Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пределы правового регулирования — это границы государственно-властного вмешательства государства, его органов в систему обществен­ных отношений

Предполагается, что в сферу правового регулирования должны входить:

1) во-первых, те общественные отношения, объективно нуждающихся в правовом регулировании. Это те отношения, в которых отражаются как индивидуальные, так и интересы общества в целом. Они строятся по принципу равенства сторон и содержанием которых является обмен ценностями. Это главным образом имущественные, семейные, трудовые и связанные с ними отношения;

2) во-вторых, в этих отношениях интересы участников должны реализовываться путем взаимного самоограничения, обусловленного удовлетворяющими их соглашениями. Это отношения, которые складываются в сфере властного управления обществом.

Это, прежде всего административно-управленческие, бюджетные, налоговые, таможенные и т.п. отношения, которые предполагают определенную соподчиненность, субординацию их участников.

Кроме того, в сферу правового регулирования должна входить деятельность государства по формиро­ванию новых, отсутствующих в обществе правовых отношений;

3) в-третьих, эти отношения требуют наличия и соблюдения определенных правил, обязательность которых подкрепляется средствами государственного воздействия. Это отношения по обеспечению (охране) правопорядка, которые принято именовать правоохранительными.

Они возникают вследствие правонарушений, совершаемых в двух названных выше сферах, и предполагают реализацию мер правовой защиты и юридической ответственности, предусмотренных различными отраслями права.

Современное общество имеет достаточно обширную область, где личность действует, сообразно собственному сознанию и с учетом имеющихся ценностных ориентации, моральных, иных социальных неюридических норм и личных интересов.

Подоб­ным образом личность действует:

1) при реализации политических свобод, свободы личной жизни, слова и мысли, совести, литератур­ного, художественного, научного и других видов творчества;

2) в сфере личных семейных взаимоотношений;

3) в качестве члена обществен­ных либо религиозных объединений.

На долю государства приходится регулирование вопросов, свя­занных с обеспечением реальной свободы личности, устранением любых препятствий, которые могут исходить от других лиц и орга­нов государства.

Одновременно государство устанавливает границы свободы личности, выход за которые создает реальную угрозу при­чинения вреда другим лицам, обществу и государству. Ибо личная свобода остается частным делом постольку, поскольку она не пося­гает на права и свободы других лиц.

В зависимости от тяжести пося­гательства на права других лиц и иных обстоятельств, злоупотребле­ние свободой может признаваться государством административным проступком либо преступлением.

Конституционная свобода совести и вероисповеданий, например, предоставляет каждому гражданину весьма широкий спектр его воз­можных действий.

Гражданин может исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеж­дения и действовать в соответствии с ними.

Государство не только не вмешивается в предоставленную гражданам свободу совести, но и устанавливает уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов.

В то же время государство принимает меры по охране прав и здоровья граждан от нарушений, которые могут допус­каться религиозными объединениями, злоупотребляющими своей сво­бодой.

Действующим Уголовным кодексом РФ признается преступлением создание ре­лигиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения своих юридических обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а также участие в деятельности такого объединения (ст. 239 УК РФ).

Право не только отражает общественные отношения, но и в определенной мере творит их. Так, вне правового регулирования не могут существовать структура, компетенция и порядок деятельности государственных органов и должностных лиц, правосудие, деятель­ность органов следствия и дознания, разного рода налоги.

Благодаря праву государство получает возможность охранять и развивать отно­шения, которые в обществе могут находиться в стадии становления, но с которыми государство связывает дальнейшее прогрессивное развитие общества в целом или его отдельной сферы.

Творческая, созидательная роль права весьма ярко проявилась в Российской Федерации в 90-х годах, когда были проведены меры по восстановлению рыночной экономики и формированию правового государства.

В частности, была проведена приватизация значительной части государственных предприятий. Система Сове­тов народных депутатов, соединявшая в одном лице исполнитель­ную и законодательную власть, была заменена системой государственных органов, основанной на принципе разделения законода­тельной, исполнительной и судебной властей.

Граждане получили ряд дополнительных прав и свобод, но лишились возможности удовлет­ворять значительную часть своих потребностей из общественных (го­сударственных) фондов потребления.

Таким образом, государство выступало и выступает мощным сред­ством реформирования и преобразования общественных отношений.

Любой вновь принимаемый закон, иной нормативно-правовой акт содержит ту или иную совокупность норм, направленных на преоб­разование, совершенствование системы общественных отношений, развитие и охрану отношений, с которыми общество и государство связывают свое прогрессивное развитие и наиболее полное удовлет­ворение потребностей и интересов личности.

Однако творческая роль права по созданию и развитию новых порядков является отнюдь не беспредельной. В своих реформаторс­ких устремлениях государство оказывается по преимуществу огра­ниченным.

