны между собой субъективными правами и субъективными юридическими обязанностями, которые определяют выраженную в законе меру возможного и должного поведе­ния, т.е. его границы (рамки).

Правоотношение появляется при на­ступлении предусмотренных законом юридических фактов или фактических составов (договора, административного акта, правонарушения, события, действия, уход на пенсию и т.д.).

(3). Акты применения права составляют властные действия компетентных органов,

§ обеспечивающих возникновение правоотношений,

§ проводящих требования норм права в жизнь,

§ гарантирующих осу­ществление прав и обязанностей.

Акты применения права издаются в форме приказов, распоряжений, постановлений и т.д.

(4). Акты реализации прав и обязанностей определяют истинное поведение субъектов.

На этом элементе заканчивается действие меха­низма правого регулирования, потому что обеспечивается реальное поведение субъектов, соответствующий результат, на достижение которого была направлена воля законодателя.

Необходимо отметить, что в зависимости от того, какие эле­менты механизма правового регулирования используются, процесс регулирования будет

§ простым или

§ сложным.

Простое регулирование такой процесс, когда используется один государственный властный акт, т.е. нормативный акт. Индивидуализация прав и обя­занностей осуществляется самими субъектами, к которым этот акт обращен.

Сложное регулирование такой процесс, когда используются два акта государственно-властного характера: один из нихнормативный, другойакт применения нормы права.

Однако, независимо от того, каков процесс правового регулирования (простой или сложный) ц е л ь у него всегда одна

§ упрочить общественные отношения,

§ содействовать их развитию,

так как непосредственным результатом правового регулирования является правомерное поведение граждан.

Процесс реализации права осуществляется определенными МЕТОДАМИ и СПОСОБАМИ

3.3. Методы правового регулирования

Метод правового регулирования — это совокупность способов воз­действия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Метод правового регулирования включает следующие эле­менты:

1) специфический способ взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений;

2) та или иная совокупность юридических фактов, служащих основа­нием возникновения, изменения или прекращения правоотношений;

3) особые способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов права;

4) санкции, способы и процедуры их применения.

Из названных элементов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права.

При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода.

Исходя из указанного элементов метода правового регулирования выделяют четыре метода правового регулирования:

императивный (авторитарный) — метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

диспозитивный (автономный) — метод равноправия сторон, ко­ординации, основанный на дозволениях;

поощрительный метод вознаграждения за определенное за­служенное поведение;

рекомендательный метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения.

Основными среди выделенных методов правового регулирования можно считать

императивный (авторитарный), основанный на вла­стно императивных началах и означающий централизованное регу­лирование «сверху донизу», и

диспозитивный (автономный), т.е. де­централизованное регулирование, при котором участники общест­венных отношений выступают как равноправные стороны. Именно они лежат в основе всех отраслевых методов.

Указанные методы правового регулирования хотя и являются основными, однако в различных отраслях права существуют различные сочета­ния, комбинации этих главных и дополнительных методов (напр., в уголовном праве и императивный, и поощрительный).

Не следует забывать, что метод правового регулирования является одним из важным критериев разграничения права на отрасли.

3.4. Способы правового регулирования

Специфику методов правового регулирования раскрывают также сочетания и комбинация СПОСОБОВ регулирования общественных отношений.

Чтобы побудить граждан и иных лиц к активному использованию предоставленных им прав и свобод и тем более обеспечить надлежа­щее исполнение обязанностей, предусмотренных нормами права, правотворческие органы разрабатывают и применяют специальные способы регулирования общественных отношений.

Современная правотворческая практика знает шесть таких способов: запреты, доз­воления, правомочие, позитивное обязывание, стимулы и санкции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.