Любая, самая благая мера государства может привести к социально полезным результатам при одном непременном условии — правовые нормы должны соответствовать экономическим, полити­ческим, правовым и иным социальным закономерностям, а также учитывать конкретно-исторические условия действия этих законо­мерностей.

Многовековая история человеческого общества убедительно по­казала, что уровень развития права не может быть выше экономи­ческого и культурного уровней развития общества. Это положение означает, что право может закреплять различные способы распреде­ления и потребления произведенных материальных и духовных благ.

Однако все такие способы оказываются реальными и выполнимыми в той мере, в какой реально учитывают экономическое положение страны. С помощью права нельзя распределять блага, которые об­щество вследствие неразвитости промышленности, строительной индустрии, инфраструктуры не производит и не в состоянии произ­вести.

Правовое регулирование не может быть успешным и без учета уров­ня культуры населения, его готовности реализовать принятые государ­ством нормативно-правовые акты. Ибо, как уже ранее говорилось, нормативно-правовые акты, не одобряемые и не поддерживаемые большей частью или всем населением, не имеют больших шансов на успешное действие даже при очевидной необходимости и целесооб­разности принимаемых государством мер.

Яркой иллюстрацией этого положения может служить антиалкогольное законодательство, при­нимавшееся в ряде стран, в том числе и в СССР.

Общество несет гигантские потери от чрезмерного употребления населением спиртных напитков. В обществе оказывается большое количество алкоголиков, не способных работать и принимать актив­ное участие в жизни страны. Родители-алкоголики не могут дать полноценного потомства. Если подходить к проблеме с таких позиций, то меры по ограничению распространения спиртных напитков представляются оправданными и правомерными.

Однако население с его реальным культурным уровнем оказалось не готовым к таким мерам. В результате государство вынуждено отказываться от установленных им запретов и снимать свои ограничения на продажу спиртных на­питков.

В правотворческой деятельности существуют весьма четкие пределы и в использовании государством приемов, способов правового ре­гулирования.

Разрабатывая систему правовых средств, способных обеспечить результативное действие норм права, правотворческие органы должны учитывать

· закономерности и принципы права, вы­явленные правовой наукой,

· а также международные правовые нор­мы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.

Признавая приоритет прав и свобод человека, и гражданина пе­ред собственными интересами, государство существенно ограничи­вает свои возможности в правовом регулировании общественных отношений.

Современное демократическое государство не может устанавливать правовых норм,

запрещающих политические права и свободы граждан,

отказывающих в материальной помощи социаль­но незащищенным слоям населения,

ущемляющих право на всеоб­щее и бесплатное образование, на медицинскую помощь и другие права, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека и други­ми нормами международного права.

В демократическом обществе не могут устанавливаться и приме­няться меры государственного принуждения с нарушением презум­пции невиновности, к невиновным лицам, не соответствующие тяжести совершенного правонарушения.

Нарушая эти и другие нормы международного права, закрепляющие права и свободы человека, государство устанавливает в обществе полицейский режим, чинит произвол и насилие.

Подобные действия государства признаются неправомерными и дают основание гражданам принимать меры к установлению такой власти, которая была бы способна обеспечить в обществе демократию и стабильный правовой порядок, основанный на уважении и соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

5. Эффективность механизма правового

регулирования

Эффективность правового регулированияэто соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирова­ния в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техни­ки) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информа­ционно-психологических средств такое положение, когда со­блюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.

Совершенствование правоприменения «дополняет» действен­ность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования. Акты правоприменения — наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регу­лированию, содействует своими силами процессу удовлетворе­ния интересов.

Соединение нормативного регулирования и право применения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начина­ют демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регу­лирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) — в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен вы­ражать такую взаимосвязь различных правовых средств, пред­ставляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные пре­имущества. Если нормативная регламентация призвана обеспе­чить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законнос­ти, то правоприменение — учет конкретной обстановки, своеоб­разие каждой юридической ситуации.

Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, ми­нимизирует сбои и остановки в его работе. От правильного вы­бора правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению пра­вового эффекта.

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безус­ловно, повлияет на качество всего МПР, на укрепление закон­ности и правопорядка.

Интересы человека — вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов МПР, повышения их эффектив­ности. Выступая своего рода юридической технологией удов­летворения данных интересов, механизм правового регулиро­вания должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осу­ществлению законных стремлений личности, упрочению ее пра­вового статуса.

И т а к, мы рассмотрели в полном объеме,

что представляет собой механизм правового регулирования,

из каких стадий состоит правовое регулирование,

какие выделяет теория права элементы механизма правового регулирования, а также методы и способы правового регулирования,

а также пределы и эффективность МПР

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Санкции.Действенным способом правового регулирования являютсясан­кции | Диуретические средства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.